-4oC
$334.85
394.29
rub_icon5.69

01.11.2011 97 0

Культура

Режиссер из Астаны поставил на сцене Уральского каздрамтеатра самое пронзительное произведение Айтматова

Нурлан Джуманиязов, режиссёр из Астаны, поставил в Уральске на сцене  казахского драмтеатра самое трагическое, самое щемящее, самое пронзительное произведение Чингиза Айтматова «Белый пароход».

Мальчик  живет на кордоне среди нескольких взрослых. У него есть две сказки: одна, рассказанная  дедом, вторая, придуманная им самим. Сказка деда – о Матери –Оленихе, спасительнице и хранительнице их рода. Сказка мальчика – о Белом пароходе, к которому он мечтает уплыть, превратившись в рыбку, и на котором его ждет  отец.
Два полюса жизни – родовые истоки и цивилизация. Теплое чувство хранимости   природой и холодный жесткий механизм, о который разбиваются сказки. И между всем этим – маленький, ранимый, одинокий ребенок. Когда  дед мальчика в угоду хозяину кордона убивает олениху, потрясенный этим предательством мальчик, бросается в воду. «Знал ли ты, что никогда не превратишься в рыбу? Что не доплывешь до Иссык-Куля и не увидишь белый пароход?  Одно меня утешает: ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа», — так заканчивается   произведение Ч. Айтматова.
— Айтматов отправляет мальчика в эту бездну, а  я не мог через это перешагнуть, — наш разговор с режиссером-постановщиком спектакля Нурланом Джуманиязовым происходит за несколько часов до премьеры. – Этот вопрос меня всегда волновал: или мальчик освободился от того, что его волновало, или потерял то хрупкое восприятие мира? У Айтматова однозначно: мальчик погибает. Я оставляю его в живых.
В спектакле роль Мальчика играет первокурсник музыкального колледжа Турарбек Сериков. Подросток со сцены не сильно отличается от своего семилетнего героя. Чувствуется, что Турарбек хорошо вжился в свою роль: когда он молит Мать-Олениху  послать злому Оразкулу  сына и сделать его добрее, апашки в зале вынимают платочки.
Лаконичны и вместе с тем выразительны декорации: все действие происходит на фоне и между огромных оленьих рогов, которые светятся, пока жива Мать-Олениха. Это символ природы, сакральной связи с ней, родовых истоков. Когда олениху убивают, рога гаснут и рушатся. «Почему ты бросила нас, Мать-Олениха?» — горько вопрошает Мальчик.
Нурлан Джуманиязов – режиссёр- постановщик  музыкально-драматического театра имени Куанышбаева в Астане, родился в Урдинском районе Западно-Казахстанской области. Актер и режиссер, ученик профессора А. Мамбетова.
Удачно, на мой взгляд, решена сцена, в которой жители кордона алчно поглощают мясо убитой оленихи, а Мальчик, у которого  от отчаяния и горя сделался жар, видит их в бреду разнообразными чудовищами. Он не может этого вынести и взывает к Матери-Оленихе. И она спускает ему с неба бейсик — тот самый, который принесла когда-то на своих рогах. И мальчик хватается за эту детскую колыбельку и уже готов вознестись, уйти от всей этой грязи и мрази. Но…
Нурлан Джуманиязов по  новому  решает главную трагедию и коллизию произведения. Когда на сцене  кричат: «Мальчик уходит!», злой Оразкул, постоянно избивающий свою жену за то, что она не может родить ему сына, хватает и не отпускает его. И Мальчик  обнимает его. Ведь они оба мечтали об этом: один о сыне, другой об отце.
 Спектакль был очень тепло принят зрителями. Аплодировали, кажется, не меньше пяти-семи минут, которых, как сказал перед спектаклем Нурлан Джуманиязов, хватает, чтобы «смыть все адские мучения репетиций и премьер».
Мне кажется, спектакль ставит вопросы, на которые нет ответа: куда нам – к Матери-Оленихе или к Белому пароходу? Как совместить растущую глобализацию и сохранить природу? Как не погубить детскую совесть в человеке, которая, как зародыш в зерне, без которого оно не прорастет?
Наталья Смирнова
Подари жизнь!
x
2017-12-12
Утром-4 ℃
Днем-4 ℃
Вечером-4 ℃
Ночью-3.89 ℃
Влажность93 %
ДавлениеhPa 1037.62
Скорость ветра5.26 м/с
2017-12-13
Утром-4.93 ℃
Днем-4.48 ℃
Вечером-3.71 ℃
Ночью-2.64 ℃
Влажность95 %
ДавлениеhPa 1038.99
Скорость ветра5.77 м/с