Погода -3oC
$332.21=
391.74=
5.57=
Опубликовано: Ср, Фев 29th, 2012

По степени открытости бюджета ЗКО в аутсайдерах

Местные бюджеты – для граждан по-прежнему тайна за семью печатями. К такому выводу пришли эксперты фонда «Сорос Казахстан» в сотрудничестве с членами национальной бюджетной сети. В ряде регионов акимы не считали нужным делиться общественно значимой информацией, в остальных – игнорировали пожелания населения. Во время эксперимента чиновников не просили доказать эффективность бюджетных затрат. Но даже выполнить просьбу разместить в открытом доступе результаты своей работы, для многих акиматов оказалась не по силам.
Максимально открытые бюджеты в Атырауской и Кызылординской областях. Они набрали по 63 балла. Девять областей и столица сработали на троечку, заработав от 38 до 54 баллов. Твёрдый «неуд» схлопотали власти нефтедобывающих Мангистауской и Западно-Казахстанской областей. Общественные организации бьют тревогу. Две трети государственных расходов приходится на местные бюджеты. На этом уровне оказываются основные государственные услуги. Однако у населения практически нет возможности влиять на ситуацию.
– Активное участие в бюджетном процессе является одним из основных прав граждан, так как бюджет формируется за счёт налогоплательщиков. Но большинство граждан исключены из процесса принятия решений, – сообщила директор программ фонда «Сорос Казахстан» Аида Айдаркулова.
Парадокс ситуации в том, что вся бюджетная информация у госорганов есть, она сопровождает бюджетный процесс. Однако чиновники, как отмечает директор Института развития местного самоуправления Сергей Худяков, не спешат выкладывать её на всеобщее обозрение. Предложения общественности при формировании проекта бюджета практически не учитываются. Местные исполнительные органы при этом настаивают, что общество просто не хочет вникать, куда идут их налоги. Верится с трудом. В этом плане больше повезло депутатам маслихатов. Акиматы худо-бедно учитывают предложения представительных органов при формировании проекта бюджета, но качество этих предложений оставляет желать лучшего. Многим просто не хватает знаний.
– В каждом регионе есть центры подготовки и переподготовки госслужащих, которые сейчас занимаются обучением, в том числе депутатов. Но они не горят желанием посещать подобные курсы. Проработав депутатом 2-3 срока, человек задаёт одни и те же вопросы, публично демонстрируя, что не владеет элементарными знаниями. Это проблема. Её надо решать, – считает директор общественного фонда «Десента» Сергей Гуляев.
Параллельно НПО просят парламент подумать над изменением действующего законодательства. Дабы усилить контроль в этой сфере и обязать чиновников работать «в открытую». Проверив сайты большинства областных акиматов, представители центра экономических исследований оценки и мониторинга так и не обнаружили утверждённых бюджетов и годовых отчётов об их исполнении. Единственная область, которая обеспечивает прозрачность на своих сайтах, это Восточно-Казахстанская область. А вот столица оказалась в списке отстающих.
– На сайте акимата Астаны нет гражданского бюджета. Это очень интересный факт, потому что его, к примеру, выпустил даже Махтааральский район Южно-Казахстанской области. А в столице гражданского бюджета нет до сих пор, – сообщила руководитель объединения Шолпан Айтенова.

Депутат мажилиса Айгуль Соловьёва сомневается, что даже опубликованные тревожные показатели отражают всю остроту проблемы.

– Я сомневаюсь, что граждане хоть как-то участвуют в разработке бюджета. Даже маслихаты, мне кажется, там активное участие не принимают. В Казахстане существует перевёрнутое сознание, что депутаты маслихата являются помощниками акима. А ведь маслихат – это не отдел акимата, это отдельный представительный орган, выбранный народом, который может оказывать влияние на исполнительные органы власти.
Если чиновники не хотят работать, как положено, можно принудить их к этому, считают представители гражданского общества. В частности, включить индекс открытости местных бюджетов в рейтинг акима. Чем не дополнительная мотивация к тому, чтобы бюджетный процесс стал более открытым? У чиновников своя правда. По их версии, в департаментах финансов работают специалисты с исключительным, математическим складом ума. И говорят они, понятное дело, на языке сухих фактов и цифр. Поэтому если и публикуют чиновники важную социально значимую информацию, то так, что даже посвящённые с трудом могут понять, о чём идёт речь

Как вариант госслужащие предлагают создать при финансовых департаментах отдельные пресс-службы и информационные отделы. Одна беда: премьер-министр запретил госорганам увеличивать штат сотрудников. Он дал поручение Минфину и Министерству экономического развития и торговли ввести полный мораторий на какое-либо увеличение количества госслужащих. Чиновники тут же нашли другой выход: выступили с инициативой переложить эту работу на НПО. Пусть, мол, они за отдельную плату в красках рассказывают населению о том, как госслужащие ночами не спят, в слезах распиливая бюджеты.
– Может, и правда есть смысл заложить для департаментов финансов по 200-300 тысяч тенге для тех же НПО, и проблема будет решена кардинальным способом, – поддержала предложение Айгуль Соловьёва.
Но как в таком случае быть с поручением главы государства по сокращению расходов государственных структур? В любом случае Соловьёва обещает поднять этот вопрос на заседании парламентской фракции «Нур Отана». Не исключено, что индекс открытости местных бюджетов будет презентован на парламентских слушаниях. А пока неправительственным организациям остаётся лишь рекомендовать госорганам не забывать о том, кто их кормит и обеспечивает рабочими местами.

3 комментария
  1. S says:

    «если и публикуют чиновники важную социально значимую информацию, то так, что даже посвящённые с трудом могут понять, о чём идёт речь»
    _______
    Че то дуркует, мадам Соловьева. Ссылки на особый «непонятный» чиновничий язык — чистой воды отмазка.
    Для достижения высокой степени открытости, например, по ЗКО достаточно, чтобы чиновники давали ответы (подтвержденные официальными справками) на вопросы журналистов Уральской Недели.
    А то даже ДВП, роздающая тендера некоммерческим НПО заявляет о некой «коммерческой тайне». Но ведь НПО по законам и согласно Уставу коммерцией не могут заниматься!

    0
    0
  2. Buck says:

    кто такие эксперты Сорос-Казахстан? Вопрос — риторический…

    0
    0
  3. Saule Saule says:

    Тысячи госслужащих отгородились от людей металлодетекторами, помощниками, пресс-секретарями. И вся эта армия – глухая! Равнодушие чиновников к нуждам людей на минувшей неделе впервые измерили в цифрах. Индекс открытости местных бюджетов за 2011 год по всей республике составил 50 баллов из 100 возможных, что соответствует уровню «ниже среднего». Неудивительно, что у казахстанцев возникает ощущение собственной беспомощности и неэффективности власти.

    Отчуждённость у чиновников, что называется, в крови. Как показали результаты исследования, они практически не учитывают мнение населения при формировании и утверждении бюджета. Причина банальна – сменяемость исполнительной власти не зависит от граждан. Нижестоящий начальник подотчётен только вышестоящему, и вся эта властная вертикаль работает в закрытом режиме. Доходит до абсурда: акиматы не в состоянии решить самые насущные проблемы. В развитых странах каждая территориальная единица имеет свой бюджет, каждый чиновник подотчётен населению. У нас даже в сельских округах его нет. Действует жёсткая централизованная система, используется так называемый каскадный тип бюджета. Так проще перераспределять средства, но при этом людей порой даже не пытаются услышать. Они лишь электорат, они выбирают депутатов, которые тоже не могут конкретно ответить на самые простые вопросы. Настраивать обратную связь приходится волевым путём, приказывая чиновникам общаться с людьми, реагировать на жалобы. Но и тут всё не просто.
    http://megapolis.kz/art/Strana_gluhih-2012_03_04
    подробнее

    0
    0
x
2017-11-18
Утром-2.11 ℃
Днем-0.51 ℃
Вечером2.08 ℃
Ночью-2.2 ℃
Влажность0 %
ДавлениеhPa 1035.77
Скорость ветра2.05 м/с
2017-11-19
Утром-2.57 ℃
Днем1.03 ℃
Вечером0.82 ℃
Ночью1.62 ℃
Влажность94 %
ДавлениеhPa 1034.34
Скорость ветра5.91 м/с