Погода +5oC
$332.21=
391.74=
5.57=
Опубликовано: Чт, Окт 11th, 2012

Кто зарится на «Спецавтобазу»?

До конца этого года «Спецавтобаза» должна перейти в частные руки. Акимат скрывает имя того, кто может стать совладельцем предприятия, и при этом всячески «давит» конкурентов в мусороуборочной среде. Молва приписывает это тому, что «Спецавтобазой» хотят «рулить» и «делить её бабло» сами чиновники.

Нареканий на качество работы ТОО «Спецавтобаза» у уральцев предостаточно. Этим летом горожане буквально засыпали редакцию звонками с вопросами: «Почему в городе так грязно, и контейнеры стоят переполненными по 3-4 дня?». Начальник «Спецавтобазы» Калимулла Кунакбаев на эти претензии отвечал, что предприятие не справляется с вывозом мусора, потому что у них не хватает техники. Для наведения порядка в городе им остро нужны 4 «ЗИЛа», 2 «КамАЗа» и 2 грейферных погрузчика. К тому же население задолжало предприятию свыше 132 миллионов тенге.

Кто ты, инвестор?
Выход из ситуации, по мнению Кунакбаева, в передаче предприятия в частные руки.
— Город обязательно будет чистым, – говорил Кунакбаев. – Новые инвесторы обещали прийти с евроконтейнерами и новой техникой — это будут «КамАЗы» вместимостью 95-100 контейнеров. Наши же машины вмещают мусор всего из 40 контейнеров.

Каким образом пройдёт эта самая передача госпредприятия в частные руки, Кунакбаев тогда говорить отказался, сославшись на свою некомпетентность. Он также не смог назвать потенциального покупателя «Спецавтобазы», хотя минутой назад хвалился, что инвесторы им помогут.

За последние два месяца мы буквально забросали акимат города вопросами о том, на каких условиях госпредприятие будут передавать в конкурентную среду. Мы спрашивали акима города Шакимова о том, во сколько на сегодня оценивается имущество «Спецавтобазы», по какой цене будет продано данное предприятие в частные руки и кто он, тот самый инвестор, который наконец-то наведёт порядок на улицах города. Первый наш запрос аким города переадресовал опять-таки Калимулле Кунакбаеву, который ответил, что общее число сотрудников ТОО «Спецавтобаза» насчитывает 148 человек, и администрация предприятия надеется, что при передаче его частному лицу штат сотрудников будет сохранён. Больше никаких сумм этот ответ не содержал. В нём лишь было отмечено, что городской отдел финансов приступил к оценке стоимости техники «Спецавтобазы».

Техника – за счёт бюджета, а доходы – в карман
Забегая вперёд, скажу, что и два последующих запроса не пролили свет на вопросы о стоимости имущества данного госпредприятия и инвестора, который его приобретёт. Эту таинственность вопроса знающие люди объяснили просто. В переводе «Спецавтобазы» в частные руки напрямую заинтересованы бывший аким города Самиголла Уразов и его заместитель (теперь уже тоже бывший) Владимир Дремасов.

— Это предприятие представляет собой ценность только в том случае, если оно будет финансироваться из бюджета, а доходы от его деятельности будут идти в карман частника, — объяснили нам экономисты. — А «Спецавтобаза» переходит в частную собственность именно на таких условиях: наполовину это предприятие останется государственным, а наполовину — частным. Главное сейчас – по-тихому перевести его за копейки в частную собственность, а потом пользоваться бюджетной поддержкой. Простому предпринимателю туда и соваться не стоит: «рулить» «Спецавтобазой» ему не дадут.

Как же всё-таки будет проходить процедура передачи «Спецавтобазы» в частную среду, мы попросили объяснить, обратившись в Антимонопольную инспекцию по ЗКО. Руководитель инспекции Алихан Валиханов прислал нам ответ, что оценка имущества ТОО «Спецавтобаза» идёт полным ходом, чтобы до 31 декабря этого года предприятие было передано в конкурентную среду. Но и здесь имен инвесторов нам не назвали.

— Участие государства в тех сферах деятельности, где есть конкуренция, нецелесообразно, – заявил нам сотрудник Антимонопольной инспекции по ЗКО Иржанов. – Будет намного лучше, если это предприятие перейдёт в частную среду. Что касается самой процедуры передачи, то за ней должна следить прокуратура области, чтобы не было фактов занижения стоимости имущества госпредприятия и других нарушений закона.

«Акимат мешал мне работать»
В Уральске между тем уже есть прецедент с уборкой мусора в городе частным предприятием. С 2007 года у «Спецавтобазы» появился конкурент в лице индивидуального предпринимателя Абая Мустафина.

— Я сделал вызов монополисту — решился вывозить мусор с улиц города, имея всего одну мусороуборочную машину, — вспоминает Абай Салыхович. – Никаких дотаций из бюджета я не получал, потихоньку сам покупал мусоровозы (их теперь у предпринимателя шесть), нарабатывал клиентов.

Сейчас у ИП Мустафин обслуживаются 40 школ города и более 200 предприятий. Работать с частным сектором предприниматель не решается – люди платят за вывоз мусора крайне неохотно.

— Начинать работать было очень трудно, — говорит Абай Мустафин. – Я пешком обходил предприятия, уговаривал руководителей заключать со мной договора. Поначалу мне не верили, да и исполнительная власть мне мешала. Через гороо всем школам акимат давал указание работать только со «Спецавтобазой», потому что там жаловались, что клиенты ко мне уходят.

Ещё одно препятствие, по словам Мустафина, возникло при вывозе мусора на горсвалку (полигон ТБО).

— Владельцем «Спецавтобазы» и мусорного полигона тогда был госкомДЭП, и его руководство чинило нам всяческие препятствия, чтобы свой мусор мы туда не завозили, — рассказывает Абай Салыхович. – Я полгода обивал пороги акимата, пытаясь заключить договор на размещение отходов на этом полигоне, из-за этого потерял кучу клиентов.

Когда наконец договор был заключён, Мустафин столкнулся с другой проблемой – его мусоровозы при въезде на полигон стали откровенно «обсчитывать», взимая двойную плату за объём завезённых отходов и их размещение.

— На мусоровоз объёмом 7,5 куба мусора нам выписывали талон на размещение 15 кубов отходов, — возмущается Абай Мустафин. – Никакие мои доводы дэповцы и слушать не хотели. За размещение куба отходов брали плату 58,40 тенге и за захоронение того же куба — ещё 16,95 тенге. Хотя там, откровенно говоря, никакого захоронения отходов не было и нет. Трактора мусор не прессуют, работники полигона его просто сжигают.

С жалобой на противодействие бизнесу Мустафин обратился в антимонопольную инспекцию, те его жалобу направили в финпол, и предпринимателю пересмотрели все расценки.

— Со временем ко мне из «Спецавтобазы» «убежали» все правоохранительные органы, железнодорожный вокзал, Центральный парк отдыха, воинская часть, — рассказывает Абай Салыхович. – Тариф у меня почти такой же, зато мои ребята убирают мусор вовремя, не ждут, пока всё начнёт из контейнеров вываливаться.

«Бюджетные деньги тратятся как ничейные»
То, что «Спецавтобаза» перейдёт в частные руки, Мустафин одобряет: у предприятия наконец-то появится хозяин. Но участвовать в тендере на его покупку предприниматель не станет.

— Стоимость имущества «Спецавтобазы» очень высокая, я его выкупить не смогу. Они же всю технику покупают по завышенным ценам, — объясняет Абай Мустафин. – К примеру, в 2008 году я брал для работы «ЗИЛ» за 5 миллионов тенге, и акимат брал «Спецавтобазе» такой же «ЗИЛ», но уже за 7 с лишним миллионов тенге. Бюджетные деньги как ничейные, поэтому коммунальщики и расходуют их без экономии. У них «КамАЗ», рассчитанный на 40 контейнеров, возит на полигон мусор из 15 контейнеров. Ему главное – сделать побольше ходок, а не экономить бензин и время.

Порядок, по мнению Мустафина, необходимо навести и на самом полигоне ТБО.

— Полигон давно пора отдать частнику, чтобы тот навёл там порядок и мусор утилизовал. На полигоне нужно установить будку с кассовым аппаратом, чтобы люди не ехали за талоном в ДЭП, а сразу везли мусор на свалку и там покупали талон на его утилизацию. Иначе народ так и будет сваливать мусор в кучи возле своих домов или в ближайших лесополосах.

А как с мусором в Актобе?
В соседней Актюбинской области уборкой мусора и благоустройством города занимаются сразу 10 (!) предприятий. Одно из них – «Таза кала» — государственное, остальные – частные.

Владелец самого крупного предприятия по уборке мусора ТОО «Ак жол» Миргали Тлеупбергенов рассказал, что вывозом мусора его предприятие занимается уже больше пяти лет. «Ак жол» — полностью частное предприятие, в его штате 200 работников и десятки единиц самой современной техники.

— Мы работаем по госзаказам от акимата наравне с госпредприятием «Таза кала», — говорит Миргали Тлеупбергенов. – Занимаемся озеленением, саночисткой. Весь город у нас поделён на секторы, каждое предприятие отвечает за свою территорию. Проблем хватает, особенно тяжело приходится с неплательщиками в частном секторе. Но никакое дело не бывает без риска. Одно предприятие по вывозу мусора – это для города очень мало.

Ещё одно актюбинское предприятие – ТОО «Сандор» также создано за счёт частных инвестиций.

— Контроля за порядком больше, когда частник убирает город, — говорит Валерий Гавердовский, директор ТОО «Сандор». – Конкуренция у нас, конечно, большая, но мы справляемся. Вот, к примеру, в этом году мы не смогли выиграть тендер на вывоз мусора, но без работы всё равно не сидим. Сейчас сажаем газоны, занимаемся уборкой территории частных фирм. Может, в Уральске нет инициативных людей, но деньги на мусоре делать можно.

Директор ТОО «Таза кала» (это на 100% государственное предприятие) Максут Бердибеков поделился с нами, что сейчас их предприятие ощущает сильнейшую конкуренцию, и им приходится много работать, чтобы доказать свою пригодность.

— Конечно, должно быть несколько предприятий, занимающихся уборкой мусора, — с напряжением в голосе рассуждает он. – Только это должны быть серьёзные люди, те, кто хочет работать. И в госпредприятии нам нельзя расслабляться, подход должен быть у руководителя коммунального предприятия как у частника.
Когда же в нашем акимате поймут, что несколько предприятий по уборке города – это нормально? Щупальца спрута-монополиста уже не в силах объять все новые микрорайоны. Горы мусора растут. Неужели из-за недальновидности наших чиновников мы и дальше будем задыхаться от грязи?!

Справка «УН»

На балансе ТОО «Спецавтобаза» находится административное здание с примыкающей к нему базой, перегрузочная станция, а также 63 единицы техники.

За период с 2009 года по 2011-й ГКП «Спецавтобаза» получило из бюджета на вывоз негабаритного груза 28 млн тенге.

 

Людмила КАЛАШНИКОВА

6 комментариев
  1. ГКП государственные коммунальные предприятия — это очень интересный вариант расходования государственного бюджеты по своему усмотрению. Тоже самое твориться и в озеленении и благоустройстве. ГКП «Жасыл кала» была ликвидирована антимонопольным комитетом, так госком ДЭП взял на себя функции этого предприятия. Какая разница. Деньги как хотят так и тратят. Как говорит правильно Абай Мустафин — бюджетные деньги тратят, как ничейные. Сначала работы выполняют, потом оплачивают сколько посчитают нужным. Разве может с ними конкурировать частный предприниматель. За выполненную работу никакой ответственности. Газоны в Уральска уже, если я не ошибаюсь, как и деревья уже не первый раз сажают. Сколько денег в землю просто так зарыли никто не считает.

    0
    0
  2. Официальный запрос Булату Шакимову, Калимулле Кунакбаеву, депутату Самиголле Уразову, бывшему заместителю акиму Владимиру Дремасову!

    Исходя из вышеприведенной статьи и интервью, а точнее слов государственных служащих установлено и вытекает следующее, что:

    1. У Спецавтобазы не хватает техники, нужны автомашины и есть долги населения
    2. У инвесторов есть финансовые ресурсы и судя по всему они не боятся принять на себя такие суммы долгов населения
    3. Либо эти долги будут списаны за счет городского бюджета, но появятся новые должники
    4. Дотации и городского бюджета явно останутся и после продажи Спецавтобазы для покрытия текущих расходов и долгов населения
    5. В городе есть конкуренция, но известно только о государственной Спецавтобазе и Частном Предпринимателе Абае Мустафине

    Вопросы:
    • Что мешает Спецавтобазе развить прибыльный бизнес, имея дотации из гос.бюджета, платежи от организаций и населения, а также иметьи потенциальную возможность приобретать спецтехнику?
    • Насколько правильно, обоснованно и корректно расходовались средства в вашу бытность и ваших предшественников?
    • Чем конкретно все это время занималось руководства города и Спецавтобазы, зная о миллионных долгах населения?
    • Что мешает сейчас сделать город чистым Кунакбаеву и закупить евроконтейнеры, имея дотации с бюджета и платеж с организаций и населения?
    • Почему частный инвестор готов вкладывать средства, получать после этого прибыль и, что мешает развивать на таком же уровне государственный бизнес руководству города и Спецавтобазы?
    • Почему техника приобреталась по завышенным ценам, и кто руководил предприятием в эти периоды?
    • Что мешает антимонопольной службе издать предписание создать условия для появления нескольких компаний в данной конкурентной среде – минимум 5?
    • На каких расчетах и ТЭО основана уверенность сотрудников и руководства антимонопольной службы, что будет лучше, если Спецавтобаза будет в частных руках?
    • Как антимонопольное ведомство собралось создавать конкуренцию, если по факту изменится только собственник?
    Было государство, а стало частное ТОО?
    • Исходя и приведенных вопросов, главный вопрос: соответствует нынешний и бывший руководители города занимаемой должности, если они неэффективно управляют коммунальной собственностью города и не работают над тем, чтобы создать эффективное государственное унитарное предприятие?
    • Откуда такая явная заинтересованность в оценке и скорейшей продаже Спецавтобазы, несмотря на все вышеуказанные причины и вопросы?

    В случае не предоставления ответа от вышеуказанных должностных лиц, в ближайшее время будет инициирована подача исковых заявлений в суд, а также передача информации заинтересованным лицам из центрального аппарата Президента.

    Вниманию правоохранительных структур – прошу провести проверку на основании изложенных данных в статье.

    С уважением,
    Калимулла Самиголлаевич Шакимов

    0
    0
    • Tamara says:

      Стоимость активов «Спецавтобазы» порядка 280 миллионов тенге. АКимат нам отказался сообщать результаты оценки техники «Спецавтобазы», а известно, что последние пять лет туда приобреталось много техники. Понятно, что «инвестор» он вовсе не инвестор, а чиновники, которые хотят приватизировать госпредприятие, а затем безнаказанно доить бюджет, при этом держа под контролем, как монополисты, сферу сбора мусора.
      СТоит напонмить, что недано приговором кассиру завершилось уголовное дело ог выносе из кассы «Спецавтобазы» 10 миллионов тенге. НЕсмотря на то, что деньги из кассы тащило все руководство КГП, и это общеизвестно, кассиру дали пять лет лишения свободы.

      0
      0
    • S says:

      «передача информации заинтересованным лицам из центрального аппарата Президента.»
      ______________
      Звучит угрожающе. Имеется ввиду заинтересованность лиц из ЦАП в приватизации Спецавтобазы?

      0
      0
  3. Народ says:

    Обращение к чиновникам. Я обращаюсь к вам через вашу газету, спросите пожалуйста, кто дал добро на приватизацию государственое предприятия. Я считаю это беспредел которую надо остановать…

    0
    0
  4. Когда перестанут жечь мусор на полигоне! Когда перестанет вонять город!!!

    0
    0
x
2017-11-20
Утром5 ℃
Днем6.38 ℃
Вечером3.59 ℃
Ночью3.12 ℃
Влажность78 %
ДавлениеhPa 1029.12
Скорость ветра5.54 м/с
2017-11-21
Утром2.2 ℃
Днем5.21 ℃
Вечером5.06 ℃
Ночью2.17 ℃
Влажность75 %
ДавлениеhPa 1019.2
Скорость ветра5.97 м/с