Погода +2oC
$330
390.72
5.65
Опубликовано: Пт, Янв 11th, 2013

КТЖ не имеет морального права повышать цены на пассажирские перевозки, — Казпотребнадзор

Общественная организация Казпотребнадзор подсчитала, что рост тарифов на ж/д билеты существенно опережает уровень инфляции.

В канун новогодних праздников Национальная компания АО «Қазақстан Темір Жолы» (КТЖ) сделала казахстанцам весьма своеобразный подарок – сообщила о повышении тарифов на перевозку пассажиров на 12%. С позиции компании время для непопулярной меры было выбрано идеально – казахстанцы были увлечены подготовкой к празднованию Нового года и почти не обратили внимания на рост тарифов.

Компания мотивирует повышение необходимостью снижения убыточности пассажирских перевозок. При этом через два дня после вступления новых тарифов в силу, руководство КТЖ отчиталось о внушительной ожидаемой чистой прибыли нацкомпании – 117 млрд. тенге (около $780 млн.). Это почти в два раза больше, чем в 2008 году. В результате получается двусмысленная ситуация – нацкомпания рапортует о росте чистой прибыли и одновременно поднимает тарифы на свои услуги для населения.

«Подобная практика становится для нацкомпаний привычной. Субъекты естественных монополий, входящие в ФНБ «Самрук-Казына», с одобрения контролирующего органа повышают тарифы для населения на услуги первой необходимости. При этом из вида упускается тот важный факт, что контрольных пакет этих компаний принадлежит государству, то есть народу Казахстана. Тем не менее, они действуют как типичные коммерческие структуры, ориентированные, в первую очередь на получение прибыли», — констатирует в своем сообщении Казпотребнадзор. Эта общественная организация считает такую практику недопустимой и напоминает председателю АРЕМ Мурату Оспанову, председателю ФНБ «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву, президенту АО «Қазақстан Темір Жолы» Аскару Мамину и руководству других нацкомпаний о том, что они получают свои внушительные заработные платы из «кармана» народа Казахстана. Это обязывает их действовать в первую очередь в интересах потребителей!

Важность железнодорожного транспорта для Казахстана сложно переоценить. Огромная территория, низкая плотность населения, неудовлетворительное состояние междугородних автомобильных дорог и другие факторы обуславливают высочайшую социальную важность пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Это подтверждает тот факт, что за 2012 год железнодорожным транспортом перевезено около 24 млн. пассажиров. При этом объем ж/д перевозок пассажиров неуклонно растет, начиная с 2008 года.

Если исходить из того, что средняя стоимость ж/д билета равна 7500 тенге, то общая сумма их продаж в 2012 году составила около 180 млрд. тенге. Таким образом, произошедшее увеличение стоимости пассажирских перевозок на 12%, позволит КТЖ увеличить доходность от пассажирских перевозок как минимум на 20 млрд. тенге ($133 млн.).

АО «Пассажирские перевозки» в информационном сообщении для прессы по понятным причинам умалчивает о том, что предыдущее повышение тарифа произошло менее года назад. Напомним, что 1 апреля 2012 года тарифы на пассажирские перевозки были повышены на 10%. Таким образом, рост тарифов на ж/д билеты существенно опережает уровень инфляции.

В 2011 году, по данным Агентства РК по статистике, доход от перевозок пассажирским железнодорожным междугородним транспортом составил более 66 млрд. тенге. Для сравнения, в 2006 году аналогичный показатель составлял всего 40 млрд. тенге. Таким образом, за 5 лет прибыль выросла примерно на 40%. На сайте уполномоченного органа, к сожалению, отсутствует статистика за 2012 год, однако учитывая имеющуюся тенденцию роста, и тот факт, что в апреле прошлого года тариф уже поднимался на 10%, вероятно, прибыль тоже заметно увеличилась.

Из представленных цифр видно, что пассажирские перевозки приносят КТЖ заметную прибыль. В этой связи вызывает недоумение заявление КТЖ об убыточности пассажирских перевозок. Хотя и следует признать, что она значительно меньше, чем доход от грузоперевозок – более 601 млрд. тенге в 2011 году.

Таким образом, у компании есть возможность компенсировать сравнительно невысокую рентабельность пассажирских перевозок за счет сверхдоходов от перевозки грузов. Такой принцип позволит обновлять подвижной состав без ущерба для интересов потребителей.

Кроме того, «Казпотребнадзор» предлагает нацкомпаниям получать дополнительную прибыль за счет оказания необязательных платных услуг. Например, для увеличения прибыли ОО «Пассажирские перевозки» предлагается:

• Организовать рекламные места в пассажирских вагонах и на составах компании. Для рекламодателей подобный сервис станет уникальным – все пассажиры будут в течение многих часов, а часто и нескольких дней постоянно видеть рекламу того или иного бренда.

• Расширить перечень дополнительных платных услуг для пассажиров, начиная от вагонов с высокоскоростным интернетом и заканчивая услугами, например, массажа. Такую практику используют многие мировые перевозчики-дискаунтеры. Сейчас многие дополнительные услуги, например интернета, если вагон предполагает его наличие, предоставляются для всех пассажиров, вне зависимости от наличия их заинтересованности. Очевидно, что любой подобный сервис закладывается в цену билетов.

• Перевести дополнительные платные услуги, которые проводники оказывают на частной основе в легальное поле. Сейчас проводники совмещают свою основную деятельность с нелегальным предпринимательством. Например, зарядить мобильный телефон в поезде стоит 200 тенге.

На данном этапе КТЖ по советскому опыту использует для получения дополнительной прибыли только вагоны-рестораны и не пытается извлечь прибыль за счет оказания дополнительных платных услуг.

• Кроме того, предлагается организовать продажу билетов жителям малых станций. В отсутствии легального способа для приобретения ж/д билетов, они вынуждены давать взятки проводникам. В ином случае они не могут выехать за пределы населенного пункта железнодорожным транспортом.

Приведенные меры в совокупности с увеличением контроля над незаконными продажами мест в вагонах привели бы к увеличению доходности от пассажирских перевозок на 30-35%, что позволило бы не только не повышать тарифы из года в год, а даже снизить их.
www.millioner.kz

8 комментариев
  1. Так ведь это работать надо,а мы не хотим! Куда проще на шее простых граждан кататься-все,абсолютно все,нац компании повышают тарифы на свои услуги,а доходы граждан не растут. Пол страны макароны жрет-может пора о людях подумать,а?

    0
    0
  2. Интересно. Если объявить КТЖ бойкот и никому не пользоваться жд транспортом хотя бы неделю, как они отреагируют? Поднимут цену еще, чтобы покрыть недельный убыток или все таки призадумаются? И вообще, интересно, цены поднимают регулярно все монополисты, причем на десятки процентов, цены на товары и услуги растут также регулярно, а инфляция 7-8 %. Как так?

    0
    0
    • Mambo says:

      Если объявить КТЖ бойкот и никому не пользоваться жд транспортом хотя бы неделю, как они отреагируют?
      ____________________________________
      Как всегда. Они попросят, а правительство выделит бюджетные субсидии. То есть все равно заплатите вы, только через поступающие от вас налоги.
      И скажут, что иначе никак нельзя, это же стратегическая отрасль, считай нацбезопасность. Помните, как с банками было? Дали халявные бюджетные деньги и банкиры продолжают богатеть дальше, ни у кого из них личный кошелек не пострадал.
      Истинные владельцы КТЖ те же, кто сидит в правительстве. Потому все так и складывается. Все разговоры о непрозрачности с этим только и связано.

      0
      0
  3. ероха says:

    зарплату не повышают. премии не платят. вот вам и хваленый КТЖ.

    0
    0
  4. Салима says:

    Перед Новым годом 17 декабря с вокзала Алматы 2 в пол восьмого поехала (угораздило же меня) поездом №379 из Алматы в Уральск, в нашем, первом вагоне было темно, так как отсутствовало электричество и всю дорогу с потолка капала вода…, короче, кто ехал этой «лошадью» могут подтвердить, — сырость была в вагоне ужасная и за такой сервис эти господа хотят еще денег, — обнаглели. Мне рассказывали родители, что раньше, при Союзе, когда на Ж/Д транспорте были еще политотделы по приходу поезда можно было проверять часы, а обслуживание было такое, что хотелось ехать и ехать… билеты, кстати стоили тогда сущие копейки… Просто дело в людях, которые думаю, что они руководят КТЖ, а на самом деле они просто делают на пассажирах себе состояние совершенно не заботясь ни о престиже казахстанских железных дорог, ни, тем боле,е об удобстве пассажиров. Стыдоба, да и только.

    0
    0
    • Жандос says:

      Не стыдить и не бойкотировать, а наказывать надо. Есть предложение пассажирам при явных нарушениях их прав в т.ч. в сфере услуг (опоздании поездов при посадке и высадке, запахи посторонние в вагоне то бишь курят и пьют не там, шторы грязные, посторонние-безбилетники в вагоне, отсутствие туалетной бумаги, хамство и т.п.) фиксировать группами (2-3 чел) пассажиров выходящих с одной станции и подавать иски в суд. Денежные компенсации (любую сумму) перечислять в например Фонд «Пострадавших от КТЖ пассажиров», созданный пусть при Казпотребнадзоре. Накопленные в данном Фонде суммы должны будут компенсировать стоимость авиабилетов во внутренних рейсах. Выигравший суд над КТЖ лица автоматический становятся получателями компенсации из данного Фонда. Это предложение как (на вскидку)?

      0
      0
    • При союзе много чего было. И плохого,и хорошего.Главное что уважение к трудящемуся было. А сейчас у власти зажравшиеся комсомольцы,а эта категория всегда только разговорами занималась.Да,мозги запудрить они умеют-их этому учили. А вот когда их от власти отодвигают то они даже свой бизнес вести не могут. За свою жизнь с двумя такими работать приходилось. Один уже полубомжом стал.Второй еще пыжится что то,совсем недавно(при Ашимове)вылетел из акимата-еще деньги остались,но уже своих рабочих обманывать начал.Ну вот,получается с их помощью союз мы просрали,а новую хорошую страну они же дают строить потому что свое брюхо важнее. И законы они уже себе в защиту написали-если нам подняться то они просто пересажают нас.Вот и думай,простой гражданин,нужен ли ты своей стране? Вернее в каком качестве ты ей нужен.

      0
      0
x
2017-11-23
Утром2 ℃
Днем2 ℃
Вечером2 ℃
Ночью2 ℃
Влажность94 %
ДавлениеhPa 1023.27
Скорость ветра3.91 м/с
2017-11-24
Утром1.88 ℃
Днем1.66 ℃
Вечером-0.09 ℃
Ночью-2.02 ℃
Влажность99 %
ДавлениеhPa 1022.23
Скорость ветра4.71 м/с