+7oC
$352.54=
415.15=
rub_icon5.31=

04.11.2013 31 2

Блог-пост

Самоорганизация как явление

Стихийные процессы в казахстанском обществе отражают разочарование госменеджментом.

«Долг патриота — защищать свою страну от ее правительства».
Томас Пейн, англо-американский мыслитель, философ и политик, «крестный отец США»

Последние дни прошли под знаком двух основных явлений: общественной кампании против kaspi bank и выезда большой группы казахстанцев в Сирию. Вопреки первому впечатлению, оба этих «новостных повода» не так уж сильно отличаются друг от друга. Ибо вместе они демонстрируют важную тенденцию — казахстанское общество самоорганизуется и перестает апеллировать к государству. Не так давно «ДН» уже писала, что в отсутствие выполнения государством своих функций и обязательств негласного общественного договора, различные общественные группы могут занять его нишу, организуясь самостоятельно. Риск этой ситуации в том, что завтра им попросту не нужно будет это государство и власть, ибо «свято место пусто не бывает». Сейчас мы видим, что процесс этот начал все больше проявлять себя, пока отдельными фрагментами мозаики, но с потенцией со временем стать новым полотном, за которым нынешнюю официальную Астану просто не будет видно и слышно…

Был на сломе эпох такой великий человек – Томас Пейн, квакер, самоучка, философ, общественный деятель, космополит, его называли настоящим народным трибуном. В свое время он покинул свою родину, Англию, потому что когда его, сотрудника акцизной конторы, попросили написать петицию к правительству с просьбой выпросить зарплаты сотрудникам побольше, он простодушно признался, что чиновникам нужны более высокие оклады, потому как сейчас они просто вынуждены брать взятки. Приехав в США, Пейн стал одним из идеологов Соединенных Штатов, человеком, призывавшим к отделению от Великобритании, созданию справедливого республиканского строя, соблюдению прав человека. В качестве представителя мятежной колонии, он помогал ей найти поддержку во Франции, затем же, после того, как там произошла революция, стал… депутатом Национального Конвента (парламента), не будучи ни гражданином этой страны, ни… франкофоном (т.е. он даже не говорил на языке Вольтера). Когда же пучина революционной стихии начала поглощать самих революционеров, Пейну удалось уехать в США, где, не смотря на падение популярности (из-за его критики христианства), он спокойно дожил свой век. В историю он вошел, как автор брошюр, обращений, писем, ставших классикой социального государства: «Здравый смысл», «Права человека», «Век разума». Одна из важнейших его идей, как общественного деятеля заключалась в том, что граждане не обязаны подчинятся плохому правительству, они могут и должны заменить его на хорошее. «Когда все остальные права попраны, право на восстание становится бесспорным», — даже говорил он.

Сегодня мы в действиях того же общественного деятеля Ермека Нарымбаева с его кампанией против завышенных и спрятанных процентов в кредитах kaspi bank, имеем как раз тот самый пример самоорганизации общества, которое поняло, что от произвола со стороны финансовой системы государство его защищать не может или не хочет. Осмелимся предположить, что ни судебный иск со стороны kaspi bank, ни сожжение автомобиля Нарымбаева не смогут остановить процесс, запущенный им – общественность начинает больше разбираться в том, что есть ее права, а также в том, что она также имеет некую силу даже без государства. Одна отрицательная реклама kaspi bank чего стоит, и преодолеть ее не смогут ни агрессивный пиар, ни слабые попытки оправдаться. Как говорится, наказание одному – урок всем: теперь наши граждане готовы читать договора, готовы отстаивать свое право понимать, как именно они должны платить по кредиту и что они должны об этом знать. Справедливости ради стоит сказать, что, как оказалось, Нацбанк указывал kaspi bank на несоответствие с потаенными процентами в кредитах, из-за которого человек платил больше, чем ему рассказывали в рекламе, но тот ничего так и не поменял, а заходить дальше в наказании никто не стал. В итоге уже президенту пришлось указывать новому главе Нацбанка, что раздувается очередной пузырь потребительского кредитования, который угрожает стабильности страны. Глава государства-то сказал, разнос устроил всем, а чиновники просто помолчали, глядя в пол, и никого не наказали. Ни увольнений, ни отставок, ни уголовных дел, ни «посадок». И так, по большому счету, уже не первый раз, и не в десятый.

Стоит ли удивляться, что часть наших граждан решила самоорганизоваться в том, чтобы покинуть нашу страну совсем. Сделали они это по своему конфессиональному признаку, чем вызвали много шума, причиной которого также стала их цель участвовать в Джихаде в Сирии, куда направились эти люди не одни, а с семьями. Чем они отличаются от тысяч наших соотечественников, покинувших родину по иным причинам – чтобы жить в «цивилизованной стране», чтобы получить хорошее образование и иметь хорошую работу, чтобы в будущем не оказаться маргиналом из-за незнания государственного языка, чтобы, чтобы, чтобы… много причин. У этой полторы сотни она может более редкая, но различие их в том, что их цели те же – лучшая жизнь для себя и своих детей, и, если не в этой жизни, то после нее. Вот и вся разница. Тот же Пейн как-то сказал: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее». На счет того, почему на войну и с семьями, то тут все очевидно – чтобы оградить семьи от «интереса» со стороны наших специальных служб, которые отъезд проспали, но на оставшихся могли бы очень серьезно «отыграться». Недавно одну религиозную женщину, Наталью Войтенкову, которая разместила в интернете ролик, в котором протестовала против осуждения ее мужа за экстремизм, также «закрыли» на 5 лет не смотря на наличие детей. Разрешите вновь обратиться к старику Пейну: «Если будет беда — то пусть она случится в мой день, чтобы ребёнок мой жил в мире». Если эти люди уехали на войну, строить Халифат, значит, в Республике Казахстан они не видят своего места или не видят своего будущего, иначе чем в качестве маргиналов.

«Каждая эпоха и каждое поколение должны иметь такое же право решать свою судьбу во всех случаях, как и предшествовавшие эпохи и поколения», — писал Пейн, объясняя бурлившее вокруг него время и сопутствовавшие события. Точно также и у нас, то поколение, на голову которого свалилась независимость, и которое откомандовало уже с нею еще два десятилетия, оно и сталкивается со стремлением нынешних 40-30-летних иначе строить свою судьбу, брать инициативу в свои руки, отвечать на главные вопросы по-своему, самоорганизовываться.

Можно сказать, а чего не стремятся в «корпус А»? Не ищут других путей, кроме как «будоражить общество», борясь за свои права, или просто уходя из наших степей на ближневосточную войну ? Может потому что за любой кредит, как и в борьбе Нарымбаева, в какой-то момент приходится расплачиваться, особенно, если это кредит доверия, и особенно, если он давно израсходован. Может быть этот беспартийный коммунист и не добьется чего-то серьезного в суде, может быть он и не первый поднял проблему, про которую уже говорили и в Нацбанке, и в правительстве, и в запросах депутатов. Точно также эти полтораста – не первые, кто уезжает из страны по религиозным или национальным мотивам и с целью где-нибудь повоевать и обрести новую Родину. Но именно они сегодня поворачивают сознание людей в сторону того, что больше ждать достойной жизни неоткуда, кроме как искать ее, добывать, добиваться или отстаивать ее самим. Если эта самоогранизация и не есть еще диагноз системе, которая утрачивает инициативу в манипулировании умами, то уж как минимум его симптомы. Не первые, но уже явнее некуда. И это очень печально.

Махамбет Ауезов
главный редактор еженедельника «ДЕЛОВАЯ НЕДЕЛЯ»
Опубликовано в социальной сети

2 комментария
  1. Дмитрий says:

    Верно написано. Правительству нет доверия,МВД нет доверия,судебной системе нет доверия,местной власти втройне нет доверия. И ведь на самом деле большинство нас,сорокалетних,противостоит системе. А ведь когда то будет искра,из которой разгорится пламя. Все беды народа Казахстана от того что слишком уж терпеливый мы народ.

    0
    0
  2. Bulat Datov says:

    Хорошая статья, написанная красивым языком (журики УН, учитесь!). Но суть раскрытия явления «самоорганизации» в корне неверна. Саморганизация есть показатель свобод и сознательности граждан любой страны. У нас, живущих все так же как при тоталитарном совке, за 20 лет не изменилось самосознание себя как граждан своей страны. Все так же есть абстрактное понятие государства во главе с бессменным лидером и любимой партией, которое управляет, направляет, обеспечивает, охраняет и нянчится с нами. Государство и нас с вами это устраивает, потому что так сухо и комфортно. Собственно, мы сегодня являемся теми же бессловесными совками в совковой стране что и два десятилетия назад. Так что: «Ура, товарищи, мир, труд, май. Вперед к светлому будущему. И лишь бы не было войны!»

    0
    0
x
2018-09-22
Утром7.15 ℃
Днем17.22 ℃
Вечером21.87 ℃
Ночью12.73 ℃
Влажность0 %
ДавлениеhPa 1030.08
Скорость ветра2.07 м/с
2018-09-23
Утром7.3 ℃
Днем21.23 ℃
Вечером16.36 ℃
Ночью9.9 ℃
Влажность67 %
ДавлениеhPa 1028.55
Скорость ветра2.76 м/с