+13oC
$366.43=
420.11=
rub_icon5.58=

18.11.2013 695 18

Блог-пост

Наши предки: между живыми и мертвыми

история казахов

Задавались ли Вы вопросом, откуда у нас столько поверий? Вот говорят «Табалдырыкка турма» или «Босагага таянба». Мало кто знает почему, а все равно боятся.

Когда я писала дипломную работу на тему поминального плача у казахов и у арабов, я наконец узнала откуда столько запретов. Порой нелепых. В те времена, когда сакские племена практиковали выплату компенсации за убитого (кун), родственники убитого приходили в дом убийцы и вставали в дверном проеме, облокотившись, и это значило что они пришли за компесацией (кунын сурап келди). Поэтому, это и считалось плохой приметой.

А эта — «тизенди кушактама» (не обнимай колени), — берет свое начало от обряда оплакивания умерших. Женщины распускали волосы, рвали на себе одежду и сидя начинали причитать, обняв колени. Не важно, родственница это была или наемная плакальщица. Вот отсюда и поверие шашынды жайма (не распускай волосы).

А жети шелпек? Не помню, кажется саки пекли хлеб и раздавали на поминках. Они верили, что если съесть кусочек, то установится связь между живым и умершим.
Сорок дней пошло от тюрков, если не ошибаюсь. 40 дней после рождения и 40 дней после смерти считались переходным периодом, верили, что душа покидает тело или душа соединяется с телом в течении 40 дней.

Ну а собственно почему я вспомнила. Тут на днях моя мама собиралась в гости и говорит мне: Айжан, а есть какой-нибудь отрез?
В смысле ткани. Я конечно посмеялась и говорю, мол де мам ну откуда у меня материя дома. А знаете, это ведь у тюрков, разрезалась одежда умершего и раздавалась родным, они верили, что кусочек его одежды установит связь с умершим. Отсюда и появился жыртыс. Некоторые до сих пор верят, что когда рвешь ткань, то освобождаешь умершего от грехов, поэтому ткань не режут, а рвут.

Айжан ХАМИТ
Опубликовано в социальной сети

18 комментариев
  1. казах says:

    Очень интересная и познавательная статья, вообще у казахов много, что связано с потусторонним миром и духами.Возможно это осталось еще со времен тенгрианства и шаманизма.Можно вспомнить, еще что наши предки мчались на врагов с боевым кличем «Аруах!», призывая духов на помощь.В пониманий казахов настоящий мужчина-ер должен быть духовитым-рухты, этого зачастую не хватает современным парням.Но когда смотрю на наших боксеров-казахов, понимаю что не все еще потеряно.Еще раз спасибо, Айжан за статью.

    0
    0
    • КВ1 says:

      духовности не хватает, добра! сейчас парни (особенно толпой) даже по тротуару идут, как будто на врагов мчатся. каждый друг на друга волком смотрит, думает, что от этого мужественнее станет.
      а статья интересная.. )

      0
      0
  2. Мәке says:

    С течением времени,изменением образа и качества жизни многие традиции народа за не имением основы будут утеряны. У нас на западе забыта традиция «жоқтау», на юге это традиция сохранена. Сохранились традиция раздача ценных вещей и одежды умершего.
    А также «көңіл шәй» когда родственники,соседи,друзья приглашают в гости семью умершего чтобы выразит соболезнование,успокоить их,вспомнить хорошим словом покойного. Пришедшие на похороны обязательно материально поддерживают.Не забыты некоторые плохие поверия, например супруга никогда метлу не прислонит в углу,она ее обязательно положет,говорит что будет плохо. Объяснить конечно не может, помнит что говорила ее бабушка.

    0
    0
  3. Amazon says:

    Помню как-то в детстве, в райцентре, всем народом выходили в степь и резали скот — просили дождя. Весёлое время, причём советское!

    0
    0
  4. Ais says:

    почему, это и до сих пор есть. Собирают деньги и режут скот, чтоб просить дождя. В поселке постоянно так делают)))

    0
    0
  5. Amazon says:

    Ну сейчас ладно, чудаков много, но в советское время, в эпоху атеизма.

    0
    0
    • АлтынОрда says:

      Это не чудачество, в советское время кстати это запрещалось, только в конце совка люди все начали давать садақа, что бы лето не было засушливым.
      В самом процессе мне кажется главное не сама цель вызвать дождь а организовать людей т.е. это мероприятие объединяло людей аула, толкало людей на пожертвование для общего дела, даже находящие в ссоре или вражде аулчане вместе организовывали это мероприятие, тем самым понимая, что они нужны друг другу. Это хорошее доброе мероприятие.

      0
      0
  6. ПРЕД says:

    Слово «нелепость» здесь не совсем уместно. Многие поверья достались нам от языческой веры наших предков. И зачастую данные поверья несут большую смысловую и морально-этическую нагрузку. Все они соблюдались для семейно-бытового уклада и упорядочивания общественной жизни.
    Возможно некоторые поверья смешались или модифицировались под влиянием других религий. Но все они преследуют одну цель: познание бытия, т.е. себя и окружающего мира.

    +1
    0
    • ПРЕД says:

      И уверяю скептиков, что не все в нашей жизни подчиняется законам физики и теории случайных чисел. Это уже данность.

      0
      0
      • Мәке says:

        «не все в нашей жизни подчиняется законам физики и теории случайных чисел.» Морально этические поступки человека,как положительного так и отрицательного полностью зависит от воспитания в сексо-психологическом аспекте. Рекомендую труды Зигмунда Фрейда.

        0
        0
  7. АлтынОрда says:

    Мне недавно один аксакал рассказал, про 40 дней после кончины и я в нем помню даже рассмотрел научную точку.
    Но с моему дикому сожалению я забыл детали. Возможно вспомню.

    0
    0
  8. Tanyabomba says:

    с погребальными обрядами связано огромное количество суеверий, высказываний, поговорок. «Пришёл каюк», «перемывать косточки»… а та же избушка на курьих ножках есть разновидность домовины, где северные народы хоронили умерших.
    Спасибо за статью — необычно для данного ресурса и конечно же познавательно.

    0
    0
  9. Городской says:

    На счет советских времен, хоть и времена атеизма были обратите внимание во всех до единого советских фильмах обязательно показывали либо церковь с куполами либо иконы. Вот вам и атеизм советских времен. Человечество при любом строе всегда верил в бога и соблюдал обычаи.

    0
    0
x
2018-10-21
Утром13 ℃
Днем13 ℃
Вечером6.91 ℃
Ночью1.95 ℃
Влажность46 %
ДавлениеhPa 1028.84
Скорость ветра3.46 м/с
2018-10-22
Утром-0.72 ℃
Днем10.8 ℃
Вечером4.17 ℃
Ночью-1.39 ℃
Влажность50 %
ДавлениеhPa 1033.34
Скорость ветра3.21 м/с