Погода -16oC
$336.23
360.3
5.28
Опубликовано: Чт, Май 1st, 2014

Зауреш Баталова: В нашей стране начался ответственный период

Президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш Баталова рассказала, зачем власть инициировала новый Уголовный кодекс, к чему приведет планируемое ужесточение законодательства и как международное сообщество реагирует на правовые реформы в Казахстане.

зауреш

ПОД УДАР ПОПАДАЮТ ПРОФСОЮЗЫ

— Проект Уголовного кодекса обещал серьезные и довольно позитивные изменения в виде демократизации, приоритета общечеловеческих ценностей и так далее. Общественность восприняла эту новость достаточно позитивно.

— Да, нынешний Уголовный кодекс подвергался достаточно серьезной критике. Но вопрос в том, каким способом разработчики нового проекта УК намерены достичь объявленных целей. В закон внесено много предложений касательно деятельности институтов гражданского общества – деятельности общественных организаций, их лидеров, профсоюзных организаций, СМИ, я имею в виду всем известную норму о клевете, и так далее. Здесь ни о какой демократизации, ни о каком гуманизационном процессе нет и речи.

— Так в чем же главная цель предлагаемых изменений, по вашему мнению?

— Сразу бросается в глаза то, что под основной удар законодательных инструментов попадают профсоюзные организации, которые призваны отстаивать интересы рабочих. А то, что у нас в экономике есть серьезные проблемы и то, что рабочие не могут через профсоюзные организации своих прав добиться, мы знаем по жанаозенским и жезказганстким событиям. Это очень серьезная проблема.

— Вот именно. Неужели в нынешних условиях профсоюз может стать реальной силой?

— Дело в том, что и профсоюзы, и общественные объединения имеют форму членства, так же как и политические партии. То есть, когда люди объединяются вокруг какой-то общественной организации, их число увеличивается и именно это вызывает у власти опасения. Поэтому она хочет предусмотреть в отношении профсоюзов и общественных объединений жесткие карательные меры.

МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

— Если в УК останется статья о привлечении к ответственности лидеров общественных объединений за вмешательство в деятельность государственных органов, у нас в стране общественные объединения останутся?

— Ну, эта статья вообще нонсенс. Откройте Конституцию. Статья 33 гласит о том, что каждый гражданин имеет право на управление делами государства. Если не взаимодействовать с государственными органами, если не показывать, как госорганы решают те или иные вопросы, и не давать им общественную оценку, не делать замечания, не вносить предложения, разве можно рассчитывать на прогресс? Конечно, в таких условиях общественным организациям работать будет крайне сложно и опасно.

— Предлагаемые нововведения разработчики аргументируют тем, что необходимо защитить страну от угроз терроризма и экстремизма, что якобы есть некие финансовые источники за рубежом, которые могут финансировать деятельность по дестабилизации обстановки в Казахстане.

— Я хочу сказать, что это от лукавого. Предложенные в проекте Уголовного Кодекса меры нисколько не препятствуют их деятельности. Если есть террористические и другие опасные организации, то завтра они могут запросто перерегистрироваться в ту же форму общественного фонда и спокойно продолжать свою деятельность. Нынешние действия нашей власти — это как раз тот вариант, когда вместе с водой выплескивают ребенка. Вот сейчас предлагается лидеров общественных объединений привлекать к ответственности при фактах разжигания социальной розни. В таком случае, можно ли назвать разжиганием социальной розни, когда защитники и лидеры общественных объединений отстаивают права тех же бездомных, безработных, инвалидов? Ведь это социальные проблемы. И если они будут замалчиваться и хронически не решаться, то последствия могут быть крайне опасными. Народ начнет объединяться в неформальные объединения и сообщества, в секты, в конце концов. Необученные, не знающие своих прав люди, будут выходить на улицу. И вот тогда управлять ими будет крайне сложно. Власть, формируя так называемую «стабильность» в государстве, закладывает мину замедленного действия.

— Почему именно сейчас решено применить эти меры?

— Посмотрите, за последнее десятилетие полностью зачищено политическое поле. Партийные организации не лояльные к власти уничтожены. Те, которые сейчас на политическом поле находятся, по субъективным и объективным причинам не могут сегодня действовать. И что они могут быть равноправными субъектами политконкуренции, мы тоже не можем сказать. Время, когда отдельных правозащитников стали привлекать к ответственности, это было показательно для всех. Теперь настала очередь общественных объединений, профсоюзных организаций.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО АКТИВИЗИРОВАТЬСЯ

— Когда вы узнали об инициировании норм, касающихся деятельности общественных институтов?

— О поправках мы узнали буквально в феврале. Это означает, что у разработчиков есть намерения, с которыми они не хотели делиться. А ведь нормы касающиеся деятельности общественных институтов должны были сверить хотя бы с международными обязательствами. Почему разработка и обсуждение кодексов идет кулуарно? Кстати, все эти поправки инициирует не Генеральная прокуратура, как нам пытаются представить, а инициирует Акорда и Правительство, потому что правом законодательной инициативы обладают эти институты. Генпрокуратура же вместо того, чтобы решать вопросы подотчетности общественных институтов, прозрачности их деятельности, взаимодействия с государством, предлагает репрессивные меры. Ведь легче при первой же возможности привлечь к ответственности, а работать с обществом никто не собирается. Общество само по себе, Правительство само по себе.

— В чем интерес посадить как можно больше людей?

— Не посадят они слишком много людей. Посмотрите, политполе зачистили. Правозащитникам поставили такие препоны, что теперь они сильно не могут активизироваться. Пришла очередь общественных институтов. Им достаточно 2 – 3 организации закрыть и тем самым в порядке устрашения продемонстрировать остальным, что с ними будет то же самое. Вот и все.

— О последствиях введения статьи о клевете даже боюсь спрашивать…

— Статья о клевете — это как в той басне Крылова «чтоб делу дать законный вид и толк». Так или иначе, журналисты показывают ситуацию со свободой слова. В отношении ряда СМИ были репрессии после Жанаозенских событий, и их объяснить невозможно было. Теперь, чтобы подобного не происходило, решено написать, по сути дела универсальные нормы, под которые можно подводить всех: и НПО, и журналистов, и профсоюзы.

— Интересно, что международное сообществе сейчас не очень-то волнует ситуация с правами человека в Казахстане.

— К сожалению, происходит это как раз с попустительства отдельных международных институтов. Вы правы. Международное сообщество смотрит на Казахстан как на экономически важный субъект. И экономический интерес в этих отношениях превалирует. Международные институты демонстрируют к Казахстану двойные стандарты. К тому же если и делаются какие-то замечания, они носят рекомендательный характер. Все это приводит к тому, что Казахстан цинично не исполняет даже свои обязательства согласно ратифицированным международным документам, и теперь лицемерно, репрессивно изменяет законодательство в сторону ужесточения. Мне кажется, международное сообщество не должно с этим соглашаться, необходимо дать оценку Казахстану в части защиты и охраны прав человека.

— И все-таки, почему именно сейчас власть решилась на такие непопулярные изменения в законодательстве?

— Сейчас в нашей стране идет ответственный период — подготовка к смене власти. Время, когда Казахстан пытался сохранить имидж перед международным сообществом прошло. Никакой конкуренции, никакого оппонирования наша власть не терпит. Действующий президент – мы должны признавать – управляет страной больше 20 лет и обладает достаточной харизмой. Преемника сильного сейчас никто не видит. Поэтому кто бы ни пришел на президентский пост, для того чтобы сохраниться во власти, будет вынужден идти на какие-то более либеральные шаги. А общественная активность будет расти. В связи с этим жесткая регуляция общественного мнения сегодня актуальна. Считаю, что гражданское общество должно активизироваться и выявлять все проблемы в стране, чтобы ставить вопрос их разрешения как перед действующей, так и будущей властью.

Artaexpress

3 комментария
  1. ТТ:

    Зауреш Баталова: В нашей стране начался ответственный период. Все до этого были безответственными!!!

    0
    0
  2. chekhov:

    Заговорила о смене власти, могла бы рассказать, как обеспечивала проведение выборов (99% голосов), на посту председателя избирательной комиссии, какие технологии применялись, да и потом обеспечивала законность на посту министра юстиции, а теперь как бы в оппозицию перешла.

    0
    0
    • Tamara:

      Батталова не была министром юстиции, вы ее перепутали с Загипой Балиевой.

      0
      0
x
2016-12-07
Утром-16 ℃
Днем-16 ℃
Вечером-16 ℃
Ночью-16.58 ℃
Влажность68 %
ДавлениеhPa 1023.08
Скорость ветра4.11 м/с
2016-12-08
Утром-17.48 ℃
Днем-16.53 ℃
Вечером-13.21 ℃
Ночью-12.09 ℃
Влажность78 %
ДавлениеhPa 1027.22
Скорость ветра3.91 м/с