Погода -15oC
$334.89
361.61
5.28=
Опубликовано: Сб, Май 3rd, 2014

Взлётно-растраточная полоса

3

Власти собираются в скором времени начать долгожданный ремонт взлётно-посадочной полосы Уральского аэропорта. При этом Министерство транспорта видит концепцию ремонта по-своему, а руководство аэропорта – по-своему. Но, как выяснили корреспонденты «УН», оба варианта слишком неудобны, а о наиболее выгодном способе решения проблемы речь даже не ведётся.

Писать всегда, писать везде

Более двадцати предпринимателей ЗКО написали открытое письмо акиму области Нурлану Ногаеву, министру транспорта и коммуникаций Женису Касымбеку и депутатам парламента. Поводом послужила предстоящая реконструкция взлетно-посадочной полосы (далее ВПП) Уральского аэропорта. Предпринимателей возбудило намерение Минтранскома на время ремонта закрыть аэропорт для самолетов. «Мы понимаем, что реконструкция взлетно-посадочной полосы необходима для более безопасных взлетов и посадок воздушных судов, что напрямую сказывается на безопасности пассажиров. Однако нас категорически не устраивает тот факт, что при проведении реконструкции взлетно-посадочной полосы деятельность самого аэропорта города Уральска будет остановлена полностью на неопределенный срок. Стало быть, граждане ЗКО будут лишены возможности пользования воздушными путями», — говорится в письме. Бизнесмены, разумеется, имеют и свои интересы: их бизнес напрямую зависит от авиаперевозок и перелетов, а значит, от закрытия аэропорта коммерсанты понесут вполне ощутимые убытки. Именно поэтому предприниматели просят власти найти компромиссное решение и провести ремонт ВПП, не останавливая деятельности всего аэропорта. Среди подписантов числятся крупные предприятия: «Альтаир», «Алтим», «УральскСтройИнвест» и многие другие. К письму присоединился и филиал банка «ВТБ» в Уральске. Всего в письме 23 подписи.

Оказалось, что аналогичные письма в Министерство транспорта и коммуникаций, правительство, акимат ЗКО, Палату предпринимателей и даже в департамент Комитета национальной безопасности писало и руководство самого аэропорта. Кроме закрытия аэропорта на неопределенный срок, их смущает и качество выбранного Министерством транспорта материала для реконструкции ВПП. Минтранс упорно пытается постелить цементобетонное покрытие, а руководство аэропорта настаивает на асфальтобетонном. «УН» попыталась выяснить, какой метод лучше, и нашла кучу причин, чтобы не использовать ни тот ни другой метод.

Бетон или асфальт?

— Министерство транспорта и коммуникаций настаивает на цементобетоне, ссылаясь на то, что он дешевле. Но ремонт по этому способу уже был проведён в Алматы пять лет назад. Сегодня бетон на этой «взлётке» уже рассыпается, — рассказывает заместитель директора Уральского аэропорта Маргулан Шакенов и демонстрирует журналистам фотографии рассыпавшегося бетонного покрытия алматинской ВПП. Глядя на них, и правда, сложно поверить, что полосу делали совсем недавно — на её фоне даже наша кажется еще очень хорошей.

— Дело в том, что наша бетонная взлетно-посадочная полоса была построена в 1972 году, — говорит генеральный директор международного аэропорта «Орал» Хайретдин Раскалиев. — Она уже давно нуждается в ремонте. Но мы не совсем согласны, что нужно заливать полосу именно бетоном. Если сорок лет назад строители использовали действительно качественный материал, то сейчас таких гарантий нет.

Руководство аэропорта предлагает более выгодный, на их взгляд, вариант – асфальтобетонное покрытие. Оно, во-первых, позволяет не закрывать аэропорт на длительный ремонт. Грубо говоря, полдня можно класть асфальт, полдня принимать рейсы. Так было при реконструкции аэропортов Астаны, Павлодара, Актау и других, утверждает председатель наблюдательного Совета ТОО «Международный аэропорт «Орал» Нурлан Жумасултанов. «При этом не происходило остановки деятельности аэропортов, пассажиры с пониманием относились к небольшим неудобствам в воздушном сообщении, выражающимся только лишь в сжатом графике выполнения рейсов», — включается он в эпистолярную эстафету своим письмом министру транспорта.

Во-вторых, и в главных, таким образом удастся снизить социальную напряжённость, которой стращает власть Жумасултанов. Без работы останется 200 с лишним человек персонала аэропорта, а ещё начнут роптать люди, привыкшие к тому, что аэропорт есть под боком и не нужно ехать за 500-600 километров в соседний город.

Ремонт взлётно-посадочной полосы алматинского аэропорта

Ремонт взлётно-посадочной полосы алматинского аэропорта

Вошли в состояние Минтранса

У руководителей министерства своё видение проблемы. И министр транспорта, и его замы, и председатель Комитета гражданской авиации от комментариев отказались либо были недоступны. Однако свою позицию министерство изложило в ответном письме руководителям аэропорта и предпринимателям. Главное, что они дали понять: ВПП будет укреплена только так, как решили они. «Заслушав информацию Комитета гражданской авиации о принятых технических решениях реконструкции ИВПП при разработке ТЭО (техническо-экономического обоснования – прим. ред.) и ПСД (проектно-сметной документации – прим. ред.) объекта, решили: исходя из технических, технологических и экономических показателей, рекомендуется усиление и устройство новых покрытий из цементобетона», — сообщили в своем ответе чиновники. Про возможное социальное недовольство в письме вообще ничего нет, зато есть сравнение двух типов бетонного покрытия. Сравнение, разумеется, не в пользу асфальтобетонного: и ремонтировать его нужно чаще, и служит оно меньше, и выходит в итоге дороже. А цементобетон выгоднее, потому что у Минтранскома наработан большой опыт в его укладке (ответ министерства есть в распоряжении «УН»).

При этом в пользу позиции министерства говорит международный опыт: цементобетонное покрытие на полосах есть в крупных московских аэропортах – Шереметьево, Домодедово и Внуково. И нигде проблем с ним не возникало. Руководители аэропорта с этим не согласны.

— Западные страны давно широко используют асфальтобетонное покрытие. Я специально стал изучать научные исследования российских специалистов касательно аэродромных покрытий. Согласно их данным, асфальтобетонное укрепление не дороже цементобетонного, но «КазАэроПроект» (проектировщик – прим. ред.) почему-то посчитал иначе, — говорит Маргулан Шакенов.

«УН» честно посмотрела несколько научных работ и выступлений по теме. Приоритет асфальтобетонному покрытию в них отдаётся чаще, однако сами же исследователи говорят, что у асфальта есть много недостатков. Если свести всё к общему знаменателю, то основная проблема такого покрытия – ненадёжность. Крупные самолёты, которые хочет запустить на реконструированную полосу местная власть, просто расплавят асфальт при взлёте. Именно поэтому лучше использовать именно бетон, говорит в интервью «УН» доктор технических наук, руководитель кафедры изыскания и проектирования аэродромов Воронежского авиационного института полковник Дмитрий Барабаш.

— С учётом тех климатических условий, что присущи вашей территории, он просто целесообразнее, — говорит он.

Правда, Барабаш уточняет, что дело на самом деле даже не в материале, а в умении класть покрытие.

— Если у вас нет культуры производства таких покрытий, вы хоть что делайте – у вас ничего не получится, — резюмирует полковник.

С ним заочно спорит Борис Погонец, руководитель алматинской компании ТОО «Real Way», занимающейся устройством и реконструкцией дорожных оснований и покрытий, в том числе и взлетно-посадочных полос аэродрома.

— Да, я знаком с ситуацией в вашем аэропорту, — говорит Погонец. — Асфальто-бетонное укрепление, конечно, лучше и отнюдь не дороже, — сообщил он. — Реконструкция с помощью цементобетона — очень трудоемкий и дорогостоящий труд. К тому же, если допустить малейшие нарушения, бетон уже через короткое время начнет рассыпаться. Это опасно для современных самолетов, у которых двигатели расположены низко. Крошки бетона постоянно попадают в них. Асфальт не крошится вообще. Асфальтобетонное покрытие имеется в аэропортах Астаны и Атырау, ремонт там проводился довольно давно, и покрытие до сих пор выглядит вполне неплохо.

По словам Бориса Погонца, готовый асфальт высыхает гораздо быстрее, чем бетон. Поэтому такой ремонт делается в гораздо быстрые сроки.

— Асфальт после укладки уже через час может выдержать автомобиль, а через сутки-другие – и самолёт, — уточнил он. — Чтобы бетон полностью просох и смог принять на себя вес самолета, понадобится 17 суток.

Впрочем, Минтранском планирует закрывать аэропорт минимум на два месяца, а то и на год. Правда, в теории можно обойтись и без закрытия. Заместитель руководителя по вопросам эксплуатации Львовского международного аэропорта Роман Зазуляк в интервью корреспонденту «УН» рассказал, что, когда полоса в аэропорту реконструировалась к чемпионату Европы по футболу, её закрывали частично: полполосы действовало, а половина — ремонтировалась.

— Но если есть возможность, лучше закрыть аэропорт на полгода, — спохватывается Зазуляк. – Экскаваторы и самолёты как-то не очень сочетаются друг с другом.

Львовский аэропорт, к слову, как раз отказался от асфальтобетонного покрытия в пользу цемента, поскольку от асфальта одни проблемы. При взлёте и посадке крупных самолётов и военных истребителей он просто взлетал вместе с «Боингами» и «МиГами», и его приходилось собирать, по большому счёту, заново.

1

Истина в цене

Самый главный вопрос – сколько денег будет потрачено на всё это удовольствие. По словам Хайретдина Раскалиева,  проектно-сметная документация еще не составлена. Однако проектный институт «КазАэроПроект» по заказу Министерства транспорта и коммуникаций разработал технико-экономическое обоснование. Согласно ему, стоимость цементобетонного покрытия для нашей «взлетки» составит 8,5 миллиарда тенге, тогда как асфальтобетонное укрепление обойдется государству в 9,5 миллиарда. Видимо, этот миллиард и сыграл свою роль в принятии решения. Хотя, с другой стороны, стоимость наверняка можно удешевить. На реконструкцию полосы аэропорта в Актау, к примеру, по официальным данным, ушло около 7 миллиардов – и там как раз было асфальтобетонное покрытие. А Нурлан Жумасултанов вообще говорит, что при желании можно обойтись и пятью миллиардами.

— Чем больше денег мы потратим, тем больше будет тариф на перевозки, который я, естественно, буду должен включить в стоимость билета, — говорит Жумасултанов. – А я бы этого очень не хотел.

С другой стороны, экономия не всегда бывает эффективной (см. материал внизу). Львовский аэропорт вообще потратил на перекройку полосы почти 37 миллиардов в переводе на наши деньги. И это они ещё сэкономили на проекте, поскольку старую полосу, превращённую в горы строительного мусора, они не могут вывезти до сих пор – нет денег. Но к качеству полосы у Романа Зазуляка сейчас нет никаких претензий. Разве что у здания аэровокзала что-то «немножко шелушится, но это ремонтируется».

При этом непонятно, для чего нужно подобный огород с реконструкцией городить в принципе. Уральский международный аэропорт ежедневно принимает и отправляет по 3-4 рейса. Пассажирооборот здесь составляет примерно 160 тысяч человек в год, ежегодный грузооборот составляет приблизительно 1000 тонн. Даже если мечты местных властей о туристическом рае сбудутся, пассажиропоток вряд ли вырастет настолько, что в Уральск нужно будет запускать большегрузные самолёты, особенно с учётом того, что два крупных аэропорта – в Самаре и Атырау — уже есть рядом.

Во всей этой истории есть оптимальное решение спора: достаточно просто построить новую полосу. Это дешевле: Нурлан Жумасултанов говорит, что в Атырау полосу с нуля построили всего за 3 миллиарда тенге, а там грунты куда хуже нашего. Это удобнее: Роман Зазуляк из Львова говорит, что в этом случае старую полосу можно переоборудовать под выруливающую дорожку. В конце концов, это решило бы все разногласия в принципе: на время строительства новой полосы старую закрывать вообще не нужно. Но, кажется, у Минтранскома есть свои приоритеты, которые они готовы отстаивать до конца – хоть даже им придёт тысяча писем от тысячи предпринимателей.

«Немцы посмотрели – и сказали: «Scheiße!»

Одно из опасений руководства Уральского аэропорта заключается в том, что ремонт ВПП пройдёт так же, как и в Алматы. Основываясь на рассказе президента алматинского аэропорта, председатель наблюдательного совета ТОО «Международный аэропорт «Орал» Нурлан Жумасултанов рассказал «УН», что именно в южной столице пошло не так.

— Алматинский аэропорт объявил тендер на ремонт взлётно-посадочной полосы. Подрядных организаций было достаточно много, в том числе одна немецкая. Немцы вообще считаются большими мастерами по бетону – ещё со времён гитлеровской Германии это пошло. Приехав в Казахстан, иностранные специалисты первым делом поехали на каменоломни Алматы – взглянуть на щебень, который планировалось брать для «взлётки». Когда им его показали, немцы посмотрели – и сказали: «Scheiße!» («Дерьмо!» – прим. ред.). Потом они объяснили, что весь щебень очень грязный, его надо промывать, и для этого нужна специальная установка. Но после промывки щебень по цене вообще становится золотым.

Следом немцы прошлись по местным поставщикам цемента и проверили его качество, после чего снова сказали: «Scheiße!». Появилось предложение возить цемент из Германии. Но смета на ремонт от этого должна была вырасти сразу минимум в два раза. Естественно, таких денег у алматинского аэропорта не было, и немцы уехали.

В итоге ремонт делали на пару какие-то ребята с Балкан и местные специалисты. Цемент решили заказать в Кемерово. На пробу им прислали 10 мешков. Специалисты посмотрели, остались довольны и заключили договор. А Кемерово в итоге присылает три вагона какого-то г…на. В итоге сейчас от состояния алматинского аэропорта все плюются.

Мы не против того, чтобы у нас клали цементобетонное покрытие. Если соблюсти всю технологию, то вообще можно сделать не полосу, а конфетку. Беда лишь в том, что в наших условиях соблюсти технологию невозможно. Это только раньше за то, что стащил мешок цемента, сразу могли расстрелять. А сейчас сравнивать советские возможности с нынешними просто нельзя.

Факт:

В ноябре прошлого года руководитель отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Марат Туркпенов сообщал журналистам о том, что ремонт ВПП обойдется государству примерно в 5,6 миллиарда тенге. Планируется, что длина полосы будет увеличена с 2400 до 2800 м, а ширина — с 42 до 45 м. ПСД должна была быть подготовлена еще в феврале этого года, а в марте предполагалось провести тендер на выбор подрядчика. Известно, что после ремонта взлетно-посадочная полоса вернется в доверительное управление ТОО «Беркут аэропорт», которое будет постепенно выплачивать государству потраченную на ремонт сумму.

Вячеслав Половинко, Саида Папшева

 

21 комментарий
  1. Армянское радио:

    Вопрос армянского радио:
    «Чем отличается стройка по-казахски от стройки по-европейски?

    Ответ:
    В Европе: выделяют бюджет, затем строят, а потом что от бюджета останется — разворовывают.
    В Казахстане: выделяют бюджет, затем разворовывают, а потом на то что от бюджета останется — строят.

    Вот в этом заключается вся разница

    0
    0
  2. Houston:

    Честно говоря не понимаю местное бизнес-сообщество.
    Когда аэропорт был в их собственности, никто из них не поднимал вопрос о его состоянии (сомневаюсь, что местные бизнесмены писали в Минтранском об этом).
    В конце концов ушатали ВПП до такого состояния, что в Уральск перестала летать Эйр Астана, единственная нормальная авиакомпания, которая летала в Уральск до последнего (а это уже признак прохождения критичной точки).
    Наконец Правительство приняло решение о реконструкции ВПП частного аэропорта. Это есть благо для всего Уральска. И тут начинаются непонятные телодвижения со стороны местных. И это не так и то не так, и материал не тот, и сроки большие.
    Я думаю, если Правительство определило Минтранском уоплномоченным лицом по реализации данного проекта, то не надо мешать. Люди там свою работу знают, привлекать будут однозначно профессионалов, которые будут отвечать за качество проделанной работы.

    0
    0
  3. mudryi kaa:

    Во первых,это не спор не спор мнений, это интересов-кто то хочет протолкнуть своих подрядчиков, кто-то еще что то!

    Во вторых,а каком социальном напряжении идёт речь?! Лично мне и ещё 95% населения ЗКО грубо говоря плевать до этих самолётов и ВПП! Называйте вещи своими именами это не напряжения СОЦИУМа,это напряжения СЛИВОК социума, а социуму нужны АВТО полосы!

    В третьих, ну что за ДАУНЫ-не ужели самим нельзя додуматься,что щебень должна быть ЧИСТОЙ а цемент ВЫСШЕГО качества, одни БАРАНЫ…!!! Именно из-за этих допущений,который мог допустить человек не способный сложить 2+2 и рассыпалась Алматинская ВПП!!! Это в Алмате Урала нет, а нас он есть, загрузил на баржу этот щебень и промывай сколько душе угодно. А с цементом надо договора по уму заключать 50% оплатил, при получении если ТОТ по качеству, перечислил остальное!!!

    И что тут не ясно, ВПП должна быть ЦЕМЕНТНОЙ!!! Не оспоримое преимущество у НЕЁ! Асфальт в наших климатических условиях,летом на солнце таит, а ещё с вашим то качеством укладки!!!

    И строить надо рядом,впритык,параллельно старой ВПП, что бы когда время по требует и будет необходимо расширять ВПП можно было их соединить!!! Может когда нибудь сбудется моя мечта и оз Шалкар станет степным туристическим оазисом, да и численность населения ЗКО, Аллага шукур растёт и пассажиро-поток будет увеличиваться!!!

    +1
    0
    • mudryi kaa:

      Сколько у меня ошибок ууу… Эмоции захлестнули, как говорят в Англии-лучшая новость,отсутствие новостей…Это про нас, что не новость,то там наши чинуши тупят, то здесь косячат,то обос…сь,то лохонулись,то…то…………

      0
      0
  4. эксперт:

    Строительство ВВП должны производится иностранной авторитетной компанией. Трасса Уральск-Атырау построена и сдана в 2006 году и служит нам уже 8 лет без капремонта, строили итальянцы. Трассу Уральск -Таскала перекладывают каждые 3 года , а она как после войны, выглядит каждую весну, кому то на нее самолеты бомбы сбрасывали. Наглядный пример строительства Кашаган, как сообщает КазТАГ,по вине компании» ЕРСАЙ Каспиан Контрактор», принадлежащие нашим министрам Е.Досаеву и Н. Каппарову, были проложены некачественные трубы для нефти по дну Каспия от месторождения до материка. Из за этого, проект, приостановлен на неопределенное время, деньги потрачены этой компанией, народные, убытки несет государство, то есть мы все. Кто привлечет их к ответственности, ведь там суммы на десятки миллиардов долларов. Думаю уровень коррупции, не позволит качественно сделать ВВП в ЗКО, для этого необходима действительная прозрачность, независимая экспертная комиссия и качественный контроль на каждом этапе строительства. Но такое вряд ли возможно, на данный момент, состояния развития нашего общества.

    0
    0
    • NVP:

      А вот про трассу Уральск-Атырау не надо. В районе Индера её ремонтировали уже на следующий год. Если по нашей области она более менее нормальна, то по Атырауской ее ремонтируют каждый год. Наверное, «сэкономили» больше. :)

      +1
      0
      • эксперт:

        От Индера до Атырау трассу делали атырауские компании.

        0
        0
        • NVP:

          Эксперт, не надо ля-ля.
          «В Западно-Казахстанской области итальянская компания «Тодини Конструксиони Дженерали» завершила строительство автодороги республиканского значения Уральск — Атырау. Об этом корреспонденту KZ-today сообщил технический директор по странам СНГ компании «Тодини» Эрменджильдо Парлатори.
          По его словам, компания полностью выполнила взятые на себя обязательства по реконструкции дороги Уральск — Атырау протяженностью 493 км, из них 303 км проходят по территории Западно-Казахстанской области». http://www.zakon.kz/67246-v-zko-zaversheno-stroitelstvo.html
          Еще раз убедился, что «эксперт» из Вас никудышный. :)

          0
          0
          • эксперт:

            Генподрядчиком были итальянцы, субподрядчиком казахстанские компании в Индере, так получилось, что часть тамошней дороги уложили местные субподрядчики. НВП про это местные жители Индера говорт

            0
            0
            • NVP:

              Извините, но за работу субподрядчиков, отвечает генподрядчик. И ответственность за некачественное строительство лежит на нем. Хотя, насколько мне известно, до сих пор никого не привлекли к ответственности.

              0
              0
            • эксперт:

              Просто иностранцы, на тот момент, не знали реальный мир деловых отношений между компаниями в нашей стране. Кинуть могут, недобросовестно выполнить подряд для наших агашкиных компаний плевое дело . В суде вы не оправдаетесь, ведь суд, по сути, у нас очень справедливый для одних, уважаемых, для других…. .

              0
              0
      • Нурлан:

        В районе Тайпака около 40 км в прошлом году выполнило покрытие щебнем компания Uniserv, если я не ошибаюсь, так стало гораздо хуже, уже два скола на лобовом, как ни еду так их и вспоминаю. Куда СМОТРЯТ при сдаче????

        0
        0
        • NVP:

          Я вообще не понимаю, зачем надо было покрывать щебенкой? Может по каким-то дорожным нормативам положено? Был отличный гладкий асфальт, а сейчас черт знает что. Я там противотуманки лишился.

          0
          0
  5. Орал Тургыны:

    вообще надо построить новую ВВП и новый аэропорт, и отдать его на баланс ЗКО, ведь аэропорт — это стратегически важный объект и не может находиться в частной собственности. Сейчас сделают ремонт ВВП, затем вернут ее частнику и через некоторое время ВВП опять придет в негодность, и история вновь повторится…. Сколько можно тратить народные деньги в пустую?

    0
    0
  6. Нурлан:

    Пусть закрывают, так быстрее сделают ремонт ВПП. Скат может летать на АН-24 и садится на грунтовую полосу (вроде в аэропорту есть грунтовая полоса). Надо Скат попросить открыть несколько рейсов в Атырау, Актобе и Актау а дальше транзитом кто куда. Все равно у Бек Эйра билеты в Алматы дорогие (и транзитные), не думаю что выйдет дороже 39 000 тенге. Надо стыковки по минимум сделать и все чудесно!

    0
    0
  7. klop:

    Просто господин Жумасултанов владелец аэропорта и Бек Эйра одновременно, поэтому и такое движение возникает,,, Капец Бек эйру придет за то время, пока аэропорт будет закрыт, что тут непонятного? А ВПП надо ремонтировать, однозначно. Давай, до свиданья, Бек Эйр!

    0
    0
  8. уралец:

    Независимо от вида покрытия, полоса примет достойные эксплуатационные характеристики, только при хорошем качестве строительства, т.е. нужно выполнять все нормы СНиП, там все написано. И не зависит от названия компании или ее национальной принадлежности. СниПы зарубежных стран мало чем отличаются наших
    казахстанских.
    В 2002 году казахстанская компания, где я работаю, построила взлетно посадочную полосу, рулежную дорожку и перрон для стоянки самолетов в Тенгизе для американской компании Тенгизшевройл.
    Покрыие из асфальта: 6 см. нижний слой, затем полиэтиленовая сетка и верхний слой асфальта -4см.
    Полоса в отличном состоянии до сегодняшнего дня.
    При производстве работ особое внимание уделялось качеству асфальта и качеству его укладки.
    Для выпуска хорошего асфальта необходимы чистые материалы, хороший битум и активированный минеральный порошок.
    Я готов принять участие в группе по контролю за качеством.

    0
    0
  9. Аман:

    даешь малую,этажерную, деревянную авиацию. На такие бабки столько кукуризников можно закупить, слава богу степей хватает для посадки и взлета!

    0
    0
  10. Толстый Тролль:

    Честно говоря пустое сотрясение воздуха. УН лучше бы про дороги написали. Я на машине уже перестал ездить. Себе дороже. Когда ремонт начнут делать? В Аксае вообще жесть. Трасса до Уральска убийство для подвески и дисков. Не приведи господь выехать в ночь или по вечеру. Запасок не хватит. Куда Аким смотрит? Только грамоты раздает да с праздниками поздравляет. Даже Теректинский район, у которого нет месторождения, и тот уже начал дырки на трассе латать. Позор. Стыдно за страну. Одним из показателей богатства страны являются дороги. Судя по нашим мы нищие. А вы за какую-то полосу говорите. Мы на машинах ездим а не на самолетах.

    0
    0
  11. Баксы:

    Мы не настолько богаты чтобы делать дешёвый ремонт ВПП. Считаю, что лучше один раз построить, чем 10 раз ремонтировать. К тому же есть технологии позволяющие сократить затраты бетона путём добавки базалбтового волокна — http://trovel.ru/product/item/item2.html

    0
    0
x
2016-12-08
Утром-16 ℃
Днем-16 ℃
Вечером-16 ℃
Ночью-12.46 ℃
Влажность74 %
ДавлениеhPa 1023.18
Скорость ветра4.91 м/с
2016-12-09
Утром-9.45 ℃
Днем-5.33 ℃
Вечером-4.89 ℃
Ночью-6.68 ℃
Влажность91 %
ДавлениеhPa 1010.71
Скорость ветра3.46 м/с