Погода -23oC
$336.23
360.3
5.28
Опубликовано: Вс, Июн 8th, 2014

Анастасия Мельникова: «Когда звонит депутат Мельникова, проблемы решаются быстрее»

2421_011_(c)Andrey_Fedechko

Актриса и депутат Анастасия Мельникова – об «Улицах разбитых фонарей», американском мюзикле и «Единой России».

Популярная российская актриса Анастасия Мельникова, помимо ролей в фильмах и сериалах, в последнее время стала известна как политик. Являясь депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Мельникова представляет собой эталон настоящего народного избранника, который готов помогать конкретным людям с конкретными проблемами. Вячеслав Половинко встретился с актрисой и депутатом в ресторане на набережной реки Мойки в Петербурге и узнал, какими нестандартными способами можно решить проблемы избирателей, как общаются между собой «Менты» и «Опера», а также чем примечателен жанр бродвейского мюзикла.

«Роль в «Улицах разбитых фонарей» — это моё счастье»

— Пользователи одного из самых авторитетных кинопорталов России kinopoisk.ru назвали самой удачной вашей ролью роль Александры Епанчиной в «Идиоте». Как вы думаете, чем она им так приглянулась?

— Чем – не знаю, потому что ко всем ролям я отношусь одинаково серьёзно. Я всегда выхожу на сцену, как в последний раз. Эта оценка, как мне кажется, дана не мне, а режиссёру «Идиота» Владимиру Бортко, указания которого я выполняла полностью. У меня в фильме роль не главная, эпизодическая, поэтому надоедать со своим ощущением большой картины я посчитала неправильным. Кроме того, всё, что предлагал Бортко, у меня не вызывало внутреннего протеста. Ничего, кроме первой сцены обеда. Мама меня приучила, что хорошо воспитанная девушка должна занимать треть стула, а на съёмках меня попросили сесть полностью на стул. Я сказала: «Владимир Владимирович, барышня XIX века не могла так сидеть». На что мне был дан ответ: «Если хочешь сниматься в этом фильме, будешь сидеть так, как я сказал». Но это же было расхождение не по сути, не по психологии – так нужно было по картинке, поэтому я не спорила. Так что если в результате моя роль понравилась зрителям – я должна сказать спасибо Бортко.
Меня развлекало другое. Я, надеюсь, не самая страшненькая, а Бортко сказал, что по сюжету старшая сестра должна быть очень некрасивой. И вот меня гримируют, режиссёр смотрит и говорит: «Не, ещё хорошенькая. Давайте дальше уродуйте» (улыбается).

— Но роль Епанчиной всё-таки эпизодическая, а вот роль Насти Абдуловой, а потом ещё и Насти Мельниковой (в сериале «Литейный, 4» — прим. авт.) – это, если можно так выразиться, ваш жизненный крест.

— Ну, нет. Когда говорят о кресте, создаётся ощущение чего-то тяжёлого. Эти роли – не крест. Эти роли – моё счастье. А всё счастье в жизни да, Вы правы, оно как крест – тяжёлое. Лёгкого, эфемерного счастья не бывает. Не было бы этой роли – не было бы меня. Благодаря «Улицам разбитых фонарей» меня знает зритель, а не только узкий круг интеллигенции, который ходит в театры. Я вам гарантирую: ту же роль в «Идиоте» я получила исключительно потому, что в то время моё лицо постоянно мелькало на экране. Да и во все остальные картины меня звали – я уверена – не потому, что ассистенты режиссёров ездили по театрам и знали составы всех трупп, а благодаря этой истории «Улиц разбитых фонарей». Как бы сейчас этот сериал не ругали – я всё равно буду его любить.

«Улицы разбитых фонарей», «Оперов» и «Литейный, 4» создают очень талантливые люди. Меня всегда спрашивают: как вам не надоело одно и то же? Да это не одно и то же! Вы попробуйте 17 лет продолжать быть интересными для зрителя и сохранять рейтинг. Мы были уверены этой зимой, что «Литейный» заканчивается. В последней серии снималась со слезами на глазах. И вдруг перед Новым годом, когда людей нет перед телевизорами, все носятся за подарками – рейтинг, который перекрыл все передачи. В результате было решено снимать продолжение сериала ещё в течение трёх лет. Значит, людям эта история по-прежнему нужна.

— Абдулова в «Улицах разбитых фонарей», она же в «Операх» и Настя Мельникова в «Литейном, 4» — это разные персонажи?

— Уверена, что нет. Для меня это один и тот же человек. Героиня взрослеет, набирается опыта и становится мудрее вместе со мной.

— Но при этом переход из одного сериала в другой вам давался, насколько я знаю, тяжело.

— Очень тяжело.

— Переходы из сериала в сериал были обусловлены чисто финансовыми причинами?

— Нет. Причина была в продюсерах с их концепцией сериала. Почему, допустим, был переход из «Улиц разбитых фонарей» в «Опера»? Мне позвонили и сказали, что весь состав «Ментов» — и Трухин, и Половцев, и Нилов, и Селин, и Кузнецов – переходит в другой сериал. Вопрос был в том, остаюсь я одна в «Улицах разбитых фонарей» или перехожу вместе со всеми. Я считаю, что вся история «Ментов» возможна только внутри команды – одна я без них в этой истории буду не нужна. Поэтому я перешла вместе со всеми. В последний момент оказалось, что – Миша Трухин и Саша Половцев – всё-таки остаются, но у меня уже был подписан контракт, и метаться я считаю неправильным.

— А «Опера» с «Ментами» в жизни общаются?

— Да, конечно. Я не могу сказать, что мы так же часто встречаемся – на это просто физически не хватает времени. Миша Трухин, к примеру, сейчас чаще в Москве. Но и с Серёжей (Селиным – прим.авт.), и с Лёшей (Ниловым – прим.авт.), и с Андрюшей (Федорцовым – прим.авт.) мы тоже видимся редко – только на каких-то знаковых событиях — дни рождения детей, например. Страдаем и мучаемся из-за этого, конечно, но что поделать – работы много. Общения не хватает, но отношения у нас очень хорошие, тёплые, добрые.

«Постараюсь защитить диссертацию. Не люблю незаконченных дел»

— Я прочёл где-то, что вы в детстве вообще могли стать балериной.

— Да, это правда. Я с детства очень люблю балет. И когда я сказала, что хочу быть балериной, папа попросил ведущую балерину Кировского театра Нонну Борисовну Ястребову (её муж был папиным однокурсником) посмотреть меня. Ответ: да, растяжка есть, данные есть, но всё равно дайте мне её на полгода, потому что нет выворотности, которая необходима для балерин. Папа сказал сразу нет, он считал, что если природой не дано, то нельзя себя ломать. Зная мой темперамент, он понимал, что так и будет, а к 35-40 годам всё закончится подагрой и больными суставами. Тогда я очень расстроилась, но понимала, что папа прав. И потом, он мне сказал как-то: понимаешь, Настюшка, балериной можно быть или гениальной, мирового уровня, или никакой. Если ты со своим ощущением жизни будешь стоять в третьей-четвёртой линии кордебалета с покалеченными ногами – ты не будешь счастлива. Папа снова оказался прав. Мне сейчас 44 года, а я понимаю, что, если бы пошла в балет, я бы уже 5 лет была на пенсии.

— Я знаю, что у вас есть написанная, но не защищённая пока диссертация по американскому мюзиклу. Чего особо не хватает российским, да и вообще любым другим мюзиклам из того, что есть в мюзикле американском?

— Понимания разницы между музыкальным театром, опереттой и мюзиклом. Это три разных жанра. Оперетта – это отдельное, близкое к классической опере искусство. Музыкальный театр – это когда идёт драматическое действие, со вставными музыкальными номерами. Мюзикл в Бродвейском понимании – это когда ты не замечаешь, как у тебя закончилась обычная речь и началась музыкальная партия. Переход от простой речи к вокалу, от простых движений к танцу так, что зритель не чувствует разницы, наложение драматической роли на вокальную и движенческую – в этом главное отличие мюзикла. У артистов с Бродвея это врождённое. Есть особый бродвейский звук. Вот мы были с дочерью в Нью-Йорке недавно на мюзикле «Энни». Это мюзикл 30-х годов, в нём играют семь детей. Главная героиня – одиннадцатилетняя девочка. (Изумлённо) Так у этой обезьянки уже этот особый, бродвейский звук! Вы себе не представляете, что это такое! И даже когда она орёт, то делает это не базарно, а в стилистике мюзикла. Вот этому нужно учиться любому артисту мюзикла у американской школы.

— А когда вы собираетесь защищать диссертацию?

— Понимаете, как… Я собиралась её защищать, когда ждала малышку. Думала: вот перестанут меня на сцену выпускать с большим животом, перестанут звать на съёмки – тогда и защищу. Вместо этого во вторник до полвторого ночи я снимаюсь в кино; в среду в восемь вечера рождается Маша; а в пятницу в полдесятого утра я была на «Идиоте» и играла Епанчину. Когда в этот момент защищать диссертацию? (смеётся). Теперь, видимо, надо надеяться на время, когда буду ждать второго ребёночка. Правда, теперь ещё добавился парламент – и я не знаю, как всё успеть.

090803_153_Andrey_Fedechko_

Но я мечтаю защитить диссертацию, потому что я обещала это папе. Когда в шестнадцать лет я сказала, что буду поступать в театральный институт – это был настоящий шок для всех. Вроде серьёзная семья учёных, а тут первая «профурсетка» появилась. И тогда я сказала: пап, не волнуйся. Я обязательно закончу аспирантуру и защищусь – и если из меня не получится актрисы, то в институте даётся серьёзное искусствоведческое образование, я буду преподавать и стану кандидатом наук. И вот эти слова «искусствоведение», «кандидат наук» папу как-то смирили с моим выбором.

Сейчас мне мама говорит: ты – заслуженная артистка, это приравнивается к кандидатской степени. Да и к тому же добавились заботы, связанные с новым образованием, которое я сейчас получаю. Так что не знаю, когда я защищу диссертацию. Но я постараюсь это сделать, потому что не люблю незаконченных дел.

— Вам – как парламентарию – не кажется, что во всех скандалах, связанных с диссертациями среди чиновников в России, есть какой-то элемент кампанейщины?

— Меня всегда удивляет, когда пытаются проверять авторство диссертации. Да задайте вы человеку, который записан автором текста, несколько вопросов по содержанию! Тот, кто сам писал диссертацию, не побоится и придёт ответить перед комиссией. Вопрос в элементарном знании материала. А если даже человек её не писал, но изучил её настолько, что может ответить на любые вопросы, то он имеет право этот диплом сохранить – мне так кажется. Ну, не написал, зато изучил. Если человек просто купил диссертацию и даже не посмотрел, что там – это, я считаю, безобразие.

«Мне принципиально захотелось вступить в «Единую Россию»

— Как к вам пришло понимание, что пора заниматься не только актёрской деятельностью, но и политикой?

— Не мне оно пришло, просто люди, мнение которых для меня невероятно важно, сели и объяснили: если у тебя получается помогать здесь, здесь и здесь – пора это делать профессионально. Я сказала: не-не-не, я ничего в этом не понимаю, помогаю людям как актриса. А потом вдруг поймала себя на мысли: я действительно счастливый человек, ко мне всегда все хорошо относились и на законодательном, и на исполнительном уровне. И если кто-то меня, как известную актрису просили о помощи, то при обращении в инстанции мне, как правило, помогали. Но! Когда официальным структурам звонит заслуженная артистка Мельникова, то в ответ слышится: ой, здравствуйте, мы обязательно КАК-НИБУДЬ вам поможем. И я вынуждена звонить десять, пятнадцать, двадцать, тридцать раз – и добивалась своего. Но это занимает время, что для онкологических больных, к примеру, просто катастрофа.

Сейчас, когда высвечивается телефон Законодательного Собрания и написано «депутат Мельникова», «почему-то» звонки принимают быстрее и решения принимаются быстрее. И у меня, помимо всего прочего, высвободилось время, потому что раньше я его тратила на звонки, а теперь мне достаточно написать письмо – и всё решается. Так что теперь я могу помочь большему количеству людей.

Мне кажется, что у меня это получается. Поскольку я человек пока неопытный и только пришедший на эту работу, иногда я не знаю, что нужно делать. Это позволяет мне искать нестандартные способы борьбы. Однажды ко мне трижды из администрации района прислали ответы, что всё сделано, а затем пришла плачущая бабушка и говорит: а труба так и течёт в подвале, а пар так и идёт ко мне в квартиру. И тогда я сказала: идёмте-ка к вам. Мы пришли, я сфотографировалась рядом с этой трубой – и на фотографии есть число. Этот снимок я прикрепляю к письму о том, что всё сделано, и отправляю обратно в администрацию – даже безо всяких своих комментариев. Через четыре дня звонит бабушка и говорит, что всё сделали (смеётся). Правда, слух о том, что Мельникова сумасшедшая и сама ездит по подвалам и чердакам, по городу, видимо, прошёл. Я попросила помощницу достать мне ключ от одного чердака, потому что мне было нужно проверить его состояние. И тут мне неожиданно звонит пенсионерка из того дома и говорит: Анастасия Рюриковна, мы с вами не успели дойти – всё отремонтировано уже (смеётся).

— Правда, что вы – сторонник «Единой России», но не её член?

— Да.

— А почему не вступаете?

— Я думаю об этом. Эту партию столько ругают, а мне принципиально захотелось в неё вступить. Раньше я всё оценивала эмоционально: что я покупаю в магазине, какую зарплату я получаю. Мне никто никогда не помогал – в том числе и государство. Но я чётко помню, что, когда у меня родилась племянница (это было 24 года назад), мы стояли в очереди, чтобы получить по талонам сосиски. Я могу сравнить с тем, что стало сейчас. И когда поливают грязью правящую партию, я хочу напомнить об этом. Сейчас многие люди трудно живут – очень трудно, особенно пожилые. И когда жалуются они, я ещё могу это понять. Но когда жалуется молодёжь – хочется спросить: вы сами-то что-то создали для начала или просто стоите в джинсах от Дольче Габбана с IPad`ом в руках на митингах? Вы не на митингах орите, как всё плохо, а идите и работайте, если действительно хотите что-то поменять.

У меня ребёнок учится в школе, которую заканчивали мама с сестрой, оба моих брата и я. Я вижу, в каком направлении движется образование и что – мало, надо больше, но тем не менее – что делается для учителей. Я вижу, что есть в магазинах. Если мне нужны деньги, я буду работать на нескольких работах. Если я хочу работать в парламенте и не воровать – я зарабатываю на съёмках. И никто никогда не бросит в меня камень, что, я у кого-то украла. Всё это я говорю к тому, что я очень удачливый человек, и эта партия была у власти все годы моего становления. Кроме того, я смогла одна вырастить и воспитать ребёнка – и эту возможность тоже мне дала правящая партия. Я смогла это сделать в стране, которой правит эта партия. Ошибки у партии есть – так кто ж их не признаёт? И потом, есть ли у тех, кто сейчас кричит на митингах, гарантия, что, придя к власти, они точно знают, что делать?

— Политические партии в России и на территории бывшего Советского Союза устроены таким образом, что часто они выставляют известных личностей в качестве «лица на обложке» и так вроде как подчёркивают: смотрите, какие люди у нас есть – разве наша партия может быть плохой?

— Это нормально. Я много об этом думала, потому что знала – нужна именно для этого. Но когда поняла, что нужно не только лицо, но и мнение – было очень приятно. Партии просят артистов не из-за узнаваемого лица, а лучших из лучших – вот, например, Николай Расторгуев, образованнейший человек, таких вообще в России не так много. При этом под «лучшими из лучших» я ни в коем случае не имею в виду себя. Но мне кажется, что это правильный ход – прибегать к помощи медиа-личностей. Ведь у российских чиновников есть беда: официальная работа накладывает на их лица след угрюмости и скуки. Это могут быть люди с пронзительно умными глазами, но избиратели хотят видеть живые лица. Им нужен человек, которого знают, который останавливает на себе взгляд. А рядом с этой известной личностью будет профессионал, который правильно комментирует те или иные решения. Я считаю, что это правильно – и меня это не раздражает.

«Учусь потихоньку говорить «нет»

— Как при вашем графике (вы как-то говорили в интервью, что спите по четыре часа в день) удаётся оставаться на пике формы?

— Вы знаете, пару недель назад мы сидели с Федорцовым, и я сказала: Андрюха, кажется, марафон в 20 лет даёт о себе знать. Я стала чувствовать, что начинаю сдавать. Несколько лет назад была ситуация, когда у меня за год было всего семь выходных. Семь! Это, наверное, природа дала мне так много сил, и я держусь. Нельзя сказать, что я не слежу за собой. Вот папа, например, был очень полный. Мамочка тоже в теле. И я обожаю сладкое! Но годами – ни кусочка сахара! Сладкое я позволяю себе два раза в год – на Пасху и Рождество. К картошке я не притрагиваюсь, к хлебу тоже. Макароны исключены. И это не трагедия, а данность, если я хочу помещаться в свой 42-й размер.

При этом всё равно организм, видимо, перестраивается, потому что при сильном нервном стрессе я за год поправилась на двенадцать килограмм – при том, что всё время ходила голодная. Врачи сказали, что организм боролся с моим режимом и набирал вес, чтобы у меня были силы так работать. Я страшно из-за этого переживала. Но потом, когда стрессовая ситуация чуть-чуть схлынула, и я стала успокаиваться – всё как-то нормализовалось. Интересно, что килограммы не ушли, только объём, но нельзя забывать о возрасте – не 20 лет уже, к сожалению, и даже не 30.

Кроме того, раз в неделю я всегда проплываю свой километр. Ну, и активный ритм жизни играет свою роль. Да, я передвигаюсь на машине, но за день нужно побывать в таком количестве мест, что это может заменить полноценную тренировку.

ФОТО МЕЛЬНИКОВОЙ

— Так, может, имеет смысл взять тайм-аут – на две-три недели?

— Я на пять дней по важным делам уехала с дочерью в Нью-Йорк. Вернувшись, я сразу включила свой рабочий телефон. Там было такое количество пропущенных sms и звонков – просто ужас! Теперь этими пятью днями отъезда я устроила себе настоящий сумасшедший дом. Думаю, что месяца полтора буду вместе с основным объёмом работы разбирать то, что у меня накопилось за каких-то пять дней. Но если я почувствую, что меня не хватает на какие-то проекты – начну постепенно отказываться. Уже сейчас я потихоньку учусь говорить «нет». Хотя бы иногда.

Фото Андрея ФЕДЕЧКО

Личное дело

Анастасия Рюриковна Мельникова
Российская актриса театра и кино, телеведущая. Заслуженная артистка России (2007), депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва.
Родилась в семье врачей. Окончила актёрский факультет ЛГИТМиКа (курс Игоря Владимирова) в 1990 году. Стажировалась в США. С 1993 года работает в театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Художественный руководитель российско-американского фестиваля мюзикла.
В 2011 году была избрана в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга от партии «Единая Россия». При этом Анастасия пока не является членом партии, находясь в статусе кандидата (сторонника). В ЗакСобрании Петербурга Мельникова является заместителем председателя постоянной комиссии по культуре, науке и образованию, курируя сферу культуры.
Снялась более чем в 30 фильмах и сериалах. Среди самых известных ролей – роль старшего лейтенанта (позже капитана) Анастасии Абдуловой в сериалах «Улицы разбитых фонарей» и «Опера. Хроники убойного отдела», Насти Мельниковой в сериале «Литейный, 4», Александры Епанчиной в экранизации романа Достоевского «Идиот».
Дочь Мария родилась в 2002 году.

2 комментария
  1. обыватель:

    актриса никакая, депутат никакой. не стоило выделять под нее полосу.

    0
    0
    • Марик:

      Вы правы. А особенно раздражает этот ее деланный, манерный голосок… Такое простительно молодой девушке, но никак не женщине «очень за 40″ и такими неинтеллигентными формами. Никакой самокритики. Была бы она по типажу «тургеневской барышней» — это было бы к месту. А так… Фу, одно жеманство. Смотреть неприятно.

      0
      0
x
2016-12-08
Утром-21.67 ℃
Днем-18.17 ℃
Вечером-13.21 ℃
Ночью-12.09 ℃
Влажность78 %
ДавлениеhPa 1027.22
Скорость ветра3.91 м/с
2016-12-09
Утром-10.42 ℃
Днем-7.18 ℃
Вечером-7.45 ℃
Ночью-6.59 ℃
Влажность91 %
ДавлениеhPa 1012.54
Скорость ветра3.4 м/с