Погода -6oC
$335.61
361.32
5.26
Опубликовано: Вс, Авг 24th, 2014

Досым Сатпаев: «Мы – потребители чужой информации, а следовательно, и чужой пропаганды»

Фото Евгении Сакардиной

Фото Евгении Сакардиной

За несколько недель до старта политического сезона политолог Досым Сатпаев даёт эпичное интервью корреспонденту «УН» Вячеславу Половинко. Во второй части: зависимость казахстанской девальвации от России, казахстанцев от пропаганды и СМИ от госзаказа.

 

Продолжение. Начало читайте здесь 

 

«Казахстанских олигархов очень легко шантажировать»

— Общество в связи с украинскими событиями разделилось на две части: кто-то поддерживает Запад, кто-то Россию. В верхах такое разделение произошло?

— Я думаю, да. Есть в элитах люди, которые смотрят на события в Украине глазами российских СМИ (смеётся). Есть люди, которые воспринимают всё глазами BBC и CNN. Но не стоит забывать: у казахстанской элиты, как и у российской, многие активы сосредоточены на Западе. У них там недвижимость, счета – у них там бизнес! Естественно, события на Украине многих насторожили. Многие восприняли это как урок: открытый конфликт с Западом бьёт с точки зрения интересов очень сильно.

Я на сайте Forbes написал статью, где пробовал экстраполировать ситуацию на казахстанскую действительность. И я понял, что мы от России в этом смысле не сильно отличаемся. Если нужно нанести мощный и чувствительный удар по Казахстану — в первую очередь, надо начинать с казахстанских олигархов, которых легко шантажировать, поскольку они тесно связаны с Западом.

— Говорят, если в России начнётся стагнация в экономике, она затронет и Казахстан. Это так?

— Ну, это уже признаётся на официальном уровне. Об этом, в частности, заявлял министр нефти и газа, который говорил, что, если будут ужесточаться санкции в отношении нефти и газа, они косвенно могут нанести удар по Казахстану. Да и руководство Нацбанка говорило, что внимательно следит за российскими событиями. Всех на самом деле интересуют санкции в отношении России с точки зрения новой девальвации в Казахстане.

— А о ней говорят достаточно активно.

— Ха. О ней говорят активно в том числе в связи с сокращением резервов Национального банка. Но давайте исходить из того, что наши чиновники никогда не скрывали, что наша экономика сильно привязана к российской экономической системе. Две девальвации, которые проводились в стране, опирались на колебания курса рубля. Поэтому сейчас люди стали мудрее, они внимательно следят за российской экономикой. Я думаю, что российский фактор будет оказывать сейчас очень серьёзное влияние на экономический рейтинг Казахстана.

 

«Казахстанская информационная политика мягкая и аморфная»

— Казахстан, по-вашему, пытается защититься от информационной пропаганды со стороны России или со стороны Запада?

— Мы немного опоздали, хотя тот же Карим Масимов ещё в 2009 году, будучи премьером, заявлял, что свыше 50% населения находится под влиянием российских СМИ. В прошлом году Марат Тажин, когда был госсекретарём, тоже поднял эту тему, но с иной стороны: он заявил, что государственные СМИ очень плохо работают с точки зрения расширения своей аудитории. Получается, что говорят-говорят – а воз и ныне там. Украинские события как лакмусовая бумажка хорошо показали, как сильно давят на Казахстан СМИ других стран.

Когда в соцсетях развернулась война в связи с украинскими событиями, сильно бросалось в глаза, что пророссийски настроенные комментаторы почти точь-в-точь повторяют слова, сказанные российскими СМИ. Так называемые пропагандистские словечки, которые используют СМИ – «фашисты», «бандеровцы», — все они были употреблены. Противники, наоборот, употребляли слова, которые Запад использует по отношению к России  — «агрессор», «захватчик», «возрождение Советского Союза». И это лишнее доказательство того, что и те, и другие находятся под влиянием чужой пропаганды.

Что касается казахстанской информационной политики, то она вроде есть, но она настолько мятая и аморфная, что её практически нет. Доходило до того, что казахстанские СМИ на начальной стадии украинского конфликта ретранслировали российские СМИ. Это парадокс, ведь по логике вещей, если вы являетесь национальным СМИ, у вас должна быть своя корреспондентская сеть. И если где-то происходит конфликт, вы должны послать своих корреспондентов. Мы – потребители чужой информации, а следовательно, и чужой пропаганды. И риск в том, что после смены власти, если здесь начнутся волнения, эти СМИ могут использоваться для конкретных целей.

— И в чём спасение?

— Альтернатива есть только в создании собственного информационного продукта, и в этом у Казахстана есть шанс. При этом тренд направлен в сторону казахоязычных СМИ, если исходить из демографической ситуации. Даже сейчас самый популярный журнал в Казахстане – это «Жулдыздар отбасы». А самый популярный певец кто? Кайрат Нуртас – единственный певец, который может смело стадион, и из-за которого устраиваются беспорядки. Рано или поздно здесь усилится область казахоязычных СМИ, но опять же: какой продукт они смогут предоставить своей аудитории? Вот сейчас как раз государство должно этим озаботиться, поскольку русскоязычное информационное поле оно уже потеряло однозначно.

— А как озаботиться может государство, если тех же факультетов журналистики – раз-два и обчёлся?

— Здесь нужно принять западный метод. Ведь там человека судят не по диплому. Если вдруг выстреливает талантливый публицист, моментально появляется большое количество информационных ресурсов, желающих его нанять. Это может быть колумнист, это может быть хороший специалист в журналистском расследовании. Это может быть хороший блогер, который ездит по разным странам и пишет шикарные статьи и публикации. Искать нужно талантливых людей, которые уже работают в информационном поле Казахстана.

 

«Минус интернета – в эффекте информационного шума»

— Смотрят ли в этом смысле казахстанские власти на российский опыт, где блогеров вообще приравняли к СМИ?

— Самое интересное, что ты здесь прав. Карим Масимов в 2009 году сказал: с точки зрения развития своих СМИ мы должны перенять российский опыт. Иными словами, нужно создать медийного монстра – с точки зрения чиновников это всё очень просто. Что-то конкурентоспособное с их точки зрения – это что-то очень большое. Но это всё не так.

Возьмите российское медийное поле – там большую роль играет рекламный рынок…

— Между прочим, рекламу на платных каналах там собираются запретить.

— Ну, в любом случае, в Казахстане, если ты работаешь с государством, ты моментально расхолаживаешься. Государство однозначно готово платить за всё. Ты, по сути, подсаживаешься на госзаказ. Получается, в этом есть некий замкнутый круг: государство хочет создать конкурентоспособное СМИ, но за счёт государственных денег, и это СМИ автоматически становится частью существующей государственной системы. Новую структуру мало интересует рекламный рынок. Ей главное – чтобы постоянно увеличивались бюджеты на передачи, которые никто не смотрит. И главное – чтобы в этих передачах участвовали те, кто платит за это деньги.

— С этим связано и падение тиражей в Казахстане?

— Не только. Меняется структура подачи информации. Многие уходят в сеть. Люди старшего поколения, конечно, привыкли к печатным СМИ, и газета ещё будет сохранять какое-то время актуальность. Но для тех людей, кто хочет получать первичную информацию, газета уже не является важным источником.

Мощным ресурсом сейчас является Интернет, но здесь тоже есть минус. Он связан с эффектом информационного шума. Информации сейчас так много, что неопытный человек просто тонет. Есть большое количество людей, чья голова превращается в склад ненужных вещей, и это приводит к эффекту информационного винегрета. Когда в голове у человека каша, им легче всего манипулировать.

 

x
2016-12-06
Утром-6 ℃
Днем-6 ℃
Вечером-5.11 ℃
Ночью-3.21 ℃
Влажность88 %
ДавлениеhPa 1019.61
Скорость ветра9.77 м/с
2016-12-07
Утром-3.33 ℃
Днем-7.73 ℃
Вечером-16.36 ℃
Ночью-17.38 ℃
Влажность90 %
ДавлениеhPa 1016.35
Скорость ветра5.16 м/с