Погода -12oC
$335.71=
357.36=
5.23=
Опубликовано: Пт, Сен 19th, 2014

Аида Егембердиева — Нечестная система

Устала. Сегодня бегала полдня помогала классной руководительнице сына составлять списки и помогать с отчетами. Классная руководительница женщина в возрасте, 55-56 лет, кучу лет в работает школе, человек старой закалки, порядочный, ответственный и зашуганный, как все сотрудники госсужб. Сутки она стряпала простейшие списки учеников дома ночью, распечатала и потеряла их в компе, забыв сохранить, а распечатка одного списка растянулась на 6 листов. Утром увидев меня рядом со школой, взмолилась о помощи со словами «а вы знаете ексель? Нужно сделать списки и сдать до обеда директору».

Ну, в принципе, как любому из вас, мне не составило труда набрать списки и отчеты за 5 минут и распечатать их, что нашей героине показалось подвигом Геракла. Бедолага слезно меня благодарила, и сообщила, что я спасла ей жизнь.

Вот теперь вдумайтесь о несовершенстве бизнес-процессов в системе образования. Элементарнейший шаг №1 – это составление списков учеников, простого формата: ФИО, дата рождения, регистрационный алфавитный номер ребенка в классном журнале, домашний адрес, телефон, ИИН, инфа о родителях. Она собирает данные с ребят, затем на скорую заполняет в листе тетради, затем просит родителей предоставить ИИН и адреса. Эти данные приносятся на клочках бумаги от родителей, она снова это все консолидирует (переносит) в тетрадный лист, затем должна набрать в ексель, скинуть секретарю школы, та сконсолидировав со всеми классами, предоставить директору, та в свою очередь несется в ГОРОНО, сдает их там в хард варианте и в электронном, те консолидируют по району, затем инфа идет в город, затем в область, а затем в Министерство. Короче, на уровне простого учителя этот шаг с простыми списками делается порядка от 3 до 6 раз одно и то же действие. А потом, то же самое на других уровнях.

Сколько мы в среднем теряем человек/часов лишь на составление списка? Правильно! Один учитель затрачивает на это 40 часов в неделю, это четверть одного рабочего месяца лишь на этот долбанный список. Сколько учителей в одной школе в среднем? Правильно! От 80 до 120 в зависимости от размера школы. В нашей, где учится мой сын, 2000 детишек и это 180 учителей. Возьмем среднюю величину в 100 учителей на среднестатистическую школу * на 40 часов = 4000 человек/часов одной школы лишь на этот злополучный список учеников! По стране действуют порядка 7561 средних школ без учета частных, и это уже 4000 человек/часов * 7561=30 244 000 человек/часов на составление списка учеников! Ужас! И это лишь на уровне школ, я не учитываю сотрудников гороно и всех прочих. Вам не кажется это слишком дорогая и неэффективная процедура в малочисленной стране как РК тратить более 30 млн часов лишь на составление списков учеников?!!! Ладно, а ведь это лишь кусочек, или камешек верхушки «айсберга» объема работы простого учителя!
То, что я знаю это еще дополнительно делается руками учителей:
1) Списки всякие,
2) создание отчетов,
3) написание учебных поурочных планов,
4) составление диагностики,
5) психологические беседы,
6) проверка тетрадей,
7) ведение классного журнала итд.

Не понимаю совсем одного, почему суверенному, динамично развивающемуся Казахстану совсем нет времени заняться вплотную системой образования? У нас столько реальных дыр в системе, что просто волосы дыбом! Я вот, например, знаю, как без прописки и без военного билета получить военный билет без взяток! И вина тому дыры в системе ЦОНа.

Ведь можно как то соптимизировать эти процессы, и облегчить жизнь учителям предоставив высвободившееся время для самого важного дела в жизни – реальном формировании нового поколения и воспитании наших детей!

К примеру, при рождении гражданина РК, данные из роддома поступают в ЦОН, там регистрируются имена и данные о ребенке и его родителях, даты рождения и выдается каждому малышу индивидуальный идентификационный код (ИИН). В этом же ЦОНе по ИИН идет регистрация по месту прописки, жительства итд. Все эти данные можно сконсолидировать в единую базу данных с Минобразования, дать каждому учителю свой уникальный код с паролем и простейший компьютер в класс с доступом в данную базу. Там при поступлении ребенка в школу, по тому же ИИН определяется ребенок и в базе высвечиваются все сведения: дата рождения, кто родители, где работают (по единому фонду ГЦВП откуда прослеживаются выплаты по налогам и пенсионным отчислениям родителей, то есть, кто где работает), адрес, телефоны и еще куча информации. Компьютер включен во время урока, учитель не ищет нервно ручку с тетрадкой и не тратит время на составление этого списка и заполнение по фамилиям журнала, список уже, внимание, АВТОМАТИЧЕСКИ СФОРМИРОВАН через доступ получения инфы из данных ЦОНа, дальше, оканчивая эту школу в электронном журнале ведется электронный четкий индивидуальный регистратор успеваемости каждого ребенка и на анализе его хороших показателей по предметам формируется протокол при поступлении в ВУЗ, который дает некую скидку при поступлении ребенка по тем или иным специальностям, к которым у ребенка есть склонности и способности, дальше по этой же единой базе все дети мужского пола автоматически попадают в единую базу Министерства Обороны РК, из которого автоматически формируются списки призывников по участкам и по районам итд.

Чем снова и снова  менять вполне здоровые бордюры на новые, лучше ведь оборудовать школу компьютерами и принтерами сначала учителей, а потом и учеников! Это какая оптимизация!! И дальше – больше.

Я выполняла большие проекты по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов в крупнейших компаниях численностью от 2000 до 15 000 сотрудников, которые реально автоматизируют, оптимизируют и сокращают потраченное время на бюрократию от — 15 до -45% человек/часов. Поэтому смело заявляю, что такую системку можно замутить и на государственном уровне. Проект по моим скромным подсчетам на один год, можно нанять 5-6 толковых ИТ-шников из местных талантливых ребят, коих большинство болтаются без дела, попросить их написать программу, базу и запустить это все дело на республиканском уровне! На край можно даже купить по дешевке в россиян тот же всем известный 1С формат базу, если самим все это дело лень сделать, и пульнуть его в систему, интегрируя все данные между несколькими министерствами.

Если честно, ежегодно помогая я ряду учителей с этими тупыми всевозможными заданиями, не касающимися прямых образовательный функций, удивляюсь, что каждый год одно и то же и никакого прогресса. И их большое множество!

К примеру, у меня есть моя замечательная мама, дай Алла ей крепких нервов на этой тупой работе, которая работает в системе образования более 30 лет. Ей до пенсии осталось 2 года. Учитель высшей категории, учитель года, преподает русский язык, русскую и казахскую литературы. Так вот в разговоре с ней «по душам» говорит, вспоминая и подсчитывая, что воспитала более 5000 учеников за указанный период работы в школе! Невероятно!  В общем, есть значительные плоды и, действительно, есть чем гордиться. Так, после моих расспросов я узнала вот, что:

1. З/п среднестатистического школьного учителя почасовая и уровень ее зависит от категорий: есть высшая категория, первая, вторая, третья и без категории. Также на размер з/п влияет количество уроков, преподаваемых учителем в школе. Таким образом учитель без категории получает в среднем в месяц 40 000 тенге!!!! Это за образование, воспитание и охрану жизни и здоровья наших детей!!!! Моя мама при своем весомом стаже и высшей категории получает порядка 70 000 тенге – и это по их размерам высший пилотаж и топ №1! Максимальная з/п это в среднем 100 000 тенге = 550 баксов в месяц. 120 тыс тг бывает у директоров школы. Надбавка за классное руководство порядка 2000 тг в месяц. За благоустройство и уход учителем своего класса надбавка 1800 тенге в месяц.

2. Анализ успеваемости детей, который ярко демонстрируется в Минобразования и везде – полная липа и подделка! Детьми сдаются ежемесячно тесты, каждую четверть каждый год тоже – липа! Подделка результатов и подбивание под планы обучения.

3. Ее мнение о ЕНТ – нечестная система! Идет гонка за баллами БЕЗ ЗНАНИЙ! Все базируется на фортуне. Старая система с написанием сочинений и сдачей экзаменов позволяло ученику выразиться и включить мозги! А ЕНТ позволяет «проскочить» даже дуракам, если он знает, где проставить нужные галочки!

4. Из 100% объема работы учителя в учетный месяц 80% тратится на бюрократические списки, создание отчетов, написание учебных поурочных планов, которые непременно должны быть записаны вручную и сданы на проверку ЗАВуч-у, на составление диагностики, на тот же классный журнал, и всего 20% на сам учебный процесс, который при такой тупой загруженности учителя проходит в авральном порядке, когда «галопом по Европе» захватываются только верхушки знаний, следуя по государственному учебному плану,  спрашивают детей вскользь, если стал тараторить первых 2-3 слова из домашнего задания, то: — Садись, пять. Если стал заикаться, садись 3 или 2.   Ни о каком индивидуальном подходе, полноценном обзоре знаний, анализе и корректировке, глубоком изучении и нет речи целых 11 лет!

5. В школах есть дедовщина.

6. В школах есть бытовая коррупция – это фонды, а также есть обычная коррупция, когда руководителем организации берутся взятки для того, чтобы взять тебя на работу! Ведь многие директора сами тратятся, отдавая «на лапу», чтобы сесть на это кресло, потом отбивают эти деньги с учителей.

Мамашка моя принципиальная «белая ворона» в школе, так как взятки никому не дает, за что ее директор не балует вниманием и терпеть не может, считает зачем это «сопливой 30-35 летней без году неделя» директору взятку давать?! У меня есть и образование, и опыт, и достижения, и любовь моих детей (учеников) и ни перед кем пресмыкаться я не буду! Спрашиваю, что ее держит в школе. На это мама гордо отвечает: — Детишки! Они ведь чистые ангелы, которым каждую минуту нужна помощь и поддержка!

Я составила некое предложение о работе на должность учителя (то есть всем привычный offer letter) из используемых условий Минобразования:

Должность: учитель, (которого ученики могут на х.. послать,  итд ежедневно, да и родители подавно)

Рабочий график и оклад: 160 часов в месяц за в среднем 60 000 – 70 000 тенге, + 80 часов работы на дому в качестве ежемесячной переработки, которая никогда не будет оплачиваться.

Соц пакет: оплата мобильной связи – нет, мед страховка – нет, бонусы – нет, поощрения и признания – нет, служебное авто – нет.

Обеспечение рабочего места: компьютер – нет, канцелярские товары и бумага – нет, компенсация на выезды и проверки – нет, питание — нет, вода – нет.

Подчинение: подчиняться будешь: директору, завучам, секретарю и 30 родителям своих же учеников.

У тебя в подчинении: никто.

Друзья, государство никогда не займется нормальным поощрением и поддержкой самой важной профессии — учителя.

Как говорится, профессия учитель – это от бога, все остальное от учителя!

 

 

Аида Егембердиева

Опубликовано в фейсбуке

7 комментариев
  1. Абсолютная правда!!!

    0
    0
  2. бричмула:

    не в бровь,а в глаз… а потом ходят липовые выпускники с тремя дипломами высшими…всем их тычут, а сами пару слов связать не могут грамотно… Даёшь освобождение настоящих учителей от засилья коррупции и бюрократии.. Освободим их от лишней и никчёмной писанины.. Пусть детей учат больше времени, чем бумажки пишут!

    +1
    0
    • армеец:

      Слышал, что в Атырау появилось новое имя — Бордюркожа..Кто знает, что это за личность.

      +1
      -1
  3. 777:

    Аида, написала все верно. Как человек, имеющий прямое отношение к ВУЗу, хочу привести пример подобной волокиты. К примеру, поступает студент в университет и начинаются подобные, буквально мученические работы куратора групп. Уже за первую неделю учебы необходимо составить 5-6 форм различных таблиц, которые также надо «забить» в СРОЧНОМ (!!!) порядке (ФИО, дата рождения, адрес, ИИН, номер сертификата, окончание СОШ и много чего другого). Предоставлять необходимо так же на электронных и бумажных носителях. Хотя, при зачислении в университет члены приемной комиссии эти же данные заносят в электронном виде в определенные формуляры. Возникает вопрос: зачем дублирование всех этих данных?
    Что касается самого учебного процесса: ежегодные проверки, то аттестация, то аккредитация. Все это ничего, если бы это не сопровождалось составлением огромнейшего числа различных бумаг, которые никто и смотрит, хотя номенклатура дел предусматривает в разы меньше документов, необходимых для составления. В университете создана специальная служба, которая занимается РАЗРАБОТКОЙ этих форм (дабы для обеспечения себя работой!). Не говорю уже о ВОУДах, бесчисленных собраниях, совещаниях, заседаниях….. А что все это реально препятствует эффективной работы преподавателя как специалиста, никому из руководства не нужно. После этого говорим о низком качестве работников образования, низком уровне подготовки специалистов.
    Даже сложилось мнение, что работникам образования мешают учащиеся (студенты) в бесконечной писанине…. Хотя миссия преподавателей обратная — УЧИТЬ!!!!

    +2
    0
  4. Bulat Datov:

    можно нанять 5-6 толковых ИТ-шников из местных талантливых ребят, коих большинство болтаются без дела, попросить их написать программу, базу и запустить это все дело на республиканском уровне!
    ——
    Только не нужно так делать, прошу вас! Намутили вот такие «талантливые ребята» электронную налоговую и прочие отчетности, их все бухгалтера РК каждый раз добрым словом поминают.

    Собственно, не самая плохая статья, но написана она для кого? В пустоту.

    0
    0
  5. Аза:

    Все это правда, сейчас каждый родитель опекате свое чадо от учителей, всем нужны хорошие учителя, выбирают классы и классных руководителей, т.е. создают образ о том, что они заботятся о своих детях, чуть какой то промах со стороны учителя, бегут жаловаться, а на самом то деле ни один родитель сердобольный не спрашивает своего ребенка что он читал, что ему интересно, это истинная правда, а когда ребенок не может сделать элементарное житейское действие, виноват учитель. Сейчас родитель дает детям возможность в виде айфонов, айпадов и прочей нечести которые вредят умственному развитию ребенка. РОДИТЕЛИ УДЕЛИТЕ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ, а не жалуйтесь на учителей.

    0
    0
  6. 7:

    Bulat Datovу- может я туповата)) не поняла вот это сказано с иронией или вы действительно так считаете? Намутили вот такие «талантливые ребята» электронную налоговую и прочие отчетности, их все бухгалтера РК каждый раз добрым словом поминают.
    много лет работаю бухгалтером, и могу сказать, Радостовец кажется создал программу 1С,гениально и просто; и система налоговой ЭФНО отчетности в РК очень удобная

    0
    0
x
2016-12-04
Утром-12 ℃
Днем-12 ℃
Вечером-12 ℃
Ночью-10.21 ℃
Влажность79 %
ДавлениеhPa 1023.83
Скорость ветра2.13 м/с
2016-12-05
Утром-8.39 ℃
Днем-6.81 ℃
Вечером-12.48 ℃
Ночью-21.87 ℃
Влажность94 %
ДавлениеhPa 1024.52
Скорость ветра3.09 м/с