Погода -20oC
$334.48
355.62
5.25
Опубликовано: Вт, Окт 7th, 2014

Как казахстанские власти нашли виноватых в пропаже цезия

В понедельник, 6 октября, казахстанская власть попыталась провести спецоперацию «Стрелочник», сказав, что в потере цезия в конце августа виноват плохой автомобиль, а не люди. Спецоперация провалилась, но власть это уже не интересует.

 

Этот "КамАЗ" АО "Казпромгеофизика" продаёт. Автомобиль, из которого выпал контейнер с цезием, по-прежнему остаётся загадкой для объективов. // Фото kolesa.kz

Этот «КамАЗ» АО «Казпромгеофизика» продаёт. Автомобиль, из которого выпал контейнер с цезием, по-прежнему остаётся загадкой для объективов. // Фото kolesa.kz

В минувший понедельник зампредседателя Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК Тимур Жантикин в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций заявил, что нарушения правил безопасности обращения при перевозке цезия, который везли из Уральска и потеряли в Мангистауской области в конце августа, «были допущены вдобавок к техническим проблемам, которые связаны с транспортом». «Там на транспортном грузовике отошли крепежи, и провалился, грубо говоря, пол, и контейнер этот выкатился, — заявил Жантикин. – Случай этот рассматривается, претензии к заводу-изготовителю уже предъявлены, отработка по всем направлениям была проведена».

Присутствующие на брифинге журналисты не могли не засмеяться, но уточнить, как такое вообще возможно, не смогли – вопросов Жантикину им задать не дали. Между тем, заявление зампреда Комитета с ходу было воспринято как попытка вывести из-под удара настоящих виновников происшествия, которыми еще пару недель назад называли АО «Казпромгеофизика». Именно эта структура была ответственна за перевозку опасного груза из Уральска в Актау. Какие бы цели, однако, ни преследовались, — «под подозрением» оказался завод «КамАЗ», автомобиль именно их марки перевозил цезий. Однако на самом заводе это обвинение категорически отвергают.

«Наша официальная позиция такова: ни одна из организаций, которые проводили транспортировку радиоактивных материалов, ни к КамАЗу, ни к официальным дилерам КамАЗа с просьбой предоставить такой автомобиль, не обращалась, – заявил в интервью корреспонденту «УН» глава пресс-службы «КамАЗа» Олег Афанасьев. – Мы узнали, что есть какие-то проблемы, только из СМИ. Более того, лично КамАЗ не производит такие автомобили. Такую спецтехнику производят на базе шасси «КамАЗ» заводы – изготовители спецтехники. И тут опять же – та техника, которая перевозила цезий, не была закуплена ни у одного из наших партнеров. Кроме того, нельзя не упомянуть, что наши специалисты не участвовали в расследовании этого инцидента. Но мы и сейчас готовы оказать государственным органам Казахстана максимальную помощь в расследовании происшествия».

 

Компании, являющиеся официальными дилерами «КамАЗа» в Казахстане, подтверждают, что никогда не продавали технику АО «Казпромгеофизика». Более того, как заявили «УН» специалисты АО «КамАЗ-Инжиниринг», автомобиль для перевозки спецгрузов, подобных цезию, у них даже не производится. А в актюбинском «КамАЗ-Центре» уточнили, что, раз дно провалилось у прицепа, то и искать виновников надо среди их производителей, а это означает достаточно большой круг «подозреваемых»: от АО «Автоприцеп-КамАЗ» на Ставрополье до компании «НЕФАЗ» в Нефтекамске. Но и в этом случае специалисты сомневаются, что три шестидесятикилограммовых контейнера смогли бы испортить дно прицепа, который даже в самой базовой комплектации выдерживает 16 тонн груза.

Пролить свет на происхождение «КамАЗа» могли бы в АО «Казпромгеофизика». Однако сегодня в головном офисе в Актобе на звонки никто не отвечал, а в уральском отделении компании секретарь заявила корреспонденту «УН», что их руководитель в отпуске с начала сентября и вернётся к работе в ноябре. Вместе с тем, на сайте kolesa.kz существует объявление о продаже АО «Казпромгеофизика» спецтехники в большом количестве. Само объявление сейчас находится в архиве, так что не очень понятно, в какое время оно было подано, однако спец-«КамАЗ» среди выставленных на продажу автомобилей присутствует.

Сам зампред Комитета атомного надзора Тимур Жантикин уехал в однодневную командировку, а больше в Комитете «УН» так никто и не смог прокомментировать слова одного из своих руководителей. Отметим, однако, что, даже если версия о «прохудившемся дне» верна, это совершенно не объясняет того, почему перевозчики цезия так безалаберно отнеслись к транспортировке. В конце августа совершенно незамеченной прошла пресс-конференция мангистауского ЧС, на которой заместитель начальника департамента Кажимукан Коспаев заявил, что, «помимо водителя, который несет личную ответственность и обязан проверять состояние груза каждые два часа, в машине находился охранник». Кроме того, должна была быть машина сопровождения (однако, судя по тому, как замялась эта тема, машины как раз и не было). Примечательно, что на той же конференции в качестве одной из причин потери цезия называлось плохое качество дороги, которая не была сдана в эксплуатацию.

 

Любопытно, что власть в лице Тимура Жантикина и мангистауского ЧС не только попыталась постелить соломку, переведя стрелки на технику и дорогу (по некоторым данным, официальная претензия заводу «КамАЗ» может быть предъявлена уже в среду), но и заодно решила себя лишний раз возвысить. Выступая на брифинге в СЦК, Жантикин добавил, что «наши зарубежные коллеги отметили, что мы достаточно быстро нашли груз». «Коллеги отмечают, что в Казахстане относительно высокий уровень контроля над источниками и радиоактивными материалами, поскольку мы достаточно быстро это нашли. В других странах утери бывают, но очень редко находят», — добавил зампред Комитета. Это заявление, впрочем, вызвало удивление у специалистов. «Потеря цезия и радиоактивного материала вообще – нестандартное происшествие», — уверяет главный редактор портала «Атомное сообщество» Павел Яковлев. А в предыдущий раз, если верить данным портала, радиоактивный материал исчезал в Мексике в июле этого года. Но тогда его нашли на следующий день после похищения, так что казахстанский опыт судорожного поиска контейнера вряд ли можно назвать эталонным.

Напомним, контейнер с радиоактивным цезием-137 пропал в конце августа на трассе Уральск-Актау. На поиски были брошены силы ДКНБ, Нацгвардии и все местные жители, которым пообещали 1,5 миллиона тенге в награду. Однако в итоге контейнер был найден через 12 дней поисков в Кызылорде. Его обнаружил некий таксист, который заметил цезий в проезжающем мимо «КамАЗе» (как теперь ясно, с нормальным дном). Как обычный таксист смог определить, что в кузове автомобиля цезий, никто не сообщил, однако было сказано, что помочь полиции он решился исходя «из своей гражданской позиции». От денег таксист, чьё имя так и не было названо, отказываться официально не стал.

 

Вячеслав Половинко,»УН»

Сергей Кудрявцев, «Бизнес Online», Казань, Набережные Челны

 

Справка

Сейчас доподлинно известно, что в «КамАЗе» перевозилось три контейнера с цезием. В выпавшем контейнере перевозилась капсула диаметром 8 мм и высотой 12 мм. Активная часть изотопа — 6 мм высотой, 6,5 мм в диаметре. Несмотря на низкую заявленную стоимость цезия (ЧС Мангистауской области предполагает, что сумма потери была равна 85000 тенге), эффект от его потери мог быть куда колоссальнее: при нарушении герметичности контейнера, окружающая среда получила бы увеличение уровня радиации в 8760 раз.

7 комментариев
  1. Еркiн:

    Дороги проверить бы не мешало для начала. Груз может покинул кузов через верх, тобишь от наших «ровных», попросту вылетел из кузова. Не факт что цезий перевозили в будке. Сейчас просто идет запутывание следов от следствия……….

    0
    0
  2. yfc.:

    таксиста того так и не показали по СМИ, запутанная история. 12 дней сочиняли легенду

    0
    0
  3. abc:

    обращаюсь к Марату -директору казпромгеофизики.
    Как так получилось -утеря источника. Ты же сам всегда ставил безопасность на первое место в бытность твоей работы менеджером в шлюмберже?
    Ты ушел со шлюмберже а мы тебя помнили как одного из лучщих менеджеров…

    0
    0
  4. Арман:

    Лукпан сенің газетің қазір ешкімге керек емес себебі сендердің жазатындарың өсек,өсек,өсек…. Сенің қарауыңда жұмыс жасаған барлық журналтстер седен қашып кетті, оған кінәлә тек қана -СЕНСІҢ. Себебі сен тек өзіңнің мансабыңды ойладың, өзіңді асыра бағалап кеттің. Уральская неделя сайтына кірсең оқитын дымда жоқ, ешқандай журналисттік ізденіс жоқ тек сол баяғы базардығы «тетя Валяның» өсегі. Комментария жазсаң міндетті түрде елімізді, халқымызды,адамдарды жамандап жазуымыз керек әйтпесе сайтқа шығармайды. Қайталап айтамын міндетті түрде жамандауымыз керек, жақсыны жазсаң, сенің жазғаның сайтқа Ш Ы Қ П А Й Д Ы !!!!!!!!!! Неге? Лұқпан? Сен тек бұны білмеймін деп айтпа, бұл сенің тікелей тапсырмаң. Сонда сен Қазақстанның, еліміздің, халқымыздың, Орал қаласының жеткен жетістіктерін мақтан етпейсің бе? Сонда сен кімсің? Кімге жұмыс жасайсың? Журналист барлық шындықты жазу керек-деп ойлаймын ақты-ақ, қараны — қара деп.

    0
    0
  5. sosed:

    Если я попаду в ДТП(тьфу,тьфу)на мерседесе,то я могу предъявить претензии к заводу.Отличная идея.

    0
    0
    • Крик души:

      Конечно,без проблем! Только если уверен на все 100% ,что авария произошла по причине завода изготовителя.Так можно со всеми изготовителями.Помню случай ,в советские времена на станции в Уральске парню на машину поставили новый тормозной шланг ,но он лопнул при резком торможении и погиб человек на пешеходке, так что бы доказать этот шланг возили в Алма-Ату на экспертизу,только так доказали.

      0
      0
  6. Karina:

    у нас как всегда кто то левый виноват..

    0
    0
x
2016-12-05
Утром-18 ℃
Днем-18 ℃
Вечером-20.49 ℃
Ночью-12.78 ℃
Влажность77 %
ДавлениеhPa 1028.83
Скорость ветра3.04 м/с
2016-12-06
Утром-8.48 ℃
Днем-7.12 ℃
Вечером-5.65 ℃
Ночью-3.48 ℃
Влажность87 %
ДавлениеhPa 1020.95
Скорость ветра10.7 м/с