Погода -10oC
$331.87=
353.31=
5.56=
Опубликовано: Ср, Апр 29th, 2015

Батырхан Шукенов: Успех — это эфемерное понятие

В 2008 году Батырхан Шукенов выступал  в Уральске. Журналисты «Уральской недели» встретились с ним, взяли интервью. Мы поговорили тогда о многом и важном. 

IMG_1065

На концерте Вы сообщили, что знаменитая «Джулия», открывшая вам дорогу к известности, в первый раз была исполнена у нас в Уральске…

— В 1988 году никому неизвестная группа «Алма-Ата» приехала в Уральск. Володя Миклошич мне сказал: «Вот появилась песня, давай споём сегодня.» Потом эта песня попала к Алле Пугачёвой  через Киркорова. Он соврал, что ему подарили песню. Тогда группу не брала ни одна филармония, боялись, что касса не соберёт деньги. Очень тяжело начиналась гастрольная жизнь казахской группы. Спасибо моим учителям — школьным, консерваторским, это их уроки поставили меня на истинный путь. Мне повезло с педагогами.

А что Вы вкладываете в слово «педагог»?

— Это человек, который даёт  знания, от которого зависит  уровень твоего мышления, мировоззрения. Таких педагогов, как мои школьные учителя пения Боровиков Борис Михайлович, Пак Леонид Александрович, нет сейчас. Они были  энтузиастами своей профессии.

В Ленинградской консерватории была особая глубокая музыкальная традиция, я еще застал плеяду педагогов, получивших образование в дореволюционной  России. Им было по 60-70 лет. Потом я перевёлся в Алматинскую консерваторию, там как раз, благодаря Бибигуль Тулегеновой  и Дюсену Касеинову, был открыт класс саксофона.

Затем работал у Розы Рымбаевой в знаменитой группе «Арай», которая играла джаз-рок. Про ту аппаратуру музыкант вспоминает до сих пор. Кунаев купил тогда для Розы комплект аппаратуры, такой не было даже у Аллы Пугачёвой. Роза сыграла главную роль в становлении меня и как музыканта, и как человека. Она для меня как старшая сестра. Опыт, приобретённый в то время, неоценим.

— Что бы Вам хотелось увидеть в этой нашей жизни из того времени?

— Многое из того, что было тогда, мне кажется очень правильным. Я имею в виду человеческие отношения. Такой неприязни, какая сейчас есть, не было. Было уважение к национальным традициям любого народа. Сами знаете, что сейчас творится — войны…   Это воспринимается тяжело, потому что почти во всех городах есть друзья, ты видишь эту боль, эти проблемы…

А музыка, вы считаете, развивается в правильном русле?

— Музыка находится в тупике. Вы видите, что несётся с телевидения. Всё, что мы слышим, видим, — это такое обнищание духа. В моде сейчас бесстыдство. Какие программы показывает российское телевидение! Казахское — туда же. И этот ужас обрушивается на людей. Толковых программ нет, нет своего лица, всё копируется… В музыке та же ужасная ситуация. Потому что сейчас времена медийных бизнес-групп, которые отстаивают свои интересы. Толковым людям трудно отстоять свое видение творчества в этой лавине безвкусицы. А творческие люди есть и в изобразительном искусстве, хореографии, народном творчестве, джазовом…

Вы видите со сцены, насколько глубоко вы затрагиваете душу зрителя?

— Мне совершенно точно видно, что люди уходят с концерта с другими лицами, с другими  глазами. Создать энергетическое поле праздника — это самое главное и самое сложное. И когда это получается, то испытываешь огромное моральное удовлетворение. Это единственная мотивация, которая заставляет тебя идти дальше, работать. Когда ты делаешь свою работу честно, искренне, глубоко, то эта музыка откликается в сердцах.

Когда возникают первые звуки песни «Отан  ана»,  по коже сразу же бегут мурашки. Она попадает в самое сердце, она — истинная, это сразу понимаешь… У этого произведения есть, конечно же, своя особая история?

— Во-первых, это не был госзаказ. Эта песня написана Куатом Шелдебаевым очень давно. У меня была мечта создать казахский альбом. И в 2001 году она начала обретать форму. Мы работали с аранжировщиком Ренатом Гайсиным, он был ещё молодой и «зелёный». «Отан ана» — самая удачная наша работа, потому что в этой песне есть очень мощный импульс, который удалось выразить через аранжировку, через видеоряд. Режиссер Фахриддин Махамедиев через историю кочевой семьи показал что-то очень глубинное, истинное. Это была кропотливая работа. Барабаны в самом начале песни пришли мне откуда- то из-под сознания. Куат и Ренат долго не понимали, что я хочу. А это оказались звуки даулпаза. Были такие барабаны в древности, огромных размеров, диаметром в три-пять метров. После долгих поисков Куат однажды нашел на синтезаторе этот звук… Дальше, дальше, потом нас было не оторвать от работы в студии. Мы работали днями и ночами. Я считаю, это помощь сверху, помощь небесной доброй сущности.

У Вас там поёт великолепная Майра Мухаметкали- кызы…

— Мы не знали, что будет она. И когда Майра запела, мы поняли, что именно этот голос и олицетворяет тему матери, тему огромной любви к родной земле. Всё совпало, все элементы очень точно сложились в эту песню.

Из того, что Вы рассказываете, следует, что в процессе творчества много таинственного, необъяснимого логически…

— Есть такое выражение: «Искусство есть страдание по целому». Пока не создашь энергетический клубок песни, не можешь успокоиться. Делаешь шаг, второй — не нравится, где-то внутри осознание — должно быть по-другому. На сто процентов начинаешь  выкладываться… Аранжировку песни «Сагын дуние», которая тоже сочинена Куатом, делали почти год, потом сняли клип на мангистауском Устюрте. Сейчас уже создана третья песня. К сожалению, сложно найти спонсоров. Это своеобразный триптих: «Отан ана», «Сагын дуние» и «Аманат». Кроме этого, сейчас идёт работа в Москве по созданию русскоязычного альбома.

Ваша жизнь равным образом делится на Казахстан и Москву?

— Музыканты — люди, которые соединяют страны. Естественно, только на казахской земле я чувствую себя спокойно — я дома. Между Россией и Казахстаном много общего: история, музыка, которая близко соприкасается по широте, по каким-то построениям мелодии… Вчера концерт я завершил песней «Корлан». Тем самым говорю: народная музыка, в данном случае, казахская — это святой  родник. Она пробивает все времена, все века, независимо оттого, какая мода..

В чём трудность гастролей по городам в Казахстане?

— Я вчера пришёл в этот зал, зашёл в гримёрку и вспомнил 1985 год. Подумал: «Какой ужас, ничего не поменялось!». В 85-ом году, 16 декабря, мы с Розой Рымбаевой давали концерт в этом же здании. Почему за столько лет здесь ничего не изменилось к лучшему?! (Зал ДК  « Зенит». — Ред.)

В чём, на Ваш взгляд, секрет успеха?

— Успех — это эфемерное понятие. Сегодня это успешно, а завтра это уже прошедший день. Желание идти дальше, продолжать творить — это главное, важное.

Что для Вас важнее успеха?

— Искать что-то новое, создавать. Успех так просто не появляется — только вследствие огромной работы.

Вы увлекались духовными практиками, ездили в Индию. Оказывает ли этот путь влияние на Ваше творчество?

— Для любого человека важен духовный поиск. Мы с друзьями бываем в Индии, в интересных местах, общаемся с людьми, с музыкантами. Уезжаем далеко, где мало людей, где можно помедитировать. Это область, которая касается твоего внутреннего мира.

Я об этом никому не рассказываю, потому что каждый идет своей дорогой. Это помогает мне находить новые решения в музыке, в жизни.

IMG_10644

 

Факты

Родители Батырхана не музыканты. Папа — заслуженный финансист РК, возглавлял управление финансов Кзыл-Ординской области. Мама работала бухгалтером в облздраве.

В 12 лет Батыр начал играть в школьной самодеятельности. Серьёзное увлечение музыкой началось в 9 классе.

После окончания школы поступил в Ленинградскую консерваторию. На последнем курсе перевелся в Алматинскую  консерваторию, где стал первым ее выпускником по классу саксофона. Первым местом работы Батырхана было у Розы Рымбаевой в знаменитой группе «Арай»,  которая играла джаз-рок.

В 1988 году Батырхан  с друзьями организовал группу «Алма-Ата», которая вскоре сменила название на «А-студио».

8 комментариев
  1. ник:

    Иманды болсын.светлая творческая личность многого не успел..

    0
    0
  2. Поклонница Батыра:

    Иманды болсын! В Астане и Алматы поклонники несут цветы. Предлагаю уральским поклонникам творчества Батыра принести цветы к ДК «Зенит».
    P.s. Странно почему ему при жизни не дали звание Народного артиста Казахстана?

    +1
    0
  3. Tamara:

    Невозможно представить Батыра, делающего селфи с Назарбаевым на съезде нуротанвцев. Вот вам и ответ на ваш вопрос.

    0
    0
  4. Tamara:

    Я помню хорошо тот концерт Батырхана в Уральске в ДК «Зенит». Его выступление удивительно воздействовало на зрителей. Все испытывали редкостное единение. У людей блестели глаза, они были счастливы и благодарны, от избытка чувств у некоторых текли слезы. Настолько была велика сила настоящего, подлинного. Батыр дарил людям свой талант, свою любовь, будил в душах своих слушателей любовь. Ушла в мир иной душа казахского народа.

    0
    0
    • Beybars:

      Тоже был на том концерте. Вживую слушать его-это нечто.Энергетика Батыра потрясающая. Жаны иманды болсын…

      0
      0
  5. 257:

    я ни разу не послушал его в живую…жаль…живу в Казахстане и не могу услышать голос прославленного казахстанского певца! покойся с МИРОМ! Батырхан Шукенов звезда не только Казахской эстрады, но и всей России!

    0
    0
  6. ворчун:

    В 85 они давали концерт у нас в совхозе «Правда», после концерта предложили директору ДК своё оборудование так как в Алма-Ате их ждало новое, вот так совхозная ВИА играла на ламповом Marhall , синтезатор Korg, и японские электрогитары

    0
    0
  7. S:

    Иманды болсын

    0
    0

Оставьте комментарий

Вы ввели: 0 из 2 000 символов.

x
2017-01-23
Утром-11 ℃
Днем-10.39 ℃
Вечером-15.36 ℃
Ночью-15.51 ℃
Влажность87 %
ДавлениеhPa 1024.86
Скорость ветра3.76 м/с
2017-01-24
Утром-5.83 ℃
Днем-2.3 ℃
Вечером-4.55 ℃
Ночью-8.92 ℃
Влажность95 %
ДавлениеhPa 1019.7
Скорость ветра7.07 м/с