Погода -10oC
$331.87=
353.31=
5.56=
Опубликовано: Ср, Июн 3rd, 2015

Шафхат Утемисов: «Государство недостаточно контролирует рынок добычи нефти и оборота нефтепродуктов»

Мы публикуем доклад депутата Мажилиса РК Шафхата Утемисова, с которым он выступил в минувший понедельник, 1 июня, на парламентских слушаниях по вопросам оборота нефтепродуктов в Республике Казахстан. Обращаем ваше внимание, что этот доклад стал результатом работы Специальной временной комиссии Мажилиса, которая провела анализ ситуации в сфере добычи нефти и оборота нефтепродуктов в Казахстане.

шафхат утемисов

«Уважаемые участники слушаний!

При подготовке парламентских слушаний Временная специальная комиссия постаралась рассмотреть весь комплекс вопросов нефтегазовой отрасли. Из-за ограниченности отведенного мне регламентом времени о ситуации  в сфере геологии, геологоразведки, экологии и науки Вам доложат наши коллеги – члены специальной временной комиссии. Я же в своем докладе хотел бы акцентировать Ваше внимание на проблемах в сфере добычи, оборота нефти и нефтепродуктов, газа и газоснабжения.

 

В сфере добычи нефти и газа.

В целом объемы добычи нефти за годы независимости и в среднесрочной перспективе имеют тенденцию к увеличению. Однако, в долгосрочной перспективе, в частности, после 2030 года, прогноз объемов ее добычи выглядит уже не так радужно. На это неоднократно обращал внимание Глава государства, призывая инвесторов привлекать новейшие технологии с тем, чтобы увеличить коэффициент извлечения нефти.

Следует сказать, что специальная временная комиссия рассматривала вопросы добычи нефти через призму ее поставок на внутренний рынок и, естественно, – себестоимости добываемого сырья.

В этом плане особую озабоченность вызывает то, что действующие контракты предусматривают поставку нефти на внутренний рынок в сумме чуть более 3 миллионов тонн в год, тогда как требуется 15 миллионов тонн, а в перспективе, с учетом модернизации наших НПЗ – 18,5 млн. тонн.

На сегодняшний день в Казахстане действуют 63 контракта на добычу нефти, 31 из которых не предусматривает обязательства по ее поставке на внутренний рынок. Из 68 контрактов на совмещенную разведку и добычу, 16 также не имеют таких обязательств. Но самое тревожное заключается в том, что, практически, все контракты, где оговорены квоты на внутренний рынок, распространяются на разработку месторождений, пик добычи на которых уже прошел и имеется устойчивая тенденция к ее снижению.

Непрозрачным и, в то же время, недостаточно контролируемым государством является вопрос себестоимости добываемой нефти. Понятно, что это очень сложный вопрос. Он связан с возвратом вложенных инвестиций недропользователями, указанными в самих контрактах, стабильность которых гарантируется законом. Тем не менее решать эти проблемы необходимо. В связи с этим, специальная временная комиссия считает целесообразным рекомендовать Правительству и уполномоченным органам следующее.

Первое.  Рассмотреть экономику каждой нефтегазовой компании, условия выполнения каждого контракта на добычу с тем, чтобы найти взаимоприемлемые пути и способы снижения производственной себестоимости добываемого сырья, в том числе  за счет активизации бизнес-процессов, использования новых технологий, направленных на увеличение коэффициента извлечения  нефти.

Второе.  С целью обеспечения транспарентности цены нефти для поставки на НПЗ республики необходимо ввести с 2017 года обязательную ее реализацию  через товарные биржи в объеме 30%  от уровня среднемесячной добычи. При этом, с учетом того, что данное требование, не будет распространяться на крупные проекты, без реализации добываемой нефти которых на внутренний рынок республика не сможет удовлетворить свои потребности в сырье, министерству энергетики необходимо проработать механизм обеспечения спроса внутри страны.

Третье. Пересмотреть существующую систему тройной ответственности недропользователей  за одно и то же нарушение экологических требований. Дело в том, что недропользователь зачастую трижды выплачивает одну и ту же сумму в размере десятикратной ставки за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Сначала в соответствии со статьей 495 Налогового кодекса, потом ту же самую сумму за то же нарушение в соответствии со статьей 328 Кодекса об административных правонарушениях и, наконец, практически такую же сумму за то же нарушение в качестве возмещения ущерба – в соответствии со статьями 101,108, 321, 322 Экологического кодекса. В связи с этим представляется целесообразным   выработать предложения по четким и обоснованным подходам по применению указанных норм ответственности.

Временная специальная комиссия считает, что законодательство страны должно обеспечивать соблюдение принципа справедливости «одно нарушение – одно наказание». Поскольку штрафные санкции за сверхнормативные эмиссии взимаются с недропользователей в соответствии с Налоговым кодексом,   необходимо:

во-первых, штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях применять только к тем лицам, которые осуществляют эмиссии без экологических разрешений;

во-вторых, взыскание  ущерба окружающей среде, нанесенного  сверхнормативными эмиссиями, предусмотренное Экологическим кодексом, осуществлять только в тех случаях, когда факт нанесения вреда очевиден и может быть рассчитан прямыми методами оценки ущерба.

Тут надо помнить что штрафы, в конечном счете, включаются в затраты недропользователя и влекут повышения себестоимости сырья. Также нельзя забывать о климате инвестиционной привлекательности в этой сфере.

Четвертое.  Пересмотреть действующую систему налоговых и неналоговых отчислений недропользователей с целью повышения ее прозрачности и эффективности.

В свете этого предложения хотелось бы обратить внимание участников слушаний на такой факт. Многие недропользователи исправно обеспечивают условия контрактов по обучению казахстанских кадров или перечисляют средства на их обучение в бюджет. При этом многие молодые специалисты, получившие хорошее образование за рубежом, не востребованы нефтедобывающими компаниями и вынуждены работать не по специальности. Это очень неэффективное использование средств, затраченных в виде неналоговых отчислений. Необходимо организовать работу по  стимулированию целевого использования нефтедобывающими компаниями казахстанских кадров, получивших образование за счет их средств  в соответствии с законодательством о недрах и недропользовании. Иначе поучается, что мы сами себя обманываем, говоря, что растим национальные кадры.

Пятое.  Особое внимание следует уделить разработке месторождений, пик добычи на которых уже пройден. В первую очередь здесь важен социальный аспект. Для сохранения рабочих мест и уровня добычи представляется целесообразным снизить налоговую нагрузку на недропользователей, разрабатывающих истощенные месторождения.

Шестое. Законодательными мерами нам в целом удалось прекратить расточительное сжигание попутного нефтяного газа на факелах. Многие недропользователи остановили бесполезное сжигание газа,  построив заводы по его утилизации и переработке. Следует  и дальше продолжить это применяя меры по стимулированию развития газовых проектов, в частности, направленных на прекращение обратной закачки попутного газа в пласты, когда существуют иные методы повышения пластового давления. Чтобы пресечь этот процесс, возможно следует увеличить налог на добычу полезных ископаемых на газ, обратно закачиваемые в пласты.

Седьмое. Следует принять меры по стимулированию добычи сланцевого газа и метана из угольных пластов. Для этого мы предлагаем внести соответствующие изменения в  Закон «О недрах и недропользовании», а в Налоговом кодексе установить нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых на них.

 

В сфере оборота нефти и продуктов ее переработки

Сфера оборота нефти и продуктов ее переработки является самой чувствительной сферой, зависящей от множества внутренних и, главным образом, внешних факторов. Казахстан на сегодняшний день не обеспечивает полную загрузку своих НПЗ и является импортозависимым государством по нефтепродуктам. Наиболее остро на самочувствии населения сказывается нестабильность рынка ГСМ, а также цены их реализации.

Все помнят острый дефицит бензина и дизельного топлива в летне-осенний период прошлого года, обусловленный, главным образом, курсовой разницей тенге и рубля. Потом наблюдалась обратная картина, создавшая угрозу невостребованности продукции наших НПЗ.

Существующая система ценового регулирования торговли ГСМ несовершенна.

В первую очередь обращает на себя внимание непрозрачность топливного рынка внутри областей. В целях обеспечения открытости в распределении выделяемых государством объемов регулируемых нефтепродуктов и исключения коррупционной составляющей было бы целесообразно постановлением Правительства утвердить критерии отбора региональных операторов и требования по обеспечению гласности всего процесса.

Требует тщательного изучения вопрос равного доступа поставщиков нефти к нефтеперерабатывающим заводам. Львиная доля нефти поставляется на НПЗ пятью поставщиками ТОО «Petrosan», АО «КазМунайГаз-Переработка Маркетинг», ТОО «Petroleum Operaiting», ТОО «Саутс-Ойл» и компанией «Litasko SА». Объем поставляемой на переработку нефти указанными поставщиками составляет 86  процентов   в общем объеме переработки.

Они же, естественно, являются и основными получателями, доля которых в общем объеме отгруженных нефтепродуктов с НПЗ составила за прошлый год: бензин — 88 процентов,  дизтопливо — 86 процентов,  мазут — 77 процентов. Комментарии, как говорится, излишни. Кроме того абсолютно непрозрачным и законодательно неурегулированным является вопрос посредников этих поставщиков. С этой целью представляется необходимым законодательно определить количество посредников в цепи доставки нефти от недропользователя до НПЗ, оставив только одного, с тем, чтобы снизить конечную цену нефтепродуктов.

Еще одной проблемой является низкое качество нефтепродуктов на заправочных станциях. Эта проблема является следствием отсутствия не только надлежащего контроля государства за качеством реализуемых нефтепродуктов, но и установления предельных цен на ГСМ только на розницу. Закупив ГСМ у оптовых поставщиков по невыгодным ценам, розничный реализатор для того, чтобы покрыть свои убытки зачастую вынужден «бодяжить» свою продукцию. Отсутствие регулирования оптовых цен также делает данное звено в общей цепи оборота нефтепродуктов нетранспарентным, позволяет необоснованно подпирать ценовую планку розничных реализаторов, лишает их возможности конкурировать друг с другом.  Правительству необходимо тщательно изучить вопрос установления предельных цен не только на розничную, но и на оптовую реализацию отдельных видов ГСМ.

В этом свете необходимо отметить существующие трудности, связанные со  снятием и фиксацией фактического остатка нефтепродукта в резервуарах.

Вообще трудности налогового учета оборота нефти и нефтепродуктов являются существенным сдерживающим фактором в рассматриваемом нами вопросе. Решением этой проблемы представляется создание единой автоматизированной системы учета в нефтегазовой отрасли, которая в режиме реального времени позволила бы отслеживать все этапы добычи, переработки нефти и оборота нефтепродуктов. Согласно последним нововведениям в законодательство о недрах и недропользовании такая система должна заработать с 2017 года, и в последующем, на наш взгляд, будет трансформирована в единую систему учета в нефтегазовой отрасли, включая и этапы оборота нефтепродуктов. Полагаем, что тогда мы решим не только вопросы нелигитимного оборота нефти, но и вопросы прозрачности оборота нефтепродуктов, а значит и ценообразования по всей цепочке от месторождения до АЗС.

Несколько слов о переработке нефти на НПЗ. Необходимо эффективней использовать такие продукты первичной переработки как нафта, газойл, мазут. Необходимо их перерабатывать на наших заводах, которые имеют соответствующее оборудование. Но правовой основы для этого нет. Поэтому они за бесценок уходят за границу как сырье. Было бы целесообразно внести соответствующие изменения в Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов».

 

В сфере газа и газоснабжения

В сфере обеспечения товарным газом большой проблемой является качество товарного газа. Не все производители этого продукта обеспечивают установленные требования по качеству, особенно по содержанию серы. Вследствие этого происходит износ газопроводов и, в конечном итоге, удорожание цены на газ для потребителей. Поэтому Правительство должно принять меры по обеспечению надлежащего качества товарного газа.

Еще большие проблемы существуют в сфере обеспечения сжиженным нефтяным газом.

Сегодня в стране мы производим порядка 2,5 миллиона тонн данного продукта. Из них  потребление внутри страны составляет около 650 тысяч тонн, все остальное идет на экспорт. А ведь сжиженный газ, помимо прочего, является прекрасным газомоторным топливом. Необходимо  усилить работу по стимулированию перевода автомобильного транспорта страны на «голубое» топливо, расширению сети газозаправочных станций. Возможно в Налоговом кодексе следует предусмотреть снижение транспортного налога на газомоторный автопарк. Эти меры, на наш взгляд, будут также способствовать снижению импортозависимости по ГСМ.

Комиссией выявлено также следующее.

Реализацией сжиженного газа в Казахстане занимаются около 70 аккредитованных газосетевых организаций. При определении объемов их поставок на внутренний рынок  акиматы подают в Министерство энергетики сведения о прогнозном потреблении сжиженного газа по соответствующим регионам, а газосетевые организации — заявки на их поставку. Министерство энергетики передает данные сведения производителям (у нас 10 заводов), которые самостоятельно распределяют их объемы между газосетевыми организациями по своему усмотрению.

Такой механизм поставок газа на внутренний рынок является непрозрачным и сопровождается рядом проблем.

Во-первых, невозможно определить какой газ экспортируется.  Квотируемый или коммерческий? Квотируемый газ по сниженным ценам предназначен для внутреннего рынка. Неквотируемый коммерческий газ  разрешено экспортировать. На деле получается так. Газосетевые организации продают квотируемый сжиженный газ владельцам газонаполнительных и автозаправочных станций, которые значительную ее часть направляют на экспорт. В свое время главная транспортная прокуратура обнародовала факты экспорта в течении продолжительного времени объемов сжиженного газа, предназначенного для внутреннего рынка. Так, например, 12 компаний за 2012-2013 годы из приобретенных 192 тыс. тонн газа из страны вывезли свыше 85 тыс. тонн. Прибыль извлекалась за счет разницы между рыночными и установленными Правительством предельными ценами. Это приводит к дефициту сжиженного газа на внутреннем рынке. Буквально недавно такая ситуация была в г.Актау.

Во-вторых,  в соответствии с действующим механизмом распределения сжиженного газа акиматы и газосетевые организации подают заявки на поставку в большем объеме, чем требуется, что в свою очередь опять же приводит к незаконному экспорту газа.

Кроме того, на протяжении многих лет отсутствует единая ценовая политика на розничном рынке сжиженного газа. Из-за этого цены на него по стране различаются более чем в 2 раза (например, баллонный газ продается в Мангистауской области  по  65 тенге за килограмм, а в Алматинской и Жамбылской областях — по 150 тенге.). Такой же разброс цен наблюдается и на рынке газомоторного топлива. Один литр газа в Актобе стоит 21 тг, а в Восточном Казахстане -65 тг. за литр.

Нарушаются ограничения по использованию баллонов в многоэтажных зданиях, отсутствует эффективный государственный надзор за обслуживанием газовых активов.

Для решения этих проблем у Министерства энергетики отсутствуют необходимые механизмы и рычаги управления.

В связи с этим считаем, что функции  по управлению рынком сжиженного нефтяного газа следует передать Национальному оператору в сфере газа и газоснабжения (АО «КазТрансГаз»).

В заключение хотелось бы обратить внимание участников слушаний на недостаточную активность в сфере добычи и оборота сланцевого газа и метана из угольных пластов. Эта сфера в мировой практике давно перешла из чисто научной в практическую плоскость. Поэтому мы считаем целесообразным  внести в Закон Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» изменения и дополнения по вопросам оборота сырого и товарного газа из метана угольных пластов, сланцевого газа, а также предусмотреть в Налоговом кодексе поправки, направленные на стимулирование их добычи и оборота.

Уважаемые участники парламентских слушаний! Мы все понимаем, что нефтегазовая отрасль – это основной источник дохода государства.

Это как колодец из которого черпают воду. У нерадивого хозяина, который думает только о том, чтобы получить побольше воды и сразу, он вскоре забьется и будет заброшен. Рачительный же хозяин будет бережно заботиться о нем, вовремя чистить дно, менять срубы, закрывать от мусора. Тогда и колодец будет долго и благодарно служить ему и его потомкам.

Думаю необходимо и нам по — государственному, разобраться в нашем нефтегазовом хозяйстве. Надеюсь настоящие слушания помогут в этом очень важном для страны деле.

Благодарю за внимание!»

22 комментария
  1. Аскар Шайгумаров:

    Практически ничего не сказано про бытовой-сухой газ, а ведь он является для нашего региона локомотивом всех основных тарифов: электроэнергия, отопление ит.д. Такое ощущение, что этой проблемы нет. Хотя в нашем регионе есть дешевый газ, его производят в достаточном количестве.

    0
    0
  2. Serega:

    Эх Шафхат Анесович, лучше бы вернулись акимом в область. Было бы намного больше пользы.
    А так, кому они нужны ваши доклады?
    Такое ощущение, что без этого доклада правительство само не знает ситуацию или они лукаво прикидываются незнающими в пользу личных карманов? Но тогда это «враги народа», на меньшее не тянет.

    0
    0
    • АлтынОрда:

      Вообще-то его доклад имеет большую пользу:
      1. Обращает общественное внимание на целый комплекс проблем.
      2. Систематизирует проблемные моменты.
      3. Делает доступным эту информацию для более широкой массы населения

      0
      0
  3. Олег:

    Вот кто должен быть акимом области. Ради народа , умреть! Спасибо тебе Шафхат за все,СПАСИБО.

    +1
    0
  4. jordj:

    По любасу лучше Ногаева.
    Может есть смысл объявить подписную кампанию за его кандидатуру и отправить просьбу жителей вернуть его к нам акимом области?
    Понятно, что ожидать от акорды положительного ответа не стоит, но уподобляться баранам, молча умирающим тоже не комильфо.
    Хотя бы ради того, чтобы никто не говорил, что мы «сидели сложа руки».
    Протестовать запретили, хоть сдохни, но просить то, наверно, пока еще имеем право?
    УН мог бы блиц-опрос устроить.
    Если есть доверие народа и желание просить за него, то почему бы и не просить?
    C Ногаевым беспросвет, уже терпелки на исходе, того и гляди кабы крышу не сорвало у людей.

    0
    0
  5. golos:

    Вот кто должен быть акимом области. Ради народа , умреть!
    ———————-
    Да не нужны никому такие жертвы.
    И Ногаев бы пришелся нам ко двору (актюбинские нам не чужие), если бы регион не «пустил по миру». Захлебнулось все в коррупции и лжи.
    Скольких уже пересажали?! А ведь сколько вреда они нанесли пока их не посадили? Самое главное, сколько судеб искорежено, сколько способных молодых уехало, убежало от этого беспросвета.
    Мы не просто подрастающих кадров лишились, мы веру потеряли, что в стране может быть по-другому.
    Вон Президент объявил о 100 шагах. И кто-нибудь серьезно воспринимает? А почему?
    Все просто, глядя на Ногаева, которому поручат эти «100 шагов» воплотить в жизнь…
    Ну что там говорить. Полный абзац.

    0
    0
  6. Вася:

    Конечно из Шафхата хороший аким области был бы. Наверху честных не любят. Хотя через пару лет Ногаев с Дюсенбаевым нахапаются, наворуются, насытятся деньгами. Там глядишь они и области вспомнят

    0
    0
  7. Нур Асан-тана:

    Да вот для Акима области он уже созрел Шавхат Анесович! Стоит отметить,что хорошую обкатку на политическом поприще он получил у Кушербаева К.Е,и Ашимова.Н.С. Стоит напомнить нашим читателям,что этот молодой комсомолец в свои 14лет,в 1978 году был на приеме у Леонида Ильича Брежнева,вот что пожелал Леша,молодому комсомольцу,для всех нас осталось тайной.

    +1
    0
  8. Пеппи Длинныйчулок:

    Сделали бы как в ОАЭ нефть для народа. Вон они за 40 лет как отстроились. А так, несбыточные мечты так и останутся несбыточными…

    0
    0
  9. Үйсін:

    Утемисов ли Ногаев ли, Мукаев ли и т.д. и т.п. все они одного поля ягоды — одна команда! А то сидел бы Утемисов столько лет в мажилисе. Дали команду и выступил и все дела, а так бы как сидел так и сидел бы молча….

    0
    -1
  10. for Үйсін:

    Дали команду и выступил и все дела, а так бы как сидел так и сидел бы молча….
    =====================
    А никто с этим и спорить не будет. Там по другому и не бывает.
    Речь идет о другом. Лучше бы было, если он был вместо Ногаева?
    Однозначно лучше. Если бы даже не смог «защитить регион», то хотя бы не раздирал его в клочья вместе с другими. Возможно даже оказывал бы по возможности сопротивление. И уж точно на Лукпан никто не нападал с ножами и не стрелял, снайперов на крыше тоже бы не понадобилось. В отношении откатов тариф вряд ли бы превышал «церковной десятины». Вообще, можно было бы хоть сходить к нему и он бы по человечески принял, да честно сказал: вот это могу, а это не в моих силах, а не «щурил глазки» лукаво, типо, умный ты товарищ, но где же я, в этом «проекте для народа»?
    И не ходили бы его замы в вышибалах откатов.

    0
    0
  11. Гарибальди:

    Там не только честных не любят, но и выходцы с Запада Казахстана явно не в фаворе. Не секрет что его вверх по карьерной лестнице»тащил» Имангали Тасмагамбетов, хотя и сам Шафхат башковитый чиновник, но сколько таких башковитых без связей на верху прозябает в провинциях…Хотя есть исключения из правил они в основном касаются актюбинских? то ли по причине близости к южанам, то ли по каким то другим параметрам к ним в астане немного другое отношение.

    0
    0
  12. MEN:

    абыройчик это ты не о чем, и зовут тебя никак. И как земля таких баламутов как аскар носит, когда начали качать тему загрязнения думал помогут и сам тоже обратился. Потом понял что Алпамысы и аскары просто пустышки. Шафхат молодец, человек который может работать если дать волю.

    0
    0
  13. куленке:

    Как бы мы своим признаниями не услужили Шавхату плохую услугу, как известно не любят у нас тех кого уважает и любит народ.Все эти признания правда, мы спортсмены помним, как при нем поднимали спорт , руководитель был от бога,особенно сегодня этого явно не хватает. Здоровья тебе Шавхат Анисович.

    0
    0
  14. Серик:

    Шавхат, Тарасенко и прочие депутаты, они лишь штаны в парламенте протирают?
    Наша область идет с этим Нагом ко дну, а они молчат. Где они все были, когда продали Облгаз аймаку, где они все, где их голос? Где Ваша гордость за регион? Почему молчите, или Вам местные агащшки, которые вас вывели в парламент зеленый свет не дают, так зачем вы вообще туда пошли. Тарасенко, когда вы прекратите каждый год на лодке кататься по Уралу под маркой спасем Урал, уже более десяти лет катайтесь, а Урал все хуже и хуже. В Уральске почти все заводы встали, многое что по закрывалось. Где Вы были, когда у нас отобрали парк имени Фурманова. Почему Вы молчали, когда Наг решил продать парк Киров, и только благодаря газете Уральская неделя и местным гражданским активистам Шайгумарову и коммунистам таким как Шамин, Терновская чудом удалось остановить продажу парка. Я не вижу, что вы в парламенте отстаивайте наш регион, извините, но это честно.

    0
    0
  15. Актобе:

    Странные вы, уральцы. Что утемисов, что Ногаев

    0
    0
    • Для Актобе:

      Что за обобщения? Все равно что написать «странные вы актобинцы». Кстати Ногаев — актобинский, уроженец вашего Шалкара.

      0
      0
  16. Актобе:

    Люди одной системы. Ничего ваш Шафкат делать против нее, а значит для земляков не будет. Вместо актюбинцев или чимкентских прийдут чапаевские. Надо будет, он сам Тарасенко на лодке катать будет и песни петь. Он отлично понимает, что своим благополучием он обязан этой системе, а идти против нее себе дороже. Ничего с его приходом не изменится, не теште себя. И правильно сказано выше, он выполнил функцию говорящей головы. Говорить можно много, а результат?

    0
    0
  17. golos:

    Да, за регион он постоять не сможет. Невозможно работать акимом одновременно не подчиняясь акорде, который и дает ему «ярлык на княжение».
    Он лучше Ногаева только в одном: не будет такой жесточайшей коррупции и вряд ли он настроен на «после меня хоть потоп».

    0
    0
  18. Правда:

    От перемены мест слагаемых сумма не изменяется…

    0
    0
  19. артур:

    Да че удивлятся.Шафхат лис еще тот без команды не чего не сделает.Он не о народе думает если вы считаете его честным то напомню всем про чистую воду в п. Сарытогай на 260 млн. Там досейпоры без воды сидят. зем участок в асане итд.Так что от того что он придет акимом в область нечего не изменится станет еще хуже. Как сказал Салман Радуев кто пробирался к власти лисой тот у власти будет волком.

    0
    0
  20. guest:

    что Ногаев, что Утемисов — продукты одной системы. Думаете Утемисов, сев в кресло акима области, будет заботиться об области? Да ничего он не сделает, по крайней мере не дадут, да и голова закружится от стольких «возможностей». Вот зачем он в парламент полез, за справедливостью? С трудом верится.

    0
    0

Оставьте комментарий

Вы ввели: 0 из 2 000 символов.

x
2017-01-23
Утром-11 ℃
Днем-10.39 ℃
Вечером-15.36 ℃
Ночью-15.51 ℃
Влажность87 %
ДавлениеhPa 1024.86
Скорость ветра3.76 м/с
2017-01-24
Утром-5.83 ℃
Днем-2.3 ℃
Вечером-4.55 ℃
Ночью-8.92 ℃
Влажность95 %
ДавлениеhPa 1019.7
Скорость ветра7.07 м/с