Погода +12oC
$310.4
347.06
5.5=
Опубликовано: Ср, Июн 24th, 2015

Замира Космурзиева — Как вести эффективный бюджет?

Замира

 Замира Космурзиева —  журналист, редактор «Уральской недели».  А еще она сертифицированный коуч, бизнес-тренер. В «УН» она ведет свою рубрику «Про деньги», в которой  рассказывает о рецептах финансовой стабильности, опираясь на опыт своих клиентов. Вышла уже серия ее колонок.  Получается интересно. Почитайте и вы.

_____________________________________________________________________________________________________________

№ 2

Продолжим наш разговор о том, как стать хозяевами над своими финансами. Я решила описать опыт своей подруги, которая выбирается из долговой ямы и довольно успешно. За полгода работы над собой она не только существенно поправила свое финансовое положение, она очень сильно изменилась сама. И в ее жизни стали происходить радостные события.

Итак, вторым пунктом в её плане было правильное распределение доходов. Раньше она направляла свои доходы по принципу: вначале себе, потом другим. Я уже говорила, что основной доход ей приносит небольшой бизнес. Она может каждый день зарабатывать по 3-4 тысячи тенге, а может раз в неделю получить от сделки от 20 до 50 тысяч тенге. От таких скачков и жизнь у нее была нестабильная. Так вот, в ожидании крупных сделок она не особо ценила суммы до 5 тысяч тенге, считала их мелкими и даже не вела их учет. А направляла их на продукты, вечеринки, подарки и т.д. Проблема в том, что она могла прожить месяц за счет мелких заказов и так и не дождаться крупной суммы, чтобы оплатить аренду квартиры. И тогда она искала деньги в долг, все глубже проваливаясь в яму, и злилась на несправедливую жизнь.

Почему мы не ощущаем своих доходов?

А как же ваша мечта путешествовать? Когда она осуществится? «Лет через 10, — скажете вы, — когда закончится кредит». Но это иллюзия. Через 10 лет у вас по-прежнему расходы будут превышать доходы, потому что вы не планируете свою жизнь.

 

Тогда я предложила ей вести учет всех денег, даже небольших сумм.  Думаю, вы уже догадались, что она была изумлена, когда увидела, СКОЛЬКО ОНА ЗАРАБАТЫВАЛА В МЕСЯЦ. Нет, это были не баснословные суммы — около 100 тысяч тенге, но дело в том, что она всегда ощущала себя так, будто живет ну, максимум, на 40-50 тысяч тенге. Поэтому следующий ее вопрос был: почему она не ощущала свой доход?

В итоге мы составили план расходов. Берём любую приходящую сумму за 100% и распределяем. В книгах и статьях по-разному описывают, как это нужно делать, но у них есть единые принципы, а со временем каждый человек адаптирует эти правила под себя.

Основной принцип расходов: делим сумму на две равные части. Одну часть направляем на оплату наших обязательных расходов (продукты, ком. услуги, аренда, обучение и т.д.) — в общем, все то, без чего сейчас вам нельзя обойтись. И в эту же часть входит оплата по кредитам и долгов (!).

Вторая часть средств направляется на накопления и планируемые расходы. Для этого нужно написать список целей: покупка квартиры, машины, путешествия, лечение зубов, образование ребенка и т.д. И распределяете полученную часть средств по этим статьям в зависимости от приоритетов. Тут, кстати, будут и различные предложения банков: например, в «Жилстройсбербанке» можно открыть счет на покупку жилья, есть также образовательные депозиты для ребенка и т.д.

Говорите, что вашего дохода хватает только на оплату обязательных расходов, а о накоплениях вы и не думаете? Тогда вы так и останетесь рабом у ваших финансов, они по-прежнему управляют вашей судьбой.

А как же ваша мечта путешествовать? Когда она осуществится? «Лет через 10, — скажете вы, — когда закончится кредит». Но это иллюзия. Через 10 лет у вас по-прежнему расходы будут превышать доходы, потому что вы не планируете свою жизнь.

Запланируйте свои расходы

В долговую яму часто попадают люди, которые сразу же после получения денег (зарплата, оплата заказа) тратят на себя 50% от своего дохода и даже этого не замечают. Например, идут в магазин и скупают все то, что не позволяли себе покупать в течение месяца. Уже потом они вспоминают о своих обязательствах, кредитах, выплачивают их и снова садятся на жесточайшую диету до следующей зарплаты. Знакомая картина?

Моя подруга это поняла и решила менять свой подход. И начала она с того, что стала распределять любую приходящую сумму денег. Я повторюсь: ЛЮБУЮ СУММУ: 1000 тенге, 15000, 50000 тенге — она сразу делила на части. У нее, конечно, не получилось сразу 50% от суммы откладывать на перспективные цели, но она решила начать с 10%.

Итак, какая у нее система? Она с любой суммы сразу откладывает:

10% — в копилку на большую цель (для нее сейчас актуально свое жилье).

Еще 10% она откладывает на другую перспективную цель (например, на покупку зимних сапог или нового телефона). Это цели первой необходимости, и уже «горят» по срокам, однако если на них сразу направить большую часть дохода, то нечем будет закрывать образовавшиеся «дыры» в бюджете. И появятся новые долги.

30% — направляет на аренду квартиры и ком. услуги (это самая большая статья расходов).

15% — отдавать деньги по финансовым обязательствам (мы выбрали такую формулировку, потому что слово «долг» вызывает у неё один негатив).

На себя, любимую, можно направить пока не более 10% от дохода. (Где-то мы прочитали, что только миллионеры могут направить на себя 20% от дохода). «Направить на себя» означает — на свое удовольствие: побаловать себя вкусняшкой или новым нарядом, или ужином в ресторане – неважно, это должно быть удовольствие только для себя.

Мои клиенты часто спрашивают: а можно вместо вкусняшки заплатить за обучение или долг отдать? Нет, эти деньги только на себя. Если вы не можете на себя потратить хотя бы 10 процентов денег, то для чего вы тогда их зарабатываете?

С другой стороны, в долговую яму часто попадают люди, которые сразу же после получения денег (зарплата, оплата заказа) тратят на себя 50% от своего дохода и даже этого не замечают. Например, идут в магазин и скупают все то, что не позволяли себе покупать в течение месяца. Уже потом они вспоминают о своих обязательствах, кредитах, выплачивают их и снова садятся на жесточайшую диету до следующей зарплаты. Знакомая картина?

Еще одна очень важная часть, которую многие люди игнорируют, хотя все финансовые гуру рекомендуют: нужно от 2% до 10% от месячного дохода отдавать на благотворительность.

Вначале приходит покой, а потом деньги

Не всегда на цели требуется столько средств, сколько вы вначале планируете.

 

В итоге у моей подруги получилась такая стройная и очень понятная система. Еще раз уточню, она распределяет средства не раз в месяц, а по мере их прихода. Например, пришло 2000 тенге, значит 200 тенге она откладывает в копилку на квартиру, еще 200 тенге — в копилку на телефон, 600 тенге — на аренду квартиры, 300 тенге — на финансовые обязательства, 200 тенге — на себя, 200 тенге — на благотворительность. Итого она разделила на части 1700 тенге. Оставшиеся 300 тенге она может отложить на продукты и на ком. услуги, карманные расходы (оплата за проезд, пополнение баланса и т. д.).

Таким образом, в течение месяца она накапливала суммы и направляла по статьям расходов.

Эта система позволила ей успокоиться, она видела, что деньги у нее есть, они лежат и ждут своего часа. К ней вернулся здоровый крепкий сон.

Позже она стала распределять средства по-другому: увеличила долю вложений на перспективные цели и стала меньше откладывать на обязательные расходы: аренда квартиры, долги и т.д.

И вот что она заметила:

— У меня увеличился финансовый доход, я поменяла свой гардероб, хотя несколько месяцев назад мне едва хватало средств оплачивать обязательные расходы. Однако я все равно жестко придерживалась правил. У меня было ощущение, что это проверка, которую я выдержала, — делилась она со мной.

Выполняя эти правила ведения бюджета, моя подруга заметила, что не всегда на цели требуется столько средств, сколько она вначале планировала.

Замира КОСМУРЗИЕВА,

коуч по повышению личной эффективности

 

Предыдущие публикации: Вы управляете деньгами или они — вами?

7 комментариев
  1. Qazaq says:

    Любой пенсионер вам расскажет про более эффективные методы распределения средств)

    0
    0
  2. NVP says:

    «…она не особо ценила суммы до 5000 тысяч тенге, считала их мелкими и даже не вела их учет».
    Однако, 5 млн. для неё не деньги. 🙂

    0
    -1
    • Лоракс says:

      Ваш юмор не понят, вас минусанули в разряд зануд и умников)))

      0
      -1
  3. Demos says:

    Вас тоже )))

    0
    0
  4. Artur says:

    Замира, прекрасная статья. Респект! Я ранее тоже не придавал значения этому. После того, как я упорядочил свои расходы, все пошло тьфу-тьфу по плану. Дело в том, что в у нас в голове бардак. И это касается не только финансов, но и управление временем и т.д. Мы всегда спешим и упускаем многое. А необходимо всего лишь сесть и подумать внимательно, не спеша. Я понял одно, что не так и все зависит от объема заработанных денег, если у тебя бардак в голове. Я поделюсь еще одной мыслей. Я ранее работал в Банке. В любом Банке есть должность риск-менеджера. Вначале из-за неопытности и сильного желания заработать бонусы вследствие выдач кредитов населению я не понимал и недооценивал, более того немного ненавидел эту профессию и человека, который занимал эту должность в Банке. Суть заключается в том, что он оценивает риски Банка, риски невозврата кредитов и все!. Всегда ставит оценки с точки зрения рисков. Так почему я затронул это. Потому, что я в дальнейшем начал планировать свою жизнь все с точки зрения «риск-менеджера». Т.е. оценивать риски. К примеру, вам нужно пойти куда то, где вы оставите какую то часть денег. Я всегда оценивал так, а что если я не пойду туда, чем это грозить мне: репутацией, потерей доверия и т.д. или ничего не теряю. Или еще один пример, ранее я нарушал ПДД и платил штрафы. К тому же, у меня машина (б.у. иномарка) часто ломалась и шли траты. Оценив риски потери денег, я поменял формат мышления: начал ездить все строго по правилам, пристегиваться и т.д.; стал обращать внимания своей машине и быстро менял запчасти, менял жидкости, фильтра, запчасти своевременно, стал вести учет, что какую запчасть, жидкость или фильтр поменял, в каком магазине купил и какой фирмы. И? О чудо! Мои расходы начавли уменшаться.Это прекрасно, что мы (не все конечно) задумываемся об управлении деньгами. Многие думают так. Ой зачем считать и без того маленькие деньги (по факту они зарабатывают неплохо). Но это заблуждение и ошибка.

    0
    0
  5. Artur says:

    Я не редко видел людей, которые хорошо зарабатывают, но не умеют распоряжаться своими деньгами.

    0
    0
  6. Ольга says:

    Вы правы,Artur!Замира, спасибо Вам!Все статьи этой темы интересные, полезные и зовут к действию.Вы грамотный коуч!!!Спасибо еще раз и — успехов Вам лично!

    0
    0
x
2017-05-29
Утром7.45 ℃
Днем9.97 ℃
Вечером13.19 ℃
Ночью8.71 ℃
Влажность0 %
ДавлениеhPa 1022.3
Скорость ветра8.98 м/с
2017-05-30
Утром13.47 ℃
Днем21.82 ℃
Вечером22.55 ℃
Ночью18.5 ℃
Влажность49 %
ДавлениеhPa 1019.5
Скорость ветра9.75 м/с