Погода +12oC
$334.11
394.65
5.81=
Опубликовано: Ср, Июл 22nd, 2015

Михаил Кленчин —   По поводу табличек «Товар обмену не подлежит»

миха

Встречали такие в магазинах? Думаю, да. А теперь предлагаю понять, законно это или нет, а заодно узнать, что вернуть бракованный товар можно в течение двух лет, а не четырнадцати дней, а также как быть, если нет чека.

Итак, в соответствии с Гражданским Кодексом РК, а также положениями Закона РК «О защите прав потребителей», проданный товар может оказаться:
а) надлежащего качества;
б) ненадлежащего качества.

Почти все слышали о 14-дневном сроке, в течение которого можно, мол, всегда вернуть. Только не все понимают до конца, что это за две недели такие.

Дело в том, что 14 дней предусмотрены законом для обмена и возврата товара именно НАДЛЕЖАЩЕГО качества. То есть, если товар качественный, но просто по каким-то причинам не подошел, вы можете его обменять (не вернуть, а именно обменять!) на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации. А в случае отсутствия у продавца возможности для обмена, имеете право потребовать возврата  денег. При этом, обмен/возврат возможен только в случае, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Кстати, по последнему условию («имеются доказательства приобретения его у данного продавца») частенько возникает вопрос – как быть, если нет ни чека, ни приходника, ни накладной? Особых проблем нет, поскольку статья 18 Закона о ЗПП гласит, что отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора. Поэтому отсутствие чека – сомнительный аргумент для продавца отказать в обмене.

И есть перечень товаров, которые в течение этих самых 14 дней возвращать нельзя – это лекарственные средства и изделия медицинского назначения, нательное белье (пользуясь случаем, передаю привет Константину Пименову и сети его магазинов нижнего белья!), чулочно-носочные изделия, а также животные и растения.

Особо хочу акцентировать внимание, что все описанное выше касается только товаров НАДЛЕЖАЩЕГО качества. Но вот если товар бракованный, то это совсем другой «паровоз», и тогда 14 дней, сохранение потребительских свойств или факт того, был ли он в употреблении или нет — не имеют ровным счетом никакого значения.

Потому что вернуть, обменять, бесплатно отремонтировать товар НЕнадлежащего качества можно в любом случае, причем даже те товары, которые при обычных условиях не подлежат обмену. То есть, если кошка хромая, аспирин цианидом оказался или трусы расползаются – все это возврату подлежит, еще как.

Не имеет значения, сколько товар был в использовании, сохранилась упаковка или нет, насколько потерся и израсходовался — если он бракованный, то продавец обязан вернуть деньги по вашему требованию.
Кстати, если товар НЕнадлежащего качества, то можете безо всякого обмена, по своему выбору требовать сразу как обмена, так и возврата денег. Более того, вы вправе даже самостоятельно отремонтировать и потом потребовать от продавца возмещения своих расходов.

Важная ремарка: если товар оказался НЕнадлежащего качества, то там уже не 14 дней вовсе, а в течение ДВУХ ЛЕТ со дня продажи (ст. 430 ГК РК)!

Ну, а теперь возвращаемся к табличкам: «Товар обмену и возврату не подлежит». Продавец либо информирует таким образом покупателя, чтобы потом носиком ткнуть и послать, а иногда даже заставляет в момент продажи подписать бумажку об этом. Ну, мол, соглашение такое, исключительно добровольно же.

Следует запомнить: согласно пункту 4 статьи 30 Закона РК о ЗПП, соглашение об освобождении продавца (изготовителя) от ответственности или об ее ограничении НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО.

Поэтому, если уж сильно продавец настаивает, табличкой стращает, подписать требует, то не вопрос — пожалуйста. Только все равно это – «филькина грамота», недействительное соглашение, ведь потребовать обмена или возврата, если товар некачественным оказался, можно в любое время действия гарантии, а если таковой не выдано, то в течение двух лет.

6 комментариев
  1. уго says:

    За два года любую вещь можно превратить в бракованную.

    0
    0
  2. Акылбек says:

    Я покупал три года назад в магазине техники ФОРА компьютер с гарантией год плюс они еще пихнули дополнительную платную гарантию на два года сверху за 10000 тенге!На второй год у меня сломался USB-вход,и я в полной уверенности пошел к ним для бесплатного ремонта по гарантии!Они меня отфутболили,мотивируя тем что это механическое повреждение и оно под гарантии производителя не подпадает!В итоге я судился с ними,когда мой компьютер отправили на экспертизу они изъявили желание провести ее сами,хотя меня юрист предупреждал о том,что такую экспертизу желательно проводить в другом городе,но я не послушал его!В итоге они провели экспертизу сами и в заключении для суда дали решение,что это была поломка,не подпадающая под гарантии,то есть механическая-означает то,что ее USB-вход сломали намеренно,сильно вставляя туда флешку или разъем от мышки.Я проиграл суд,и с тех пор ни ногой в ФОРУ больше не захожу…И людям всем советую,если вам навязывают платную гарантию,то вы имеете полное право от нее отказаться…

    0
    0
    • ВашеИмяОбязательно says:

      По cути вcё верно. Гарантия раcпоcтраняетcя только на брак и еcли вы не добраcовеcтно отноcилиcь к вещи она еcтеcтвенно cломаетcя. Или вы cчитаете что приобретая вещь вы можете её хоть кувалдой разбить а потом получить беcлпатный ремонт ? Тогда вам нужна не гарантия а cтраховка.

      Механичеcкое повреждение это cледcтвие не добраcовеcтного отнашения к предмету. Вот еcли бы плаcтик за два года проcто раcкрашилcя в порошок из за не качеcтвенного cоcтава то это cкорее вcего был гарантийный cлучай .

      0
      0
  3. Qwert says:

    Большое спасибо! Очень полезная информация и прекрасный стиль изложения «сухой» (в иных устах) информации.

    0
    0
  4. Из Аксая says:

    В одном вещевом магазинчике довелось наблюдать такую картину — Женщина пыталась обменять футболку, приобретенную накануне. Якобы вещь бралась на подарок, но не подошла по размеру именнице. Мол возьмите обратно, а мне другую. Вроде бы что тут такого? законное требование. Продавец отказала. Причина — жёлтые пятна в проймах явно указывали на то, что вещь «выгуливали», причём активно. Покупательница попыталась свалить всё на то, что футболка была изначально такой. Но продавец опять же спокойно напомнила, что перед примеркой каждой даме выдаётся влажная салфетка, дабы примеряемая вещь не была испачкана дезодорантом.

    0
    0
  5. С пахмелюги says:

    Зачем нам всякие законы здесь пересказывают? Ещё раз для Миши-их мало кто выполняет, патамушто должна ходит пракуратура и видя такие надписи сильно наказывать. Но они не ходят. Вам никто не обменяет. Прокуратура вас тупо пошлёт в суд. Мы понимаем, что если начнём, что то доказывать, жаловаться и судится, уйдёт уйма времени,денег и нервов. Законы ваши, Михаил не работают, а обращаться к адвокатам за помощью дорого.

    0
    0
x
2017-10-19
Утром12 ℃
Днем12 ℃
Вечером12 ℃
Ночью5.49 ℃
Влажность64 %
ДавлениеhPa 1019.63
Скорость ветра6.26 м/с
2017-10-20
Утром1.01 ℃
Днем10.05 ℃
Вечером4.87 ℃
Ночью-2 ℃
Влажность74 %
ДавлениеhPa 1023.21
Скорость ветра3.31 м/с