Погода +4oC
$311.59=
349.39=
5.5=
Опубликовано: Пн, Фев 8th, 2016

Мереке Габдуалиев: «Нужна гражданская активность и контроль за властью»

Какую сторону нашей общей жизни ни возьми — везде проблема. Плохие дороги и школы, бесконтрольные монополисты и некачественные коммунальные услуги, нехватка мест в детских садах, безработица, отсутствие дорог и воды в новых микрорайонах индивидуальной застройки…  Перечислять социальные беды можно бесконечно. Но главная из бед — закрытость государственной власти, ее нежелание слышать и слушать народ, повсеместная ее вороватость и очевидная неэффективность. Если до этого времени у населения в руках не было ничего, что могло бы позволить ему влиять на власть, то теперь, с принятием Закона «Об общественных советах», это становится возможным, — утверждает Мереке ГАБДУАЛИЕВ —  участник группы разработчиков Концепции о самоуправлении в качестве юриста — кандидата юридических наук. Мой собеседник предлагает нам вовремя понять ценность этого закона для местного сообщества, чтобы не упустить единственную легальную возможность начать налаживать общую жизнь.

Тамара ЕСЛЯМОВА:  Мереке, как Вы считаете, у нас в обществе  уже есть почва для того, чтобы Законы о самоуправлении были востребованы населением? Люди готовы использовать нормы и формы самоуправления, чтобы взять, наконец, на себя ответственность за качество общей жизни?

Мереке ГАБДУАЛИЕВ:  Население в целом готово. Есть уже всеобщее понимание того, что нужны изменения. Но у населения отсутствует вера. Часть населения не участвует в выборах не потому, что не хочет участвовать, а потому, что не верят в сами выборы. Когда обсуждалась Концепция о местном самоуправлении, я  выезжал в Караганду и разговаривал с людьми. В аудитории были различные общественные силы и меня спрашивали о выборности акимов, о возможности контроля над ними, о сходах граждан — какая у них юридическая сила. Я им сказал:  если вы с этого схода уйдете, махнув рукой, мол, от нас ничего не зависит,  то те люди, которые на вас смотрят, тоже уйдут и скажут: «Если такой-то ушел, то что мне здесь делать?». Есть такое хорошее выражение — лучше фиктивная Конституция, чем реальный деспотический режим. Это относится и к Законам.

Тамара ЕСЛЯМОВА: Это прямо про нашу страну!

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: Есть прописанное в нормах право граждан требовать у акимов ответы на свои вопросы — это ведь тоже хорошо. Но нужно консолидироваться.

Тамара ЕСЛЯМОВА: Как Закон «Об общественных советах» может повлиять на мою жизнь, как жителя города или села?

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: Я очень рад, что этот закон появился. У власти появилось понимание того, что нужно считаться с гражданским обществом, что нужно вводить элементы самоуправления. Представители органов власти не справляются с первой функцией — представительства. Необходимо представлять интересы общества. Если все силы легально не представлены в легальном конституционном поле,  к чему это может привести? Они все равно будут формироваться где-нибудь за углом, уже нелегально, и их выход будет иметь непредсказуемый характер, сложно будет их удержать. Должно быть  понимание того,  что Парламент — представитель всех сил в обществе. Это место, где есть возможность выхода народных страстей. Не надо бояться легальных обсуждений. И раз пошли  на создание общественных советов, видимо, это понимание возникло.

Тамара ЕСЛЯМОВА: Вы работали в Астане в группе разработчиков законопроекта о самоуправлении вместе с представителями государственной власти. Вы видели у них понимание того,  о чем говорите?

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: Понимание есть. С чего началась идея развития местного самоуправления? Это объективная реакция государства на жанаозенские события декабря 2012 года. Кто такие оппозиционеры на самом деле в демократическом государстве? Все-таки  оппозиция помогает государству дальше развиваться и жить. Государство может захлебнуться  в коррупции и злоупотреблениях чиновников. А когда нет оппозиции — нет прозрачности, это позволяет чиновникам воровать и злоупотреблять должностными полномочиями.

И вот что такое общественный совет? Он создается на республиканском и местном уровне. На местном уровне — город, село, аул. По механизму отбора видно,  как он будет происходить. На уровне города формирование общественных советов зависит от представителей органов власти, так что самостоятельных в суждениях и независимых людей туда будут стараться не допускать.

Но что меня радует — это то, что законом предписано: в селах и аулах функции общественных советов будут выполнять собрания местного сообщества. Получается, что я по факту  прописан в этом селе, я член местного сообщества, меня никто не вычеркнет из этих списков. Я имею возможность через местные советы реализовывать,  лоббировать все, что прописано в Законе как мое право.

Тамара ЕСЛЯМОВА: Вы хотите сказать, что в отличие от горожан, где формирование общественных советов отдано в руки властей, у жителей аула или села есть уже реальная возможность продвигать свои интересы и требовать их реализации от акимата?

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: Есть понятие «сход» и есть понятие -«собрание местного сообщества». В селе функции общественного совета выполняет собрание местного сообщества. Что такое собрание? По законодательству,  в местное собрание сход граждан делегирует своих представителей и это собрание решает текущие вопросы, и в том числе будут подниматься вопросы, закрепленные за этим общественным советом. И в этом отношении на уровне аула или села есть легальная возможность продвигать свои интересы и требовать. На уровне города это тоже возможно будет, не могут же сидеть прикормленные НПО в общественном совете  и дальше говорить, что все у нас замечательно.

Тамара ЕСЛЯМОВА: Я боюсь, что именно такими акимы хотят видеть общественные советы… Хорошо, общественные советы созданы. Как это может изменить жизнь жителя села?

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: Граждане могут обсуждать необходимые программы развития своего населенного пункта, вопросы финансирования,  как расходуются деньги. Я часто привожу своим студентам этот пример. Вот вы, 20 студентов в группе, решили сделать подарок товарищу и купить ему телефон за 100 тысяч тенге. Сложились по пять тысяч и делегировали кого-то их своих рядов купить телефон. И он на базаре покупает за 12 тысяч телефон и говорит вам: «Вот, я купил». Вас это будет возмущать, что он деньги присвоил? А почему вас не возмущает тот факт, что наши с вами деньги, бюджетные деньги, воруют? Это то же самое, что и с телефоном, просто здесь малая группа и вы видите злоупотребление товарища. Если задать прямой вопрос, почему эта фирма выиграла по тендеру, почему она не выполнила свою работу в полном объеме, асфальт не положили вот здесь и здесь и почему некачественная кровля? С чем это связано? А тот, кто выиграл тендер, ваш одноклассник или родственник? Если люди начнут задавать эти вопросы, то власть невольно, но начнет сдвигаться к прозрачности своих действий.

Давайте в эти рабочие группы подадим свои кандидатуры, а если будут возникать такие ситуации, что мы туда не попадем, то у нас будут вопросы. Давайте будем проводить мониторинг того, как сформировался общественный совет. Как шла работа, какие вопросы возникли? На первый год работы совета, на второй год?

В штате  Нью-Йорке я пошел на заседание общественного комитета по транспорту. Там  две девочки — секретари, обе на  полставки, остальные все волонтеры. И они вечером приглашают на заседание общественного комитета местных депутатов, людей с мэрии, и они решают, куда перенести остановку. Это их, совета, рекомендация, но он — законная сила для местной власти, потому что население решает.

И нам к таким взаимоотношениям с властями нужно прийти. Нужно ставить важные для жителей и неудобные для власти вопросы. Нельзя быть безучастным.

 Тамара ЕСЛЯМОВА: Какие люди должны быть в общественных советах? Мы, общество, должны посмотреть вокруг себя и делегировать людей в советы. По каким критериям мы должны подбирать туда людей?

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: Было бы идеально, если бы решало само общество. Должны быть самостоятельные в своих взглядах и решениях люди, независимые эксперты. У нас такие люди есть, их немного, но они есть. Я сейчас и о рабочей группе, и об общественном совете. Во-первых, люди должны быть компетентные, я бы не хотел, чтобы общественные советы занимались популизмом. Должны конкретные вопросы ставиться экономистами перед властью. Уже шаг сделан. Я радуюсь.

Тамара ЕСЛЯМОВА: Вы с оптимизмом смотрите на ситуацию. А ведь власть включит привычный механизм, будет создавать декорацию и из общественных советов тоже…

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: Да, оптимизма у меня больше, чем пессимизма,  и я бы посоветовал гражданам-активистам не бояться, быть активными.  Время все расставит по местам.

Тамара ЕСЛЯМОВА: А что, на Ваш взгляд, за это время произошло с местной исполнительной властью?

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: На уровне Законов у нас есть понятие — местное государственное управление, хотя «местное госуправление» звучит некорректно с точки зрения науки. Оно на то и госуправление, что регулируется из центра. Оно не может быть местным либо неместным. Вопрос в том, что наше государство по своей модели абсолютно централизовано. Назначение акимов идет от центральной власти. Хотя депутаты выбирают акимов районов, сел, их кандидатуры выдвигает районный аким.  Если в районных маслихатах сидят независимые люди, они будут голосовать за того, кому население поселка, района верит. А если процедура формальная, то толку от этих выборов, конечно, не будет. Назначение акимов идет из центра, они решают местные вопросы с учетом общегосударственной политики. А что такое общегосударственная политика? Это трафарет – ни вправо, ни влево не уйдешь. Аким должен быть как между молотом и наковальней. Например, Сапарбаев в Актюбинской области. Он ездит по городу, на рынок, приезжает в больницу. Если аким тяжеловес и живет проблемами города, то городу повезло. Кызылорда рада, что к ним пришел Кушербаев. А если аким временщик и хочет угодить тем, кто наверху?

Тамара ЕСЛЯМОВА: Я правильно понимаю, что общественные советы, которые закладываются сейчас, в будущем должны стать центром общественной жизни на местах, уравновешивающим вес исполнительной власти? 

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: Казалось бы, есть маслихаты. Юридически они являются представителями народа, а на деле, вы знаете, какая ситуация. Теперь создаются эти общественные советы. Если бы маслихаты работали нормально, тогда зачем появляться общественным советам? У нас в Конституции есть закон об иных органах местного самоуправления. И, мы, ученые, спорим, какими могут быть эти органы. Я вот вижу, что общественные советы в будущем могут быть переформатированы в такие органы местного самоуправления. И функции у общественных советов будут разные. Кто-то будет заниматься экономикой, я, например, мог бы заниматься законопроектами. Как юрист, работающий в этой сфере, я могу делать заключения по новым законам, направлять их, консультировать. Вот в будущем общественные советы можно форматировать в органы местного самоуправления.

Тамара ЕСЛЯМОВА: Что общество должно делать для того, чтобы не позволить акимам сделать с общественными советами то же самое, что они сделали с маслихатами?

Мереке ГАБДУАЛИЕВ: Контроль и еще раз контроль.  Мы должны контролировать власть, отстаивать свою позицию, не оскорбляя никого, спокойно задавать важные для местного сообщества вопросы.  Я вот вышел на остановке «Банк», возле филиала «Казпочты». Там толстый слой льда — взрослые, дети падают. Надо спросить акима, почему никто не долбит лед, не чистит снег? Это же инфраструктура города. Аким должен понимать: есть такие люди, которые будут задавать такие вопросы,  и таких людей будет становиться все больше. Тех, кто уже различает, где правда, где ложь, где пропаганда и фальшь.

 

Беседовала Тамара ЕСЛЯМОВА

3 комментария
  1. Владимир says:

    Поддерживаю Мереке Габдулиева в том, плане что он в каждом своем выступление обращается к сельчанам и горожанам отнестись более серьезно к созданию рабочих групп по формированию Общественного совета на местах, Президент и Правительство дает шанс местному сообществу на основания ЗРК О местном самоупраления…., и плюс ЗРК Об общественных советах делать многие изменения местным жителям в развития села, аула, поселка, райцентра, города.
    Действительно в общественные советы рабочим группам необходимо формировать кандидатур, которые будут болеть во всех направлениях за свой регион где они проживают. Если на сегодня населения отнесется более серьёзно к эти мероприятиям, то можно будет ожидать хороших перемен в жизни местного населения, а если упустят, то все останется по прежнему.
    Это шанс и его нельзя упустить.

    0
    0
  2. Темирлан says:

    Спасибо Мереке, что заполняете вакуум в этой сфере. Спасибо, что доводите важную информацию и призываете к активности. Надеюсь, что при формировании общественных советов Вы сами тоже займете активную позицию. У Вас есть потенциал лидера. Думаю, что Вас многие поддержат. Действительно, не надо популизма. Его и так хватает в нашей жизни. Думаю, что необходима конструктивная позиция без излишней иделогии. Более того, мы сами поможем власти, если сможем превратить этот институт в эффективный механизм.

    0
    0
  3. ss says:

    Сапарбаев и Кушербаев — всего два акима не временщики.
    Про остальных такое и не скажешь.
    Остальные заняты только тем, чтобы «угодить тем, кто наверху». Временщики.
    Из наших акимов, что городской, что областной в обойму «не временщиков» не попали.
    Печалька, однако. Для нас.

    0
    0

Оставьте комментарий

Вы ввели: 0 из 2 000 символов.

x
2017-05-29
Утром3.44 ℃
Днем10.26 ℃
Вечером12.66 ℃
Ночью8.81 ℃
Влажность72 %
ДавлениеhPa 1024.28
Скорость ветра6.62 м/с
2017-05-30
Утром11.3 ℃
Днем21.95 ℃
Вечером24.58 ℃
Ночью15.54 ℃
Влажность47 %
ДавлениеhPa 1017.89
Скорость ветра10.07 м/с