Погода +2oC
$316.56=
342.14=
5.52=
Опубликовано: Ср, Фев 24th, 2016

Мереке Габдуалиев — Нужна оценка легитимности общественных советов

мереке  События, которые произошли при формировании рабочих групп общественных советов и самих общественных советов в нашей области и городе, имеют две составляющие: юридическую и социально-политическую.
Начну с юридической (правовой).

Я направил  обращение в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан касательно дачи правовой оценки легитимности состава Рабочих групп общественных советов и правильного понимания норм Закона «Об общественных советах».
В пунктах 1, 2, 3 статьи 8 данного Закона «Об общественных советах» указано:
«1. Общественные советы республиканского и местного уровней и их составы формируются рабочими группами, возглавляемыми на республиканском уровне первым руководителем соответствующего государственного органа, а на местном уровне – руководителем местного представительного органа.
2. Представительство от государственного органа в составе рабочей группы не может превышать одну треть от общего числа членов рабочей группы. Персональный состав данного представительства определяется руководителем государственного органа самостоятельно.
3. Представительство от гражданского общества составляет не менее двух третей от общего числа членов рабочей группы и формируется на основе предложений некоммерческих организаций и граждан».
Как известно, на местном уровне местным представительным органом является соответствующий маслихат.
В пунктах 2 и 3 статьи 8 Закона «Об общественных советах» указано процентное соотношение представительства от государственного органа (не более 1/3) и гражданского общества (не менее 2/3).
В пункте 2 статьи 8 статьи 8 Закона «Об общественных советах» слово «государственный орган» употребляется в единственном числе.
Означает ли употребление слова «государственный орган» в единственном числе, что на местном уровне в составе рабочей группы общественного совета представительство (не более 1/3) должно быть именно от соответствующего маслихата?
Поэтому правомерно ли включение в состав рабочей группы Общественного совета государственных служащих, не представляющих соответствующий маслихат (например, руководителей отделов внутренней политики, отдела государственно-правовой работы аппарата акима города)?
Будучи юристом, я поставил эти два вопроса перед Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.


Гражданские активисты вправе эти вопросы отразить в своем заявлении в суд и оспорить решение о составе рабочих групп общественных советов области и города в суде в порядке особого искового производства.

Таким образом, официальную правовую оценку легитимности формирования рабочих групп общественных советов, а затем и общественных советов должны дать соответствующие государственные органы Республики Казахстан (прокуратура и суд – в случае возбуждения гражданского дела).
Теперь о социально-политической составляющей формирования состава общественных советов.
Кандидаты в общественные советы, которые не были избраны в его состав, являются известными экспертами и специалистами в своей профессиональной сфере и имеют независимую жизненную позицию.
Так, Абдрашит Арман — кандидат юридических наук, является специалистом в сфере уголовного права (защита диссертации в Саратовской государственной академии права). Абдрашит Арман, получивший «0» голосов при голосовании, в сентябре прошлого года сформулировал перед органами прокуратуры конкретные требования родителей школьниц и защитил права девочек-мусульманок, которым запрещали ходить в школу в платках. При этом его знание Закона позволило этот довольно сложный вопрос разрешить в легальном русле путем переговоров.
Опыт работы в правоохранительных органах полковника Мартынюка Алексея Терентьевича помог бы в мониторинге и дальнейшем развитии муниципальной полиции в нашем городе. Как известно, правоохранительная сфера – это, по сути, целая жизнь бывшего заместителя УВД области полковника Мартынюка А.Т.
Хайдар Хисметович Капанов уже дал свой комментарий и оценку сформированным общественным советам. Польза от его деятельности, которую мог бы получить общественный совет и город в целом, не вызывает сомнения.
Для меня, как конституционалиста, человека непосредственно работающего в экспертно-научной сфере по разработке законопроектов, работа в общественном совете была бы великолепной возможностью применить имеющийся багаж знаний.
Вызывает сожаление тот факт, что знания и опыт специалистов и экспертов в последние годы пользуются спросом у других «заказчиков», а наши власти при принятии государственных решений все чаще и чаще используют неадекватные, искаженные данные и статистику «дежурных» экспертов. Всегда удобно приклеить на независимых людей ярлык «оппозиционер». Так для них безопаснее. Им не нужен конструктивный, неудобный диалог. Легче всего довести человека до «несанкционированного» пикета, скрутить его и отправить под административный арест.
Независимые кандидаты, не прошедшие в общественный совет, конечно же, ничего не потеряли. Работа в общественном совете неоплачиваемая, эта работа общественная. Просто было желание принести пользу городу и области.
Жизнь продолжается. Лишь хотелось бы напомнить, что члены сформированных общественных советов взвалили на себя дополнительный груз моральной и политической ответственности в деле, в котором требуется независимая позиция и компетентность. Не зря ученые называют народ не только источником власти, но и  источником повышенной опасности. Местные власти показали направление, куда можно обратиться гражданам со своими проблемами перед тем, как начать беспокоить их в высоких кабинетах.
Однако, не нужно забывать, что время декоративно-фасадных организаций проходит (любой спектакль хорошо оплачивается только при высоких ценах на нефть). Я бы посоветовал местным властям сверить часы с Ак Ордой, прислушаться к мнениям экспертов того же Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (коль мнение из уст других экспертов вызывает подозрение), постараться осознать современную повестку дня в стране с учетом геополитических реалий, актуальности усиления нашего приграничного региона, придания ему конкурентоспособности.

3 комментария
  1. ПМ:

    Абсолютно согласен с автором,данное инициирование закона об общественных советах требование времени,что бы как то наладить связь с общественностью и с народом, что бы барометр социальной напряженности не дошел до критической отметки. Данный закон разрабатывался советом при Президенте РК ,и должен выполнятся в букве данного закона без интерпретации на местном уровне,то бишь акимом области,района,аула.

    0
    0
  2. Прохожий:

    Не нужны власти неудобные люди с неудобными вопросами. Вот и все.

    0
    0
  3. Нурес:

    Ужасно все что происходит в обществе,это нехорошо.

    0
    0

Оставьте комментарий

Вы ввели: 0 из 2 000 символов.

x
2017-03-27
Утром2 ℃
Днем2.24 ℃
Вечером1.68 ℃
Ночью0.52 ℃
Влажность98 %
ДавлениеhPa 1015.67
Скорость ветра3.03 м/с
2017-03-28
Утром0.58 ℃
Днем0.58 ℃
Вечером0.85 ℃
Ночью0.92 ℃
Влажность96 %
ДавлениеhPa 1007.51
Скорость ветра7.32 м/с