Погода -3oC
$314.79
337.96
5.59
Опубликовано: Пн, Мар 14th, 2016

На чем экономят строители дорог в Уральске — признание «дорожника» (интерактивная карта)

 

IMG_9564

 

Ремонт дорог в Уральске напоминает бег по кругу: не успеют отремонтировать  разбитые дороги, как в негодность приходят те, которые ремонтировались всего пару лет назад. Почему так происходит и будут ли в городе когда-нибудь реально хорошие дороги? 

Каждую весну Уральск и уральцы переживают дорожный шок: вместе со снегом с городских улиц буквально сползают последние остатки асфальта.

«Это даже не смешно…»
Дороги в городе, не только по окраинам, но даже в центре, пестреют огромными выбоинами и ямами. Трасса без изъянов сейчас – только по объездной дороге на Чагано-Набережной и Шолохова (их ремонтировали всего-то год-два назад).
Автомобилисты буквально рвут на себе волосы. Один из них, по имени Берик (фамилию назвать отказался), прислал в редакцию целый ролик с фото городских дорог и комментариями к ним.
— Это уже не смешно, — произносит мужчина сакраментальную фразу, рассказывая о нашей общей беде. – По работе вынужден постоянно ездить по городу – наши дороги просто ужасные. Улица Срыма Датова. Асфальт на ней депутат Аветик Амирханян клал 3-4 года назад — все газеты об этом писали. Он лично обещал, что дорога прослужит лет 10. И что сейчас? Дорога в аварийном состоянии, везде выбоины и трещины. Почему? Недавно положили асфальт между 7 и 9 микрорайонами, классная такая осенью дорожка была. Широкая, красивая. Сошёл снег, и вместе с ним с этой дороги смылся весь асфальт. Когда едешь на машине, щебень с дороги летит в стёкла. Кто принимал эту дорогу? Кто проверял, как она построена? Вообще, на эти дороги есть гарантия?

 

1 люда

 

Помимо риторических вопросов про то, «как принимали» и «кто ответит», Берика волнует, как, впрочем, и всех нас, ещё один, не менее важный: «Доколе?».
— Каждый год по городу латают ямы, но толку от этого никакого, — с болью в голосе констатирует автомобилист. – На пересечении улиц Кзылжарской и Абулхаирхана, в сторону магазина «Катерина», асфальт кладут ежегодно, но ямы не перестают появляться. Почему? Почему у нас так некачественно делают ремонт дорог? Считаю, что ещё год-полтора — и ездить по Уральску вообще будет невозможно. Движение встанет. По улице Азербайджанской в Зачаганске уже сейчас можно ездить только на броневике. У нас не дороги, а сплошное минное поле.

 

IMG_9559

IMG_9543

IMG_9529

 

«Экономим на чём можем»
Один из действующих руководителей дорожной фирмы согласился «просветить» нас в вопросах ремонта городских дорог, но с уговором: его самого «не светить».
— Если коллеги прочитают, обидятся, что свою «кухню» вам раскрываю, — объяснил он причину своего «инкогнито».
Итак, по словам нашего собеседника, причин плохих дорог в Уральске несколько.
Первая – и самая значимая – нехватка денег на их ремонт.
— Проектно-сметная документация на большинство городских дорог была сделана ещё в 2013 году, ещё до девальвации 2014 года, — рассказывает дорожник. – Про девальвацию 2015 года я вообще молчу. Акиматы уговаривают строителей ремонтировать дороги по старым ценам. Но сырьё-то нам приходится покупать по новым ценам: тот же щебень в 2013 году был в два раза дешевле, чем в 2014, 2015 годах, и по битуму – та же история. Чтобы не быть в убытках, компании экономят, на чём могут.
— На чём? – интересуюсь я.
— Конечно, на сырье, — отвечает он. – Вы замечаете, наверное, что сейчас новые дороги в городе буквально разламываются напополам, идут волнами. Это потому, что грунт под ними уходит с места. Главное ведь в дороге не верхний слой асфальта, а хорошее основание. Это — грунт, потом песчано-гравийная смесь, потом – щебень крупной фракции 40*70 сантиметров, ещё мелкий щебень 2*4 сантиметра, и самый мелкий — 0,5*2 сантиметра. Когда во время дорожных работ идёт укладка щебня, его нужно тщательно расклинцовать – укатать так, чтобы мелкий щебень забил все пустоты между большими камнями. А этот мелкий щебень стоит недёшево, и фирмы экономят на нём, кладут только крупный щебень. Когда машины начинают ездить по дорогам, щебень перекатывается с места на место и асфальт ломается

 

IMG_9459

 

Ещё, как отмечает мой эксперт, многие дорожные фирмы грешат тем, что экономят на минеральном порошке.
— В состав асфальта входит песок, битум и минпорошок, — говорит он. – Этот порошок необходим для того, чтобы асфальт был плотным. Но он тоже стоит дорого. Лаборатория может выявить нехватку этого порошка в асфальте. Но…при всех асфальтных заводах Уральска есть свои лаборатории, которые указывают, что в пробах их асфальтного завода всех ингредиентов – по норме. А что в результате? Асфальт с дефицитом минпорошка начинает крошиться, идёт мелкими трещинами. Одна машина сковырнула отслоившийся кусок асфальта, другая, третья… — и вот уже вам яма посередине улицы.

 

IMG_9474

 

Асфальт не приживается, слетает и… смывается
— Слышала от предпринимателей, что откаты от участия в тендерах по госзаказу сейчас составляют до 50 процентов от суммы заказа. Это ведь тоже траты, притом немалые? – наивно задаю очередной вопрос.
— Не знаю, сам ничего не давал, — с лёгкой усмешкой отвечает дорожник. — У нас в фирме по кабинетам в акиматах другой человек ходит.
Сейчас, по словам нашего собеседника, на дорожные фирмы давит не только кризис. «Под дых» и им, и уральским дорогам даёт и несовершенное законодательство, согласно которому тендеры на ремонт дорог можно проводить в июне, а ремонтировать их — в ноябре.
— Дороги по городу уже третий год ремонтируют, как переходящие объекты, — поясняет он. – До холодов подрядчик делает основание дороги, кладёт нижний слой асфальта, а весной уже – верхний слой. Но так делать нельзя. Из-за холодной погоды осенью асфальт не прилипает к основанию дороги, потому что битум при минусовой температуре теряет вязкость. И за зиму этот асфальт просто вылетает с дороги. Вместо того чтобы весной положить верхний слой асфальта на дорогу, подрядчик опять за свой счёт восстанавливает крупнозернистый, нижний слой. А потом уже кладёт мелкозернистый, верхний. Вот вы говорите, что на дороге №3 (это та самая, что между 7 и 9 микрорайонами – прим. ред.) сейчас весь асфальт сошёл, вот это как раз тот самый нижний слой слетел. Подрядчик «попал». Как он будет распределять и «размазывать» деньги на два слоя асфальта, если ему дадут весной только деньги на верхний слой?! Конечно, будет экономить, как я уже сказал, — на сырье…

 

IMG_9464

 

Я не могла не поинтересоваться у своего собеседника относительно улицы Ескалиева: как так, трасса прямо за областным акиматом, а ремонтируют её который год подряд и всё без толку?
— На Ескалиева в прошлом году сняли подрядчика, — пояснил он. – Там даже невооружённым глазом видно, что дорогу сильно опустили, превратили её в канаву. Плохо изначально сработали геодезисты. Такая же история и с улицей Байтурсынова в Зачаганске: дорогу расположили слишком низко и она теперь постоянно в воде. Это ведь вторая причина наших плохих дорог – у нас нет хороших специалистов, кто мог бы спроектировать нормальную дорогу.
Третья, но отнюдь не самая мелкая проблема наших дорог – вода.
— Влага — главный враг асфальтобетонного покрытия, — говорит наш эксперт. — Чем дольше асфальт находится в воде, тем быстрее он разбухает и лопается. А у нас весь город весной – сплошная Венеция. Всё потому, что мы страдаем «бордюрной болезнью»: ко всем дорогам в Уральске идёт обязательная окантовочка: бордюрчики по краям. А куда дождевая, талая вода будет уходить?! Это никому не важно. Арыков нет, ливнёвок нет, лотков-самоиспарителей нет. Взять улицу Кердери – ей нет и пяти лет после капремонта, а она вся уже развалилась, потому что бордюры держат влагу на проезжей части. Такая же история и на улице Абулхаир хана…
— Так неужели в городе совсем не может быть хороших дорог? – не выдерживаю я.

 

 

 

 

IMG_9479

 

— Они могут быть хорошими, но при нескольких условиях, — поясняет спец. – Во-первых, нужны изменения в законе, чтобы дороги строили по фактическим ценам. Тогда мы работали бы, как надо, не экономили. И качество бы было, и асфальт долго лежал. Во-вторых, городу обязательно нужна система водоотведения. Уже на уровне проектов нельзя отказываться от арыков. У нас при подготовке ПСД на дороги проектировщики «плачут», что бюджет бьёт их по рукам: уберите лишние расходы на ливнёвки, экономьте. А потом эта экономия выходит боком… И, конечно, думаю, ответственность за качество дорог должны нести все солидарно: подрядчик, технадзор, авторский надзор, заказчик. Что-то не так — всех нужно строго наказывать.
— Отстреливать? – невесело шучу я.
— Нет, конечно, — чуть теряется мой собеседник. – Но штрафовать всех надо.

 

IMG_9455

 

 

Кстати
Транспортный налог, заплаченный физ. и юрлицами Уральска (данные акимата г. Уральска)
в 2013 году – 674, 2 млн. тенге (6,4% от общей суммы бюджета города);
в 2014 году – 768,7 млн. тенге (5,9% от общего);
в 2015 году – 798,3 млн. тенге (5,5% от общего).
Ремонт дорог в Уральске за счёт бюджета (данные акимата г. Уральска):в 2013 году — 823 млн. тенге;
в 2014 году — 2,3 млрд. тенге,
в 2015 году — 892, 8 млн. тенге.
В 2016 году – 432 миллиона тенге.

 

IMG_9554

 

В 2016 году за счёт бюджета должны сделать:
— реконструкцию дороги по ул. Байтурсынова (от ул. Джакупова до ул. Айткулова) — 6,5 млн. тенге;
— реконструкцию дороги по ул. Ескалиева (от ул. Ихсанова до ул. Пугачёва) – 11 млн. тенге;
— капитальный ремонт дорожного покрытия по ул. Казталовская, Шубина, (от ул. Джамбейтинской до ул. Полевой) – 9,4 млн. тенге;
— строительство внутриквартальных проездов в 7-9 микрорайонах Уральска – 144 млн. тенге.

 

IMG_9454  

 

За счет средств КПО б.в. в 2016 году должны сделать:  — Капитальный ремонт автодороги по пр. Достык от ул. Пугачева до ул. М.Маметовой. Протяженность дороги – 3,5 км, общая сумма – 625,2 млн. тенге (в 2015 году освоено 106 млн. тенге). — Реконструкция автомобильной дороги по ул. Ихсанова от ул. Ч.Набережной до ул. Рубежинской. Протяженность дороги – 2669 м, общая сумма – 511,3 млн. тенге, освоено в 2015 году 156 млн. тенге. — Средний ремонт дороги по ул. Циолковского от ул. Шолохова до пр.Абулхаир хана. Протяженность дороги – 766 м, общая сумма — 76,8 млн. тенге. — Средний ремонт дороги по ул. Джамбейтинская, Чкалова от ул. Шубина до ул. Казталовская. Протяженность дороги – 790 м, общая сумма – 65,8 млн. тенге. — Строительство внутриквартальных проездов в 7-9 мкр. (улица №1). Протяженность дороги – 761 м, общая сумма – 214,4 млн. тенге. — Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Шевченко, ул. Исаева от ул. Айтиева до ул. Нурпеисовой. Протяженность дороги — 623 м, общая сумма – 91,4 млн. тенге. — Реконструкция инженерных сетей с реконструкцией автодороги по пр. Евразия от ул. Мухита до района «Вторая база», общая сумма – 233,4 млн. тенге. 160 млн. тенге выделено в 2016 году из бюджета на текущий (то бишь, ямочный) ремонт 72 уральских дорог.


Людмила КАЛАШНИКОВА

Фото Рауля УПОРОВА

 

93 комментария
  1. Каират:

    Гарантию на выполненные работы сделать минимум на 10-15 лет, а то привыкли сначала дорогу не качественно сделают, а потом каждый год на ямочном ремонте деньги делают ( с одной овцы 2 раза шерсть стригут) ИМ просто НЕВЫГОДНО делать качественно.

    +1
    0
  2. Водила:

    Вчера ездил на жд.вогзал. Вот где позор!
    Лицо города. Яма на яме. При въезде на саму площадь, поперёк всей проезжей части траншея в асфальте. Не траншея а противотанковый ров. Чуть колесо не оторвал. Даже автобусы проваливаясь брюхом задевают.
    На самой площади такая же картина и на съезде с площади — продолжение того самого рва.
    Мы чо, к обороне готовимся? Тогда там Чапай как раз кстати стоит.
    Кульгинов — тебе не стыдно за лицо города — привокзальную площадь?
    Тв сам небось только на самолёте летпешь. Давно ты в город выезжал?
    Давно помойку на вокзале навещал?

    +1
    0
  3. Бахтияр-Дорожник:

    То что говорит человек выдающий себя за эксперта — «Бред. сивой кобылы» ! Проблемы в качестве осуществления технологического контроля, повторяю — тёхнологического! Добейтесь чтобы в акимате один из весомых руководителей был Принципиальным Дорожником и все вопросы сами собой разрешатся. А у вас, судя по фотографиям дорог, во власти : нефтяники, финансисты, и зоотехники с агрономами! Лучше конечно чтобы один из первых лиц был Дорожником!

    0
    0
  4. Бек:

    Сапалы жол салу керек жане жасай алатындар бар бирак Жаратканнан корыкпайтындар акшага барин сатып жиберген максаттары жеп бай болу ол тек оздерине жасалган опасыздык емес халыкка жасалган опассыздык

    0
    0
  5. В Европе дороги:

    недавно был в небогатой части Европы, не туристическая зона, просто поселки, деревни, та же земля, но дороги супер, разметки, освещение, отбойники, дренаж, ливневка, уклоны, чисто, примыкания все супер. Местами видно, что делали ремонт, но он супер, отличается только цветом, не ямой или бугром. Выехал на трассу и 160-180 км/час спокойно. Такие же люди простые, руки, ноги, голова.

    0
    0
    • real desperado:

      мозг уважаемый,мозг другой совсем! мозг заточен с детства не ломать, не мусорить, не воровать самое главное!

      +1
      0
  6. Асхат:

    Транспорт налогин уакытында тойлемесен рейд жасап адамнын машинасын орестовать етип бир нарсе кылып алады айтеуир, сол толенип жаткан акшаларымыз кайда кетип жатырганын бир кудай билсин. Биликте отырган адамдар вообще уйалмайды. Кошербаев келип кетпегенде казыр каламыз ауылдан кеме лас кала болатын еди.

    0
    0
  7. Маке Баке Маке:

    Развивая логику предыдущих комментаторов — построить в Уральске асфальтовый заводик и предприятие по хранению и отгрузке щебня разных фракций. Государственные. При розыгрыше тендеров, разыгрывать только услуги по укладке дорог. Материал весь от государства, по согласованной ранее ПСД. На заводик постоянный аудит качества, при отгрузке — сопровождение и контроль. Для составления ПСД — отдельная госфирма, на долгий срок, все ПСД — с учетом дальнейшего развития арычной канализации, плюс за год до начала работ — выкладывать эскизы на сайт для общественного обсуждения. Для регулярного обслуживания дорог — а такого понятия у нас нет вообще — вообще, Карл! — гккп-шка, как дэп и дэу при союзе — 20 человек с чайниками со смолой и метелками уже сэкономят 50% средств, направляемых на дороги! Денег станет больше, ремонтироваться уже будут другие дороги. Есть, что добавить?

    0
    0
  8. IPSAT:

    арыки нужны чтобы дороги были целые что тут говорить и правильные стоки чтобы вода на асфальте не лежала ну а также и качество самих дорог гарантия на догу согласно снипу должна быть 3 года после этого если ломается дорога то ремонт за свой счет ФИРМЫ ЧТО ДЕЛАЛА ДОРОГИ.

    0
    0
  9. Леха:

    Ногаева с должности аким не снимать пока дороги не будут сделаны как надо.

    0
    0
  10. Asel:

    Пока экономика государственная-дорог не будет Астану- Боровое едва сделали но сколько денег бухнули!! Госэкономика убыточна Ни одного грамотного принципиального дорожника да и просто специалиста

    0
    0
  11. Специалистов становиться менье:

    Специалистов нет или становиться все меньше. Это касается не только строительства дорог.
    Когда нет своего производства, то специалистов становиться все меньше. Старики уходят и с ними уходят драгоценный опыт, смекалка, знание, которые никаким гостом снипом не опишешь.
    В любом деле есть тонкости, которые решают все. Здесь думали об открытии производства любого, так нет опытных инженеров. нет производства — нет специалистов. Столько лет накапливали опыт и растили своих и теперь все развалили и утеряли. Недавно приходил после института энергетик, ничего не знает даже из элементарного. также и врачи, учителя, токари, фрезеровщики, инструментальщики, да все, простите. Как-то видел аким выезжал на новый участок дороги с асфальтобетонным покрытием, так он посмотрел и сказал «очень хорошо», хотя сам ноль. он не мог оценить и сам этого не понимает. не запросил лабораторных анализов и испытаний, состав, геометрию, слои, уклон. так и приняли. эх.
    а там один каток ездил и по инертному и по абс.

    0
    0
  12. Катя:

    Эх дорожники! Совесть где? Если знаете что ваш асфальт не продержится и года, зачем берётесь за работу? КИМ ЧЕН ЫНА на вас нету! Он бы вам мозги вправил бы!

    0
    0
  13. tankist:

    Стало много попрошаек, нищих, алкоголиков просящих 1 тенге, на улице проходу нет, даже в центре.
    И все это на фоне повсеместной грязи, ужасного состояния внутригородских дорог и тротуаров.
    Действительно, город реально опустили. Интересно, сколько же падать, скоро ли дно?
    А может и нету Дна, как такового, может бесконечное пространство как вселенная?
    Не, это не прикол, действительно ощущение такое.
    P.S.
    Стал подумывать, если чо, то куды можно свалить.
    Жизнь дается один раз и провести ее в грязи и безнадеге — это хуже, чем предательство или бегство с корабля.

    0
    0
    • tankist:

      Пардон, вышла описка, потому читать «Стало много попрошаек, нищих, алкоголиков просящих 10 тенге»

      0
      0
  14. Шал:

    Пора уже сказать правду и дорожных строителей строивших дороги улиц города, которые в течении 7 лет эксплуатаци пришли в негодность (ямы и т.д) назвать вредителями и чтобы они за свой счет восстановили дороги и привлечь к ответственности (хотя они и станут скоро неприкасаемыми)

    0
    0
  15. Такес:

    . На дороге республиканского значения Уральск Оренбург в районе поселка Победа вырезали асфальт под ямочный ремонт осенью и бросили . Там сейчас как после бомбежки . Перед соседями стыдно. Заезжаешь в Казахстан и вот почувствуй разницу.

    0
    0

Оставьте комментарий

Вы ввели: 0 из 2 000 символов.

x
2017-03-30
Утром-3 ℃
Днем-3 ℃
Вечером-3 ℃
Ночью-5.38 ℃
Влажность90 %
ДавлениеhPa 1019.37
Скорость ветра3.29 м/с
2017-03-31
Утром-5.04 ℃
Днем-3.23 ℃
Вечером-5.82 ℃
Ночью-12.07 ℃
Влажность96 %
ДавлениеhPa 1030.68
Скорость ветра7.06 м/с