Погода +13oC
$326.97
381.05
5.45=
Опубликовано: Вт, Окт 18th, 2016

Слишком послушные, чтобы быть успешными. О выпускниках казахских школ

Гульнара Бажкенова продолжает исследовать тему образования и влияния языков на образованность и успешность ее носителей

В качестве иллюстраций использованы фотографии села и местной школы из научного исследования Джалии Джайдакпаевой.

В последнем материале «школьной» серии Гульнара Бажкенова на примере героини Курткакыз Набиевой показала, что выпускники казахских школ, не владеющие русским языком, в большинстве своем занимают самые неквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места. В продолжении темы автор пытается посмотреть на казахскую школу изнутри, глазами инсайдера, и понять, какие именно черты дают ее выпускникам конкурентные преимущества, а какие, наоборот, лишают шанса на успех в современном мире.


В августе 1983 года выпускница университета Джалия Джайдакпаева ехала на ослике в отдаленный аул Южно-Казахстанской области. От Алматы до Шымкента она добралась на поезде, от Шымкента до райцентра на старом «Икарусе», от райцентра до совхоза на «Пазике», а дальше ехать было уже не на чем, кроме ослика. Девушка ехала в аул работать, учить детей английскому языку в местной школе. Такой выпал жребий распределения, в советское время неотвратимый, как судьба, если у вас не было связей.

Аул* был маленький, всего 120 дворов, на советском административном языке назывался фермой. Все жители были представителями одного казахского рода, который со временем разделился на две враждующие ветви потомков двух братьев, когда-то основавших это поселение.

На балансе животноводческой фермы находились табуны в тысячи голов скота – коров, лошадей и баранов. А вот земледелие было не в почете – в селе не росло ни деревца, ни кустика, ни даже культовой для советского человека картошки. Из административных зданий – клуб, магазин, контора и школа, под которую приспособили старую конюшню. Там молодой учительнице и предстояло учить детей животноводов языку Шекспира. А жить – у бедной вдовы, в одиночку воспитывавшей пятерых сыновей.

Аул был по-южному патриархальный, жители разговаривали только на казахском языке, русский знали плохо; замужние женщины, даже учительницы, ходили в платках, и первое, что с удивлением увидела выпускница советского столичного вуза, это как при входе в школу они кланяются уборщице.

Секрет заключался в социальной иерархии, не имевшей отношения к иерархии служебной: учительницы были келинками, и местная уборщица, как любая апашка в этом селе, считалась для них ане. Приезжую алматинку ни к чему такому – глубоким «салемам» и особому дресс-коду – не понуждали. Но без эксцессов не обошлось.

Спустя всего лишь пару месяцев в ауле произошло невероятное. На окраине села собака раскопала труп новорожденного младенца. Приехавшим следователям люди сказали, что у них такое невозможно, проверять надо чужаков, коих оказалось всего два человека: Джалия и еще одна учительница-практикантка. Удивительно, но милиционеры образца 1983 года не смогли противиться воле народа, и вызванный из района гинеколог, в нарушение всех мыслимых прав и законов, подверг девушек осмотру. Они оказались к тому же девственницами – придраться не к чему, и Джалию с подругой по-несчастью отпустили. А женщину, действительно убившую своего ребенка, так и не нашли. Впрочем, и не искали – этого не допустили жители села.

Таких противоречий хватало. К примеру, при всей строгости нравов, не допускавших даже мысль о внебрачных связях, несмотря на их очевидные последствия в виде убитых младенцев, крепко выпивали. Учителя нередко делали это прямо в школе, закрывшись в классах.

Спустя 30 лет исследователь программы LMSc in Educational Leadership Назарбаев Университета Джалия Джайдакпаева вернулась в аул своей молодости. В центре ее научного исследования опять была школа.

Жизнь в маленьком селе течет медленно, событий наперечет; чужаков, кроме разбавляющих местный генофонд приезжих келинок, не бывает. И Джалию здесь на удивление хорошо помнили – и выросшие ученики, и постаревшие родители.

Тем не менее, тридцать лет не прошли бесследно и для дальнего южно-казахстанского села. В 2014 году педагог из столицы опять добиралась до него на перекладных по плохой дороге, но все же не так экзотично, как в 1983-ем – за небольшую плату с относительным комфортом ее подвезли на попутке. У местных появились машины. Въехав в аул, гостья подмечала и другие перемены – новая мечеть, огороды возле домов. Но главное, и лучшее, что произошло с аулом за эти годы – у него появилась новая школа. Сначала Джалия решила, что ее построили по госпрограмме «100 школ, 100 больниц» и порадовалась: смотри-ка, что-то делается в стране не только на бумаге. Но все оказалось еще удивительней: школа была результатом не государственной, а народной программы «Асар». Люди построили ее своими руками на собственные деньги. Три года все взрослое население села было задействовано в этом грандиозном проекте: мужчины работали на стройке, женщины помогали чем могли и по очереди готовили для них еду. По этой причине учителя мужского пола три года не посещали уроки – их заменяли коллеги-женщины. А еще каждый учитель пожертвовал на стройку две месячные зарплаты. «Все ради того, чтобы дети учились в нормальных классах, а не на конюшне», – объяснили Джалие.

Постепенно, углубляясь в жизнь села, она узнавала и другие подробности, милые, как сельская пастораль, и суровые, как соцреализм. В ауле теперь почти не пьют, в отличие от прежних лет; активно занимаются возрождением казахской культуры – ищут старые забытые песни, обряды, редкие слова и пытаются их реанимировать; самобытно справляют Наурыз, любят собираться все вместе и петь. Но когда праздники заканчиваются и начинаются будни – надо бы работать, а работы в селе нет с тех пор, как в начале девяностых те самые тучные табуны в тысячи голов скота пустили под нож или приватизировали вместе с техникой и другим государственным имуществом. Сегодня самые состоятельные люди в селе – его бывшая руководящая верхушка – управляющий, агроном и главный механизатор. Сын последнего занимает лучшее рабочее место – он директор школы.

Сегодня школа здесь единственный работодатель, а учителя, соответственно, самые уважаемые и обеспеченные люди. Только они в селе получают зарплату и могут брать кредиты в банке. Джалия заметила, что зависть остальных жителей вызывает даже не первое – не сама работа и зарплата, а именно возможность одалживать деньги, каковая используется на полную катушку: у всех учителей богатейшая кредитная история, на каждом висит по несколько кредитов: в долг берут на машины, бытовую технику, ремонт и строительство домов, учебу.

Соответственно, и устроиться в школу непросто, для этого надо, как минимум, иметь правильную фамилию.

Джалия по приезде сразу обратила внимание на одинаковые фамилии у доброй половины учителей – все они, во главе с директором, Бактыбаевы. Затем внимание заезжей гостьи привлек необычно высокий уровень образования сельских учителей – абсолютно у всех, за одним исключением, по два высших образования. Дипломы, как под копирку, выписаны заочным отделением частного пединститута Шымкента. Сочетание специальностей самое причудливое: в школе есть биологи и социологи, математики и психологи, специалисты по саморазвитию и физики. Единственный, кто учился не заочно, а очно, не в пединституте Шымкента, а в КазНГУ, и у кого один диплом, а не два – это географ, который ведет психологию. Когда-то он вел географию, и родители его очень любили, потому что дети во время его учительства умели даже рисовать карты. Однако, несмотря на протесты, профильные часы у любимого учителя отбирали и в конце концов оставили без ничего.

Джалия долго выпытывала причину, ведь он единственный в школе обладатель полноценного диплома, которого уважают дети и родители, в то время как уровень преподавания других предметов вызывает лишь горестное сокрушение. После настойчивых расспросов географ признался, в чем дело – он не является родичем директора. Он происходит из второй враждебной ветви рода. Никто не помнит, как и с чего в давние времена началась вражда между потомками двух братьев-основателей, но глобус у географа отобрали.

Есть у географа еще одна черта, которая выделяет его среди остальных – он знает русский язык. Остальные учителя и директор школы русский не знают, строго говоря, его не знает даже учительница русского (так же, как учительница английского не знает английский). Понятно при таком раскладе, что к идее трехязычия, уже озвученной в 2014 году, здесь относятся настороженно.

«Неге біз орысша үйренемис?» – Зачем нам учить русский? – такие вопросы учителя задают при учениках. Отношение к языкам, и более того, к национальному вопросу вообще заслуживает отдельного разговора.

Во время интервью Джалия Джайдакпаева очень осторожно сказала мне то, что до нее говорили на условиях анонимности другие: по ее наблюдениям, восхваление всего казахского в этой школе происходит на таком уровне, когда впору говорить уже не о воспитании патриотизма, а культивировании идеи превосходства своей нации и неприятии чужих культур. Фактически детей воспитывают в духе ксенофобии. На классном часе «тарбие сағат» учительница при детях обозвала алматинского исследователя шала-казашкой за ее попытку объяснить ученикам необходимость других языков, прежде всего русского и английского, поскольку их мир не всегда будет ограничен маленьким аулом на 120 дворов. Когда-нибудь они вырастут и поедут в город и окажутся там неконкурентоспособными.

Спустя 30 лет Джалия навестила вдову, у которой жила в 1983-ем. И огорчилась. Все пятеро сыновей постаревшей хозяйки стали тем, что можно назвать «внутренними гастарбайтерами». Летом калымят на шымкентских стройках, живя где придется, зимой возвращаются домой и бездельничают. Ни один не выбился в «белые воротнички», не создал какое-нибудь маленькое дело, способное прокормить семью, не выучил рабочее ремесло и не зацепился в городе, где работа, коммунальные удобства, театры и красивые девушки не твоего рода.

Сыновья вдовы – не исключение, их положение — типичное для села.

С другой стороны, это всего лишь маленькое село на 120 дворов, где все друг друга знают, дети беспрекословно подчиняются старшим, учителя по утрам отдают «салем» директору, а келинки по-прежнему кланяются пожилым уборщицам. Может быть, в городских казахских школах все иначе и выпускники более конкурентны?

Директор рекрутингового агенства «Оптимум» Салтанат Абильтаева нехотя признается, что рекрутеры обычно понимают, какую школу – русскую или казахскую – закончил кандидат, хотя спрашивать об этом запрещено. Еще более неохотно она отвечает на вопрос, выпускники каких школ лидируют в борьбе за лучшие рабочие места, например, за рабочие места в иностранных компаниях. Потому что речь идет даже не о лидерстве или отставании – речь идет о том, что выпускники казахских школ вообще крайне редко проходят отбор в иностранные компании, кроме турецких. Причина не в языке как таковом, не в том, что руководители компаний сами говорят на русском, ведь в конце концов выпускники городских казахских школ умеют изъясняться и читать на русском (пока еще). Но они показывают принципиально другие профессиональные качества. Передовые современные компании ценят в своих сотрудниках прежде всего такие качества, как креативность, независимость, способность самостоятельно принимать решения и в последнюю очередь – послушание, чинопочитание, исполнительность. А выпускники казахских школ демонстрируют все с точностью до наоборот: у них зашкаливают показатели лояльности к руководству и почти полностью отсутствует инициативность. Специалисты HR выявляют это во время интервью и тестов, которые проходят по проверенным научным программам – то есть фактор пристрастности и ошибочности суждений исключен, говорит Абильтаева.

В мае их агентство отрабатывало позицию специалиста по снабжению в иностранную производственную компанию. Большинство кандидатов были выпускниками казахских школ и казахских отделений вузов.

Так на конкурсах происходит все чаще, просто потому, что количество выпускников казахских школ и вузов с каждым годом растет. Соискатели проходили ряд тестов, в частности, на изучение интеллектуального потенциала: вербальная и невербальная логика, обработка информации, скорость принятия решений, а также давали интервью на основе компетенций. В итоге ни один из сотни молодых людей с высшим образованием не прошел отбор. Результат тестов оказался ниже нормы, иначе говоря, неудовлетворительным, а интервью – завалены, поскольку никто не соответствовал требованиям работодателя по таким компетенциям, как ориентация на результат и склонность к инновациям. Количество не переходит в качество, и ситуация, ставшая типичной: рекрутеры после долгих безуспешных поисков кандидатов на важные вакансии внутри страны обращаются к рынку труда России и Украины.

За пятнадцать лет работы с кадрами у Салтанат Абильтаевой сложилось понимание причин.  даже самых лучших, действительно сильных, таких, как казахско-турецкие лицеи, сильно ориентированы на регламентированные процессы и не готовы самостоятельно вносить изменения. «Они чересчур послушные – это мешает развитию. Хорошие исполнители – плохие творцы». Сегодня такие работники на рынке не востребованы, как бы вам ни нравилось такое поведение.

Но именно эти качества – послушания и чинопочитания – в казахских школах культивируются и едва ли не ставятся во главу учебного процесса. Я взяла интервью у нескольких человек, учившихся и в русской, и в казахской школе, и все отметили разницу в подходе к учебному и воспитательному процессу: в казахской школе дети не балуются, уважают и слушаются старших, не спорят с учителями, не выражают собственное мнение. Это удобно для взрослых, но это не то, что завтра приведет их к успеху в открытом обществе, если мы стремимся таковым стать. Понятие тарбие – воспитания, как священный дух, витает в казахской школе и стоит превыше всего, и даже того, ради чего люди собственно ходят в школу – выше учебы.

Частный предприниматель Газиза Раимбек получила аттестат в русской школе Алматы №42, но с 7-го по 9-й класс, по настоянию бабушки, училась в казахской школе №123.

Первое, что обнаружила девочка после перехода из русской школы в казахскую, повышенное внимание к поведению и внешнему виду учеников. «Складывалось впечатление, что именно это и есть самое главное для школы». Требования к поведению крайне строгие: никаких возражений учителю и даже намека на самовыражение в одежде и мыслях. По утрам на входе детей встречал дежурный учитель и придирчиво осматривал, обращая особое внимание на девочек – не короткая ли юбка, не распущены ли волосы, нет ли на лице следов пудры и помады.

Девочек заставляли заплетать одну косичку. Когда же Газиза осмелилась ослушаться, учительница закричала на нее при всем классе: сен не отырсын бай олген катын сиакты? Вернувшись домой, она спросила у родных, что значат эти странные слова и привела их в ужас.

С одной стороны, титанические усилия педагогического состава, направленные на моральный облик и скромность учеников, приносили плоды: в школе практически не хулиганили, с учителями не пререкались, как это водилось в русской школе. Дети были послушные, что, наверное, дает спокойствие взрослым, вспоминает Газиза. С другой стороны, пятерки, четверки и одна тройка по химии ученицы русской школы Газизы Раимбек  в казахской школе неожиданно превратились в круглые пятерки. «Даже по химии?» – недоверчиво спросили родные после первой четверти. «Даже по химии», —  пожала плечами девочка. Учиться стало легко и просто, единственное, что омрачало ее школьную жизнь в те годы, был «неуд» по поведению, тарбие.

Получается, что в казахстанских и, особенно, казахских школах, есть одна фундаментальная проблема, кроме множества других —  они по своему духу традиционализма и патернализма не соответствуют современным идеалам образования. Свобода мысли, независимость суждений, отсутствие догм и авторитетов – все это не укладывается в казахское «тарбие», а если смотреть еще глубже, то не укладывается в идеологию всего государства, которое, с одной стороны, хочет быть современным и динамичным, но, с другой, желает видеть своих граждан послушными и пассивными, – а иначе жирный неуд по поведению. Это противоречие может стать фатальным для образования и рынка труда. Выпускников казахских школ с каждым годом все больше, но на конкурсах за рабочие места в передовых компаниях они уступают выпускникам русских школ, которых с каждым годом все меньше. Чем меньше последних, тем чаще работодатели ищут кандидатов за рубежом. В недалеком будущем это может довести нас до ситуации в ЮАР, где во всех коммерческих компаниях существуют обязательные управленческие и менеджерские квоты для коренного населения. Унизительная мера, но чернокожие граждане нуждаются в преференциях, поскольку в равной конкуренции всухую проигрывают белым – не хватает знаний и компетенции. Утешает разве то, что с поведением у них тоже не очень удовлетворительно.

* Название села, в котором работала Джалия Джайдакпаева, не указано в силу условий, действующих при написании научных социологических работ.

esquire.kz

14 комментариев
  1. Тазы says:

    Знакомый рассказывал, что хотел отдать после казахского садика к тому же не знавшую русский язык дочь в ближайшую казахскую школу. Директриса отказала, мотивируя тем, что классы переполнены. Зато директор стоявшей рядом русской школы, несмотря на то, что и там было много первых классов хоть и с некоторым трудом, скажем так, но приняла ее в свою школу..Какой можно сделать из этого вывод??? Один из выводов — наверное руководителей нет достойных во всех отношениях….

    0
    0
  2. АРМАН says:

    Вывод здесь один. К старой системе «тарбие» нужно внести изменение. Причем быстрее. Больше креатива! Учителей всех школ посылать на семинары по детской современной психологии! Чтобы дети были 100% адаптированы к современной жизни.

    0
    0
  3. Муке says:

    Надо готовить хорошие кадры учителей, а нас одни платные заочники или грантники, которые с горем пополам заканчивают вузы и точно также преподают. Подход к обучению надо менять коренным образом на примере НИШ, гимназий и лицеев, больше креатива и больше свободы мышления. Хотя это в наше время не приветствуется.

    0
    0
  4. golos says:

    Да, это научное исследование. Без пристрастий и приукрашивания, без тенденциозности.
    Но в казахских школах ничего не поменяется, пока не будет спроса со стороны общества.
    Только спрос порождает предложение, то бишь пересмотр, реформу, если хотите.
    Без спроса со стороны общества, любые, самые замечательные реформы коту под хвост.
    У нас, общество хочет, очень хочет перемен, во всяком случае большая часть общества.
    Но перемен они хотят добиться ничего не меняя. Странно, но это так.
    Оправдывают обычно тем, что мы можем потерять традиционные ценности и прочая, прочая.

    0
    0
  5. Talgat_mechanic says:

    Скажу про себя. Закончил с казахским языком обучением. Работаю в иностранной компании, прохожу всякие собедование в другие компании, вербальные и на логику.
    Мои однокласники кто в бизнесе, в Нац Компаниях, с силовых структурах, Дипломатическом корпусе, и даже модельерша одна. По школе все были активные кружки, дебаты городские, спортивые соревнования. Практически все выучились бесплатно очно на казахском языке в разных вузах КЗ.

    Мои однокурсники (с казахским языком обучением) многие в иностранных компаниях, и на ближнем Востоке, очень даже конкретноспособые кадры в нефтехимческом комплексе.

    В поселковых школах не зависимо на языков есть пробелы.
    Городские с русские школы готовят граждан России.
    Қазақтың баласы қазақша оқу керек!

    +2
    0
    • Router says:

      Уважаемый Талгат-механик! Вы наверное закончили 11-ю школу?! Ну так вот, моя племянница окончила ее несколько лет назад с отличием и работает в одном министерстве тоже. Со мной тоже работали выпускники этой школы 98-2002 гг. Многие из них действительно грамотные люди, но стержень этой статьи касается их в точности! Прекрасно владеют двумя а то и тремя языками, но «тәрбие» вложенное в них, во многом не позволяет раскрыться в полной мере. Я уже не говорю об их кругозоре (хотя и отличники). Он не идет в сравнение ни с одной из передовых русских школ города. Это и было когда то для меня мотивом не отдавать своих детей в казахские классы. После двух лет в казахской группе в детсаду, перевели сына в русскую группу. Разница оказалась огромной! Тоже самое могу сказать и ВУЗах. Казахское отделение по моей специальности кроме гула и шума в коридорах ничего не создавало. Апай и ага -обращение ко всем преподам. На некоторых совместных парах (например политология) их сразу отсаживали подальше. Было обидно как казаху. На работе тоже есть отличники казахских школ, но как дело доходит до писем на рус. языке сразу говорят что плохо пишут и отказываются. При этом когда даешь финансовые договора или тех документацию сделать на казахском, то тоже не могут. Поэтому специалисты окончившие обучение на гос. языке практически отсутствуют.
      Вас лично не касается, потому знаю что есть и действительно классные специалисты, Но пока это диковинность.

      0
      -1
    • Тимур says:

      Не лепи лепехи…..

      0
      0
    • Газовик says:

      Знания, друг, там не нужны, зазубри и выполняй механическую рутинную работу. Иностранцы привозят сюда готовые технологии, ничего нового ты не открываешь, Казахстан вперед не двигаешь, просто больше получаешь-больше проедаешь.Не тот смысл усек из статьи. Нет у тебя никакого креатива. Обесценится нефть через лет 10 и куда ты пойдёшь вербальный ты наш логик. Аппетиты одни, способности другие — вот тебе и кризис.

      0
      0
  6. Дарига says:

    Қазақ мектептері мен қазақы тәрбиенің кемшілігін іздеп тауып, соны халыққа насихаттау екен ғо сіздердікі.
    Сонда үлгіні азғындалған, жақсы ештеңесі қалмаған орыс ұлтынан алуымыз керек пе ?
    Елбасынан бастап көптеген қазақ зиялылары қазақ мектептпрін бітіріп, қазақы тәрбие алып шыққанын ұмытпайық. Баларымызды ұлт ретінде жойылып кетпес үшін ұлттық мектеперде оқытуымыз керек.
    Жалпы астыртын қазаққа қарсы саясат жатыр. Пікірімді өткізуіңізді сұраймын. Егер өткізбесеңіз шыны мен солай болғаны.

    +2
    0
  7. Нефтяник из эмиратов says:

    Все правильно в статье, сам учился в русской школе и детей отдам только в русские классы.

    +1
    -1
  8. Фиалка says:

    В статье речь идет о школе вне цивилизации. Городские казахские школы с любой аульной школой как небо и земля. Сама я закончила казахскую школу, отлично владею двумя языками. Работала в чисто русских коллективах вполне успешно. Послушной никогда не была, везде поступаю так как думаю и защищаю свою точку зрения. И дело тут совсем не в школе, а о развитости местного населения. И обобщать все школы с казахским языком обучения большая ошибка. Сейчас казахско-язычные школы развиваются на много лучше русских школ в рк. С каждым годом русских школ становится все меньше в городе. Мой ребенок учится в казахской гимназии с очень передовым обучением. Так вот чисто русские семьи начали отдавать детей в казахские школы, потому что понимают чтобы в рк иметь будущее надо говорить и думать на двух языках. Мыслить не только на 180 градусов а сразу на 360! Конечно же менталитет разный у двух народов и отличия есть. В русских школах царит некая свобода и без присмотра старших превращается во что угодно, некая сдержанность в казахских школах во все не во вред т.к. еще никто не пострадал от уважения к старшему поколению и дисциплине. А послушание зависит напрямую от выбора самого человека. Хочется ему тихо и молча сидеть в теплом кресло пускай и сидит. А тот кто захочет ответить за что то ответить, и школа тут не при чем

    +2
    0
  9. Мама says:

    Согласна с автором статьи, так как преподаю в сузе в группах с русским и государственным языком обучения. С «казахских» школ дети послушные очень и не возражают во многом, нежели дети с русских школ

    0
    0
  10. Преподаватель says:

    Неправильно осуждать , что сельских школах дают недостойное образование для детей . Сама закончила школу с казахским языком обучения, училась в ВУЗе с казахским языком обучения, но веду свой предмет в классах с русским языком обучения . Рада тому, что именно в ауле училась. Знаю традиции своего народа. Наш казахский менталитет уважение к старшим самый лучший метод воспитания . Молодой человек должен прислушиваться к старшим, так как у него ещё не сформировалось мировозрение, старшие же могут направить человека, подсказать что либо, уберечь от необдуманных шагов , так как у них больше опыта и мудрости по жизни. Думаю все зависит от самого человека. Хочет человек добиться в жизни чего то , должен изучать все , что необходимо для достижения цели. Не нужно делить образование на городское и сельское, казахское и русское, все зависит от человека, их родителей и учителей, которые воспитывают и дают знание нужные для построения своей жизни, остальное человек должен сам добиться путём саморазвития! Казак кызы екенимди мактан тутамын! Извиняюсь , что нет казахских букв в клавиатуре.

    +2
    0
  11. Статья заказная, 100%!
    Во первых, как отметили выше в комментах, нельзя сравнивать отрезанную от цивилизации казахскую школу с русской, которая в цивилизации. Во вторых, вы сами пишете что в этой школе все браты, сваты и т.д., т.е. кумовство на полную катушку. Извините, как может в такой школе вырасти конкурентные ученики, если даже учителя не знают своих предметов? Точно такими же неконкурентными были бы дети из русской школы, где 100% кумовство и отрезанность от внешнего мира, да еще и школа построенная абы как. В третьих, я тоже учился в казахской школе и работаю в ин. компании, никаких безинициативных действии не совершал, главное мое хобби изобретать механизмы и технологии, ноу-хау. В четвертых, послушание и уважение это не минус а плюс в современном мире, когда молодые люди перестали уважать взрослых. Откройте ютуб и посмотрите, как в русских школах дети издеваются над учителями, бьют их, оскорбляют. матом ругаются и швыряют их вещи по всему классу. Разве это нормально? Разве можно говорить, что «пусть будут такими, зато конкурентные»? Пусть они и конкурентны, но полностью голодранцы, в будущем именно от таких выйдут обманщики, кидалы, воры в законе, бандиты, аферисты и т.д. И последнее, посмотрите на Японию, там послушание и уважение к старшим похлеще чем у казахов. Разве можно сказать что они неконкурентные и безинициативные??? У каждого народа свой менталитет и не надо перемешивать мухи и котлеты в один микс!

    +1
    0

Оставьте комментарий

Вы ввели: 0 из 2 000 символов.

x
2017-07-25
Утром13 ℃
Днем13 ℃
Вечером13 ℃
Ночью13 ℃
Влажность79 %
ДавлениеhPa 1017.35
Скорость ветра1.16 м/с
2017-07-26
Утром18.14 ℃
Днем25.72 ℃
Вечером25.52 ℃
Ночью15.53 ℃
Влажность59 %
ДавлениеhPa 1017.01
Скорость ветра5.01 м/с