Погода -4oC
$334.31=
355.17=
5.31=
Опубликовано: Ср, Окт 26th, 2016

На долгую память

Памятники и новые архитектурные решения в Уральске стали поводом для этой авторской колонки. Я вспомнил о том, какие памятники и архитектурные решения произвели на меня особое впечатление.

На прошлой неделе ко мне приехал мой старший брат из Астаны. В родных пенатах он не был два года. Я решил ему показать самое лучшее, что есть в Уральске, и повез его на новую площадь рядом с центром искусств Кадыра Мырзали. Брат побродил по площади и, оглядев её со всех сторон, сказал: «Глядя на эти огромные пространства, я прекрасно понимаю, что это построено не для людей. Это построено для одного человека. Чтобы он подъехал сюда на своём служебном лимузине, перерезал красную ленточку, торжественно открыл и уехал. Это для него, не для людей. Я не архитектор. Я художник. Я смотрю на эту площадь огромную и вижу загрунтованный, но абсолютно пустой холст. Здесь нет работы для мозга. Здесь у человека не происходит внутренних открытий». После этих слов я припомнил все места, которые меня когда-то впечатлили. Авторы нижеприведенных проектов очень постарались сделать что-то исходя из того, что их творение будет работать, давать пищу для размышлений, некоей внутренней работы.

Начну с Америки. Как же без нее? Мой первый заграничный опыт, море впечатлений и открытий. На этом снимке центр Вашингтона. Все здания на этом снимке легко узнаваемы даже тем людям, которые в этом городе никогда не были, они хорошо знакомы. На переднем плане вы видите Капитолий - здание Конгресса США. Вдали обелиск - мемориала первого президента США Джорджа Вашингтона. Ещё дальше - мемориал Авраама Линкольна, президента США, который инициировал отмену рабства в этой стране. Слева от обелиска мемориала Джорджа Вашингтона виднеется купол мемориального комплекса Томаса Джеферсона - создателя Конституции США. Справа от обелиска находится Белый дом, резиденция действующего президента страны. Эта центральная ось, вокруг которой когда-то стали строить эту (теперь уже историческую) часть столицы США. Если смотреть на эту площадь сверху, то все пять главных объектов площади создают проекцию креста - символа веры людей, которые когда-то создали это государство. Самая высокая точка в этом комплексе - Капитолий – в котором заседают конгрессмены – избранники народа. В Вашингтоне нельзя строить здания выше Капитолия. Это тоже символ. Символ верховенства власти народа.

Начну с Америки. Как же без нее? Мой первый заграничный опыт, море впечатлений и открытий. На этом снимке центр Вашингтона. Все здания на этом снимке легко узнаваемы даже тем людям, которые в этом городе никогда не были, они хорошо знакомы. На переднем плане вы видите Капитолий — здание Конгресса США. Вдали обелиск мемориала первого президента США Джорджа Вашингтона. Ещё дальше — мемориал Авраама Линкольна, президента США, который инициировал отмену рабства в этой стране. Слева от обелиска мемориала Джорджа Вашингтона виднеется купол мемориального комплекса Томаса Джеферсона — создателя Конституции США. Справа от обелиска находится Белый дом, резиденция действующего президента страны. Эта центральная ось, вокруг которой когда-то стали строить эту (теперь уже историческую) часть столицы США. Если смотреть на эту площадь сверху, то все пять главных объектов площади создают проекцию креста — символа веры людей, которые когда-то создали это государство. Самая высокая точка в этом комплексе — Капитолий, в котором заседают конгрессмены – избранники народа. В Вашингтоне нельзя строить здания выше Капитолия. Это тоже символ. Символ верховенства власти народа.

 

16-й президент США Авраам Линкольн был не первым и  далеко не лучшим президентом США, но однозначно величайшим в истории страны. Его мемориальный комплекс воздвигнут на одной оси с Капитолием и мемориальным комплексом Вашингтона.

16-й президент США Авраам Линкольн был не первым и далеко не лучшим президентом США, но однозначно величайшим в истории страны. Его мемориальный комплекс воздвигнут на одной оси с Капитолием и мемориальным комплексом Вашингтона.

 

Монумент самого Линкольна насыщен символами и скрытыми знаками. Линкольн изображён в позе, которая передаёт всю противоречивость этой личности в истории нации. Если смотреть на монумент справа, то фигура президента Линкольна представляется наполненной уверенности и покоя. Его левая нога чуть выдвинута вперёд, рука расслабленно покоится на кресле. Выражение лица задумчиво и спокойно. Правая сторона монумента полная противоположность - нога напряжена и подобрана, как будто Линкольн приготовился встать. Правая рука сжата в кулак. Лицо сосредоточено и полно решимости. Таким образом авторы композиции отсылают зрителя к историческому контексту - Линкольн единственный президент США доведший политический кризис в стране до Гражданской войны, но, тем самым спасший единство нации. Более того, эта война не искоренила расовой сегрегации в стране. Но благодаря ему в стране запретили рабство и Соединённые Штаты стали соответствовать своему конституциональному принципу свободной страны.

Монумент самого Линкольна насыщен символами и скрытыми знаками. Линкольн изображён в позе, которая передаёт всю противоречивость этой личности в истории нации. Если смотреть на монумент справа, то фигура президента Линкольна представляется наполненной уверенности и покоя. Его левая нога чуть выдвинута вперёд, рука расслабленно покоится на кресле. Выражение лица задумчиво и спокойно. Правая сторона монумента — полная противоположность: нога напряжена и подобрана, как будто Линкольн приготовился встать. Правая рука сжата в кулак. Лицо сосредоточено и полно решимости. Таким образом авторы композиции отсылают зрителя к историческому контексту: Линкольн единственный президент США, доведший политический кризис в стране до Гражданской войны, но тем самым спасший единство нации. Более того, эта война не искоренила расовой сегрегации в стране. Но благодаря ему в стране запретили рабство, и Соединённые Штаты стали соответствовать своему конституциональному принципу свободной страны.

Мемориал Линкольна в истории страны сыграл отдельную роль. 28 августа 1963 года перед мемориалом Линкольна собрались около 300 тысяч американцев на акцию протеста против политики правительства, которое поощряло расовую сегрегацию. Выражаясь языком казахстанских прокуроров и судей это был один большой несанкционированный митинг.  В тот день, на ступенях мемориала Мартин Лютер Кинг произнёс речь, получившую название «У меня есть мечта». После марша власти были вынуждены принять Закон о гражданских правах, запрещавший сегрегацию в общественных местах, и Закон об избирательных правах, устанавливавший равные права на выборах для афроамериканцев. Собственно благодаря этому за 40 лет страна прошла путь от первых афроамериканцев в Конгрессе и до первого чернокожего президента.

Мемориал Линкольна в истории страны сыграл отдельную роль. 28 августа 1963 года перед мемориалом Линкольна собрались около 300 тысяч американцев на акцию протеста против политики правительства, которое поощряло расовую сегрегацию. Выражаясь языком казахстанских прокуроров и судей, это был один большой несанкционированный митинг. В тот день на ступенях мемориала Мартин Лютер Кинг произнёс речь, получившую название «У меня есть мечта». После марша власти были вынуждены принять Закон о гражданских правах, запрещавший сегрегацию в общественных местах, и Закон об избирательных правах, устанавливавший равные права на выборах для афроамериканцев. Собственно, благодаря этому за 40 лет страна прошла путь от первых афроамериканцев в Конгрессе и до первого чернокожего президента.

 

Это тоже Вашингтон. Недалёко от мемориала Линкольна расположен мемориал памяти ветеранов войны во Вьетнаме. Он также наполнен глубоким смыслом. Это единственный мемориал в Вашингтоне, который не возвышается над землёй. Он ниже уровня окружающей местности и как бы утоплен в землю. Как мне объяснила переводчица, таким образом автор проекта ( молодая женщина уроженка Китая кстати) хотела показать, что вьетнамская война это то, что очень трудно возвысить.

Это тоже Вашингтон. Недалёко от мемориала Линкольна расположен мемориал памяти ветеранов войны во Вьетнаме. Он также наполнен глубоким смыслом. Это единственный мемориал в Вашингтоне, который не возвышается над землёй. Он ниже уровня окружающей местности и как бы утоплен в землю. Как мне объяснила переводчица, таким образом автор проекта ( молодая женщина — уроженка Китая, кстати) хотела показать, что вьетнамская война — это то, что очень трудно возвысить.

Сам мемориал в проекции сверху представляет собой клин, две стороны которого как бы раскалывают землю. Символ того, что вьетнамская война расколола американское общество на сторонников и противников участия США во вьетнамском конфликте. Обе стены клина называются Стеной. На стене высечены имена более 58 тысяч американских солдат погибших или пропавших без вести в ходе вьетнамской войны. Сама Стена изготовлена из полированного черного мрамора так, чтобы каждый посетитель мемориала видел в чёрной стене своё отражение.

Сам мемориал в проекции сверху представляет собой клин, две стороны которого как бы раскалывают землю. Символ того, что вьетнамская война расколола американское общество на сторонников и противников участия США во вьетнамском конфликте. Обе стены клина называются Стеной. На стене высечены имена более 58 тысяч американских солдат, погибших или пропавших без вести в ходе вьетнамской войны. Сама Стена изготовлена из полированного черного мрамора так, чтобы каждый посетитель мемориала видел в чёрной стене своё отражение.

 

А это ещё одно место, посещение которого меня в августе 2004 года потрясло. Этот снимок сделан в городе Оклахома-Сити. На этом снимке и далее мемориал памяти жертв теракта в Оклахома-Сити, который унёс жизни 168 людей. 19 апреля 1997 года двое сторонников ультраправого движения привели в действие самодельную бомбу и взорвали федеральное здание имени Альберта Марра. В здании располагался офис ФБР, ещё несколько госорганов и детский сад. Среди 168 погибших оказались 19 детей в возрасте до 6 лет. Спустя пять лет после теракта на его месте, исключительно за счёт частных пожертвований был построен мемориал. Он состоит из двух черных ворот, на которых выгравировано время 9:01 и 9:03 - это две минуты, в течение которых произошёл взрыв и обрушение здания. Именно в это время и погибли большинство жертв теракта.

А это ещё одно место, посещение которого меня в августе 2004 года потрясло. Этот снимок сделан в городе Оклахома-Сити. На этом снимке и далее мемориал памяти жертв теракта в Оклахома-Сити, который унёс жизни 168 людей. 19 апреля 1997 года двое сторонников ультраправого движения привели в действие самодельную бомбу и взорвали федеральное здание имени Альберта Марра. В здании располагался офис ФБР, ещё несколько госорганов и детский сад. Среди 168 погибших оказались 19 детей в возрасте до 6 лет. Спустя пять лет после теракта на его месте исключительно за счёт частных пожертвований был построен мемориал. Он состоит из двух черных ворот, на которых выгравировано время 9:01 и 9:03 — это две минуты, в течение которых произошёл взрыв и обрушение здания. Именно в это время и погибли большинство жертв теракта.

 

Между двумя воротами бассейн тонкой пленки воды, глубиной около 2 сантиметров. Но самое большое и мощное воздействие на зрителя производят 168 каменных стульев - по числу людей погибших в теракте. Из них 19 стульев меньше по размерам - по количеству погибших детей. Стулья символ неожиданной утраты родных людей, которые вечером того дня не вернулись домой к ужину.

Между двумя воротами — бассейн тонкой пленки воды глубиной около 2 сантиметров. Но самое большое и мощное воздействие на зрителя производят 168 каменных стульев — по числу людей, погибших в теракте. Из них 19 стульев меньше по размерам — по количеству погибших детей. Стулья — символ неожиданной утраты родных людей, которые вечером того дня не вернулись домой к ужину.

 

Это мемориал памяти евреев жертв нацизма в Берлине. Мемориал представляет собой 2700 бетонных блоков установленных в чашеобразном котловане. Проходя по мемориалу человек опускается все ниже, а блоки становятся все выше. Стоит отметить, что мемориал памяти евреев жертв нацизма построен рядом с Рейхстагом, на том месте, где в годы войны находился бункер, в котором, во время бомбардировки укрывались члены правительства гитлеровской Германии.

Это мемориал памяти евреев, жертв нацизма в Берлине. Мемориал представляет собой 2700 бетонных блоков, установленных в чашеобразном котловане. Проходя по мемориалу, человек опускается все ниже, а блоки становятся все выше. Стоит отметить, что мемориал памяти евреев, жертв нацизма, построен рядом с Рейхстагом, на том месте, где в годы войны находился бункер, в котором во время бомбардировки укрывались члены правительства гитлеровской Германии.

 

 Психолог Коллин Эллард, отмечает особенность воздействия архитектуры комплекса на посетителя. Проходы между плитами сделаны слишком узкими для того, чтобы идти по ним вдвоем, оставшись же в одиночестве, посетитель начинает переживать сложную гамму чувств: "Ощущение потерянности среди серых плит, за которыми не видно окружающего мира, вынужденная разлука с близким человеком и чувство незащищенности, возникавшее на пересечении сквозных коридоров, — поднимало в душе волны страха, тревоги, тоски и одиночества. Так архитектору Питеру Айзенману удалось создать сооружение, наполненное множеством коротких, но мощных отголосков чувств, которые пришлось испытать евреям во время Второй Мировой войны". Эллард указывает, что психологический эффект комплекса достигается архитектурными средствами: "...эффект достигается через телесное воздействие на посетителя. Вы должны стать частью инсталляции, пройти через нее, потеряться в ней — только тогда чужой ужас и чужое горе становятся ощутимыми и ошеломляющими".

Психолог Коллин Эллард отмечает особенность воздействия архитектуры комплекса на посетителя. Проходы между плитами сделаны слишком узкими для того, чтобы идти по ним вдвоем, оставшись же в одиночестве, посетитель начинает переживать сложную гамму чувств: «Ощущение потерянности среди серых плит, за которыми не видно окружающего мира, вынужденная разлука с близким человеком и чувство незащищенности, возникавшее на пересечении сквозных коридоров, поднимало в душе волны страха, тревоги, тоски и одиночества. Так архитектору Питеру Айзенману удалось создать сооружение, наполненное множеством коротких, но мощных отголосков чувств, которые пришлось испытать евреям во время Второй Мировой войны».
Эллард указывает, что психологический эффект комплекса достигается архитектурными средствами: «…эффект достигается через телесное воздействие на посетителя. Вы должны стать частью инсталляции, пройти через нее, потеряться в ней — только тогда чужой ужас и чужое горе становятся ощутимыми и ошеломляющими».

 

Теперь вернемся на новую площадь в Уральске. Похожие архитектурные решения мы можем найти в каждом городе Казахстана. Огромные, пустые, безжизненные. Нам нечего передать своим потомкам? У нас скудная история? Не думаю. В истории нашей нации были свои достижения и драматичные страницы истории. Неужели мы не можем найти форму для передачи информации о голодоморе 20-30-х годов 20-го века? До сих пор нет достойного мемориала памяти участников восстания декабря 1986 года. Даже в Алматы площадь Республики обозначена стелой мифического содержания с книгой у основания с отпечатком руки человека, роль которого в восстании 1986 года до сих пор остается спорной.

Теперь вернемся на новую площадь в Уральске. Похожие архитектурные решения мы можем найти в каждом городе Казахстана. Огромные, пустые, безжизненные. Нам нечего передать своим потомкам? У нас скудная история? Не думаю. В истории нашей нации были свои достижения и драматичные страницы истории. Неужели мы не можем найти форму для передачи информации о голодоморе 20-30-х годов 20-го века? До сих пор нет достойного мемориала памяти участников восстания декабря 1986 года. Даже в Алматы площадь Республики обозначена стелой мифического содержания: с книгой у основания, с отпечатком руки человека, роль которого в восстании 1986 года до сих пор остается спорной.

 

Нам ведь есть о чем помнить, правда? Без вранья, ненужного пафоса, но так чтобы это трогало за самые тонкие струны души и вызывало уважение к национальной культуре, к истории, к людям. Ну а пока приходится видеть вот такие "произведения" как этот камень, посредством которого власти Уральска решили почтить память жертв политических репрессий. В этом неприметном камне, установленном стыдливо подальше от глаз людей в парке и словно маскируя под аллею, наше все – стыд за то, что допустили, за то, что позволили повторить, за то, что нет желания признать это.

Нам ведь есть о чем помнить, правда? Без вранья, ненужного пафоса, но так, чтобы это трогало за самые тонкие струны души и вызывало уважение к национальной культуре, к истории, к людям. Ну, а пока приходится видеть вот такие «произведения», как этот камень, посредством которого власти Уральска решили почтить память жертв политических репрессий. В этом неприметном камне, установленном стыдливо подальше от глаз людей в парке и словно маскируемом под аллею, наше все – стыд за то, что допустили, за то, что позволили повторить, за то, что нет желания признать это.

 

Лукпан Ахмедьяров

 

2 комментария
  1. Муке:

    Очень дельные предложения, властям и акимам нужно делать соответствующие выводы. Хотя начать с малого, а дальше будет видно.

    0
    0
  2. Айна:

    «руки человека, роль которого в восстании 1986 года до сих пор остается спорной» — добавить нечего все правильно сказано.

    0
    0

Оставьте комментарий

Вы ввели: 0 из 2 000 символов.

x
2016-12-10
Утром-4 ℃
Днем-4 ℃
Вечером-0.86 ℃
Ночью-2.3 ℃
Влажность89 %
ДавлениеhPa 1003.63
Скорость ветра4.05 м/с
2016-12-11
Утром-8.64 ℃
Днем-11.74 ℃
Вечером-22.35 ℃
Ночью-21.33 ℃
Влажность84 %
ДавлениеhPa 1010.53
Скорость ветра3.32 м/с