Погода -5oC
$334.89
361.61
5.28=
Опубликовано: Пт, Дек 2nd, 2016

Как в Казахстане готовятся к ЕНТ?

В первой декаде ноября Министерство образования и науки Казахстана огласило подробности нового формата Единого национального тестирования (ЕНТ) для выпускников школ. Ранее ходили лишь предположения и слухи о разделении единого вступительного экзамена, коим являлось ЕНТ на протяжении 12 лет, на два этапа — итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз. Между тем, на свой страх и риск школьные учителя, преподаватели учебных центров и репетиторы начали готовить будущих выпускников к ЕНТ. Кто как понимает, догадывается или предполагает. В вузах страны и вовсе царит молчаливое ожидание. “Открытая Азия онлайн” решила разузнать, что думают о новом формате экзамена учителя и родители, преподаватели и ректоры вузов. 

Когда в мае этого года Министерство образования и науки объявило о переформатировании ЕНТ, многие вздохнули с облегчением: наконец-то его отменят! Но, как оказалось, от него не только не отказались, экзамен даже усложнили. И все это происходит в большой спешке.

Между тем, в  этом году казахстанские вузы, возможно, ждет небывало низкий приток студентов. Школу заканчивает поколение детей, родившихся в 1999 году. Это было время, когда рождаемость достигла самого низкого показателя за предыдущие десятилетия. Не прибавит количества абитуриентов и тот факт, что российские вузы активно «выкачивают» из Казахстана самых способных учеников задолго до начала приемной кампании — через олимпиады и конкурсы, пробные тесты и экзамены, которые уже начались с сентября. Обычно многие выпускники школ, которых пугает единое тестирование, чтобы не сдавать его, просто едут поступать в соседнюю страну.

 

По новым правилам, озвученным Министерством образования и науки, с 2017 года Единое национальное тестирование поделено на две части: экзамен по окончанию средней школы и тестирование при поступлении в вуз. Но в общей сложности теперь вместо пяти предметов дети сдают десять. Пять в школе и пять в вузе. В школу вернулись письменные экзамены по русскому языку и литературе и алгебре и началу анализа, также будет два тестирования — по профильному предмету (предмет на выбор) и казахскому языку в русских школах (либо русскому языку в казахских), также введен устный экзамен по истории Казахстана.

 

 

Причем экзамен по истории повторяется и при поступлении в вуз. Помимо этого, абитуриент должен сдать экзамен на математическую грамотность (включает функциональную грамотность, логику и умение сравнивать) и грамотность чтения (включает в себя умение не только читать, но и рефлексировать, анализировать и сопоставлять). Также нужно будет сдать два профильных предмета, которые подразумевают углубленные знания по будущей специальности.

 

 

Несмотря на то, что в школы Казахстана были «спущены» инструкции по новому формату, у родителей и школьников возникает немало вопросов. Некоторые родители признались, что пребывают в шоковом состоянии.

— У нас в голове сейчас творится полный хаос. Я в панике, — говорит одна из родительниц. — Мой сын поступает на техническую специальность, зачем ему грамотность чтения и история Казахстана? Мы не знаем, какие точно предметы необходимо будет сдавать по выбранной специальности.

Другие родители недоумевают, потому что их дочь поступает в консерваторию: «Скажите, зачем ей при поступлении сдавать математическую грамотность? Ведь она ей фактически потом не пригодится!»

Еще одни родители и вовсе решили, что из-за изменений в ЕНТ отправят ребенка поступать в российский вуз. Благо, претендентов на техническую специальность отбирают уже с начала нового учебного года. Выбор вузов при этом достаточно велик. И это намного дешевле. К тому же, при успешном поступлении студенту дают общежитие и стипендию.

Труднее всего приходится учителям. Например, учитель русского языка и литературы в алматинской гимназии вынуждена искать определение понятия “эссе”, которое будут сдавать в школе в качестве выпускного экзамена, в Интернете.

— Мы с нынешними выпускниками никогда не писали эссе за все 11 лет обучения. Не очень большой упор делался и на написание сочинений. Эссе — это более короткий формат, когда в 250-300 слов нужно включить свои рассуждения и умозаключения по какой-то теме. Среди примерных тем, «спущенных» из управлений образования, например, есть такие: “Должны ли туристы соблюдать обычаи стран, которые они посещают?”, “Согласны ли вы с тем, что научно-технический прогресс оказывает влияние на людей?” или “Согласны ли вы с тем, что кинематограф оказывает большое влияние на молодёжь?”. За короткое время, оставшееся до экзаменов, нужно будет научить детей излагать свои мысли кратко. 

 

Завуч другой школы делится своими соображениями:
— Все эти годы, пока существовало ЕНТ, учителя и директора школ «затачивали» детей на скорость заполнения тестов, доводя ответы до автоматизма, теперь же за короткий срок нужно научить детей вдумчиво читать и размышлять. У нас нет даже примерных вопросов и заданий по математической грамотности и грамотности чтения, на которых мы могли бы строить подготовку к экзаменам в вуз. 

Кроме того, учителей волнует техническая сторона: как будут начисляться баллы по профильным предметам, будет ли меняться система распределения грантов, во сколько вузов можно будет подать документы? Как вузы будут принимать вступительное тестирование? На эти и другие вопросы ясных и внятных ответов они пока не получили.

“Хотели как лучше, а получилось, как всегда”

Руководитель бюро образовательных технологий UNIVERSITY Жанна Мендыбаева считает, что Казахстан к новому формату ЕНТ не готов. Ей приходится часто консультировать будущих выпускников по вопросу выбора профессии. По ее мнению, школьник, и без того находящийся в стрессе из-за предстоящих экзаменов, не должен испытывать еще и стресс из-за неопределенности, неясности и необдуманности изменений.

 

 

— Всякая готовность определяется загодя. Если говорить о процедуре ЕНТ, которая была озвучена 10 ноября 2016 года, когда уже вовсю шла вторая четверть, то это очень поздно. Как минимум год нужен на то, чтобы новые правила довести до ума, учесть нюансы, апробировать тесты в школах и вузах. Кроме того, как я поняла из консультаций со своими коллегами из вузов, документов, которые бы подтверждали легитимность всех этих изменений, то есть приказов, инструкций и правил, утвержденных Министерством образования, еще нет. Появятся они, по некоторым прогнозам, лишь в январе-феврале.

Жанна Мендыбаева считает, что, пытаясь изменить ЕНТ в лучшую сторону, МОН увеличило количество экзаменов почти вдвое.

— Вместо 5 предметов в нынешнем формате сдается 10. Какое же это упрощение! К тому же, это вовсе не итоговый экзамен, а единый университетский. Логичнее было бы назвать “ЕНТ” экзамен, по которому бы сдавали экзамены те, кто хочет получить аттестат. Причем по своему содержанию он намного ниже, чем школьные экзамены. Что такое математическая грамотность для будущего физика или математика, если он при этом сдает еще и два профильных предмета? Или что такое грамотность чтения для будущего журналиста или специалиста пиар? Это вообще ни о чем! Для творческих специальностей вообще должен быть сначала творческий экзамен, и только потом его нужно допускать к сдаче вступительных экзаменов. А у нас творческий экзамен ввели для тех, кто не может сдать ЕНТ. И в этом смысле я считаю это некой лазейкой для тех, кто хуже сдает ЕНТ. Между тем, в вуз должен поступать не просто хорошо читающий и считающий, а самый лучший и компетентный. А просто грамотный и умеющий считать должен идти в колледж.

Жанна считает. что на фоне разговоров об академической свободе и автономии университетов мы, возможно, созрели, чтобы вузы принимали экзамены или определяли вступительную политику сами.

— Это скажется эффективно на работе самих университетов, а мы, потребители их услуг, поймем, кто есть кто на рынке. Выпускники станут разумно выбирать траекторию обучения, составлять академический план, думать перед поступлением в вуз, а не кидаться туда, где больше грантов. Но для этого вся система сдачи, оценки, экзаменов, распределения грантов должна быть прозрачна и понятна. 

Самое главное требование к ЕНТ, по мнению Жанны Мендыбаевой, которое к нему предъявлялось, — это возможность убрать коррупционную составляющую. Новый формат позволяет ввести в систему проверки знаний человеческий фактор, а это дает возможность для манипуляций с оценкой правильности ответов.

— Тест на математическую грамотность и грамотность чтения, экзамены по истории и профильным предметам уже не проверит компьютер. Знания абитуриентов будет проверять экзаменационная комиссия. К тому же, если раньше из 125 баллов минимальный пороговый уровень составлял 50 баллов, то сейчас из 140 возможных абитуриент должен набрать те же 50 баллов, чтобы поступить в вуз. По университетской шкале это вообще “2”, с такими знаниями нельзя принимать. 

Зубрилы нам не нужны!

Президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов рассказал, что ректоры вузов тоже обсуждали новый формат ЕНТ и даже разработали свои предложения. В частности, Ассоциация высших учебных заведений РК предложила расширить доступность высшего образования и ввести в преподавательский состав специалистов-производственников, а вузам самим определять, кого зачислять на платные отделения. Правда, последнее предложение осталось без отклика со стороны Министерства образования. К тому же, возник вопрос об объективности отбора.

 

Свое отношение к новому формату Алшанов выразил очень просто.

— Нам не нужны просто зубрилы! Поступая в вуз, абитуриент обычно по школьным предметам просто озвучивал правильные ответы. Бывает, что наши участники олимпиад были сильны в теории, но слабы в практическом применении знаний. Поэтому появились и математическая грамотность, и грамотность чтения. Что касается повторной сдачи истории Казахстана, то в вузах мы бы тоже хотели видеть, кто к нам придет учиться. Иногда бывает, что человек, привыкший заполнять кружочки в тестах, двух слов связать не может, ничего не читал и не может выражать свои мысли на бумаге. Поэтому идет попытка при поступлении в рамках школьной программы изменить формулировку вопросов: “Как вы думаете? Как считаете?”. Этим и будут отличаться вступительные экзамены по истории Казахстана от школьных.  
Все сейчас опять бросились критиковать возможность двух-трех правильных ответов, но таковы законы тестологии. И специалисты из других стран, где подобные форматы уже обкатаны, подтверждают: такая оценка знаний позволяет ранжировать ответы, а, стало быть, отличать хорошего абитуриента от плохого. 
Для выпускников колледжей тоже придумали новый формат. Зачем ему сдавать школьную программу опять? Поэтому он будет сдавать 2 экзамена по своим профилям и по профилям вуза. Это возвращение к старым экзаменам, но для объективности он сдает общий тест.

 

Все замечания и предложения ректоров вузов в скором времени рассмотрят, кое-что возьмут на вооружение, а что-то оставят без внимания. В самом Министерстве образования и науки новый формат комментируют в режиме «скоро все будет, потерпите немного».

Руководитель управления формирования госзаказа в высшем и послевузовском образовании Министерства образования и науки РК Айгуль Жумабекова сообщила, что новый формат ЕНТ стал результатом исследования опыта таких стран, как Израиль, Япония и США, где выпускные и вступительные экзамены проводятся раздельно.

— Сегодня работают рабочие группы из учителей, преподавателей вузов, ректоров, которые делают свои замечания и предложения. В ближайшее время на сайте Министерства образования появятся примеры тестовых заданий в новом формате. Также будет определен перечень специальностей, на которые человек сможет подать свои документы при сдаче двух профильных предметов. По-прежнему любой абитуриент сможет подать документы сразу в четыре вуза Казахстана согласно выбранной специальности. А принимать вступительные экзамены будут в центрах тестирования при вузах, как и раньше. 

Послесловие

На днях будущие выпускники писали пробное тестирование для поступления в вуз в новом формате. Экзамен длился 3 часа и 30 минут, как и предусмотрено. Это на полчаса больше, чем в предыдущие годы. Ученики впервые поломали голову над задачами, которые будет ставить им жизнь, и попробовали применить математику к курсу обмена валют в далекой Африке и смене часовых поясов в разных широтах Земли. Возможно, им новые форматы единого тестирования не так страшны, как взрослым, которые сейчас пытаются думать за них. Возможно, даже придутся по душе.

theopenasia.net

 

5 комментариев
  1. тала:

    МОН молодцы. В последнее время их работа очень нравится. Уверен, что реформы в образовании сделает наше образование качественней

    0
    0
  2. Уральск:

    Я согласен с тем, что новый формат тестирования отсеет зубрил и заставит школьников думать, но не завидую тем, кто будет сдавать в следующем году.

    0
    0
  3. NVP:

    Грамотность чтения!!! Бесподобно. Что, возникли сомнения, что выпускники умеют читать? А ещё можно ввести «прочитать и пересказать».

    0
    0
  4. роннин:

    Отлично..давно пора
    Зубрилы дейсивительно отсеются

    0
    0

Оставьте комментарий

Вы ввели: 0 из 2 000 символов.

x
2016-12-09
Утром-5 ℃
Днем-3.3 ℃
Вечером-3.87 ℃
Ночью-6.68 ℃
Влажность91 %
ДавлениеhPa 1010.71
Скорость ветра3.46 м/с
2016-12-10
Утром-5.92 ℃
Днем-3.27 ℃
Вечером-4.33 ℃
Ночью-2.28 ℃
Влажность97 %
ДавлениеhPa 1002.95
Скорость ветра2.14 м/с