Что делатьдевушке, ее родителям и отцу ребенка?
По статистике, около 10 процентов всех родов в Казахстане – это внебрачные дети. Из них почти половина приходится на молодых девушек, рожающих впервые, так называемых «залётных». Для многих из них это стресс. Внебрачную беременность многие, как и прежде, воспринимают как позор семьи. Так ли это на самом деле? Что делать? Об этом в сегодняшнем разговоре.
Сейчас не редкость юные мамы, не достигшие совершеннолетия. Правда, стремительный рост их количества (до 15 процентов от общего числа родов) в основном наблюдается в крупных городах – Уральск в этом смысле пока сохраняет традиции патриархальности. Впрочем, по другому показателю – абортам в возрастной категории 15–19 лет – Западно–Казахстанская область вполне вписывается в общую статистику: количество абортов не только растет, но и многие девушки в этом возрасте идут на прерывание беременности уже во второй и третий раз.
В семье Рабиги в эти дни тихо, как в доме, где лежит покойник. В конце прошлой недели здесь кипели страсти. Рабига и ее муж узнали, что их 17–летняя дочь Алия ждет ребенка. Для Рабиги, которая сама выросла в очень консервативной семье сельских учителей, «интересное положение» дочери – страшный позор. Ситуация осложнилась тем, что нежелательная беременность дочери стала поводом для ссоры между Рабигой и мужем. Отец девушки, в отличие от Рабиги, запретил даже думать об аборте. Сегодня отец настаивает на том, чтобы не скрывать эту историю ни от родственников, ни от соседей, ни от школы. Рабига, смирившись с тем, что дочь родит ребенка, настаивает на том, чтобы отдать его в детдом.
История Алии не самая драматичная. В мае этого года в Кызылорде полицейские задержали женщину, которая продала своего новорожденного внука за 100 тысяч тенге бездетной знакомой. Продать младенца женщина решила, потому что он был рожден ее дочерью вне брака.
Обе истории показывают, что в нашем обществе внебрачная беременность до сих пор расценивается как позор семьи. Чаще всего молодые девушки прерывают беременность. Но если врачи отказываются делать аборт ввиду большого срока беременности, половина таких юных мам предпочитают передать ребенка на попечение государства.
– Чаще всего это бывает у девушек–казашек. Казахские семьи, особенно в селах, очень консервативны в этом плане, и внебрачный ребенок не принимается родственниками роженицы. Да и сама она рискует оказаться изгоем в семье, в селе, в кругу знакомых. Чаще всего девушки боятся гнева родителей. Один раз в моей практике было такое, когда девушку заставил отказаться от ребенка ее брат. Он заявил, что повесится, если сестра опозорит его, – рассказывает Мария Елегенова, сельский фельдшер на пенсии.
Нечаянно “залетевшие” девчонки, оказавшиеся без поддержки мужчины – “соучастника” процесса, стремятся как можно быстрее избавиться от беременности, да желательно так, чтобы никто не узнал об этом, особенно самые близкие – мама и папа. “Убьют!”– твердят “грешницы” и тянут с объяснениями до последнего, пока “живот уже не полезет на нос”.
Реакция родителей, кстати, тоже непредсказуема. Лет 20 назад заблудшим дочкам нередко доставалось от обиженных предков – лупцевали их нещадно в гневе, несмотря на “интересное” положение, а то и вовсе отлучали от родного дома.
Сейчас на ситуацию смотрят проще: дети–акселераты так быстро вступают во взрослую жизнь со всеми ее соблазнами, что выпускницы школы чуть ли не стесняются своей девственности – отстают, понимаешь, от сверстниц! И родители, подозревая о тайной сексуальной жизни своих чад или зная о ней наверняка, в истерику не впадают. Скромные молчат в тряпочку, делая вид, что им ничего не известно, а “продвинутые” настоятельно рекомендуют детям предохраняться.
Правда, сообщение о беременности юной дочери повергает в ужас и современных родителей: это уже не шуточки! С какой стороны ни взгляни – налицо проблема: если родители и девушка совместно придут к решению сделать аборт, остается угроза будущей бездетности, а если ребенка оставить, то несовершеннолетней девочке можно прощаться не только с детством, но и с беззаботной юностью, а ее папе и маме брать на себя груз материальных проблем, поскольку сама молодая мама еще не зарабатывает, а след отца ребенка, скорее всего, давно простыл.
– Какое бы решение не приняли участники этой драмы, рано или поздно проблема из медицинской превращается в психологическую. Но вот к психологам у нас ходить не принято, а зря. Понятно, что есть соображения материального плана: как содержать будущего ребенка. Но мало кто задумывается, как пережить ситуацию той же юной маме или ее родителям. Позиция: «Только попробуй, принеси в подоле, убью!» – это тупик. Девушка оказывается в безвыходной ситуации. Задача родителей в такой ситуации дать знать дочери, что они готовы вместе с ней искать пути решения, – считает психолог Валентина Ищанова.
Все зависит от воспитания и среды. Я не то чтобы считаю это позором, но ребенку будет трудно расти без полноценной семьи, а также это материальные затраты. Об этом надо думать прежде всего, хотя бы предохраняться, это же элементарно…
Епть какие пути решения принять или не принять ребенка и все.
дикость родить без мужа позор, а отдать в детский дом или продать не позор .почему родители в первую очередь думают о себе .я за своего ребенка любого порву .
Да, да, видели мы таких рвателей. Вон новость про столовую. Я смотрю там родители порвали всех за своих детей. Чуть проблема как тараканы под обоя все забьются и сидят. Лично был свидетелем сцены: «Наших детей избивают местные менты. Но если вы писать об этом будете не в коем случае наших имен не упоминайте.» Тьфу, противно.
Просвещать детей надо в этом плане заранее. Хотя у самого сын растет, думаю как это делать.
ивану . вы видимо всегда свидетель, поэтому самим приходится защищить своих детей .наверное некоторые защищают и ваших, пока вы свидетельствуете.
Какие же они аскелераты ? При таком количестве способов контрацепции «залететь» — это ж какие мозги надо иметь ?
Ой мне 17 у меня дочери уже 6 месяцев. Ниче нормально все.