Мене. Текел. Фарес.
День независимости: отменить? перенести? переименовать?
В эти дни, когда одни смакуют итоги выборов, а другие справляют 40-дневную тризну по погибшим в Жанаозене, меня по обыкновению одолели несвоевременные вроде бы мысли. Например: что нам теперь делать с Днем независимости (далее — ДН)? «Как, то есть, что делать?» — изумится читатель, не готовый к такой постановке вопроса. Да вот так, отвечу ему я. Отныне важнейшая дата в истории страны – принятие Декларации независимости в 1991 году – взята в клещи двумя трагедиями общенационального масштаба. Одна стряслась в далеком уже декабре 1986-го. Вторая – в прошлом месяце. Увы, три эти события пришлись на один день.
И как теперь, по-вашему, будет проходить в Казахстане 16 декабря? Одна часть страны станет зажигать песни и пляски святого Витта в честь ДН, а другая – собираться на поминальный ас по убитым в Жанаозене? Так и до гражданской недалеко.
Довольно уж и того, что на юбилей независимости в Астане гуляли, а на Мангышлаке стреляли. В одно и то же время.
Первая ассоциация с этими синхронными, но такими разными забавами – пир во время чумы. Впрочем, она приходит на ум сразу и потому банальна и поверхностна.
Есть более глубокая и настораживающая аналогия – пир Валтасара.
Напомню краткое содержание библейской легенды. Вавилонский царь Валтасар с группой товарищей предавался банкету, как вдруг на стене дворца вспыхнули огненные слова: «Мене. Текел. Фарес». Пророк Даниил истолковал их так: «Вот и значение слов: Мене — исчислил Бог царство твое
и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Фарес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам»(Дан.5:26-28).
В ту же ночь Валтасар был убит, а Вавилон перешел под власть персидского царя Дария Мидийского. Кстати, предание подтверждается историческими хрониками: Вавилон пал под натиском персов в 539 г. до н.э.
В общем, не стоит играть с историей в опасные игры. И ДН с 16 декабря надо убирать.
Вот только как быть с ним дальше?
Вариант первый: отменить
Безусловно, он самый радикальный, но рассмотрим и его. Тем более что достаточная часть общества полагает, будто независимость наша не совсем – как бы это сказать – полноценная. И имеет на это известные резоны.
Молодым читателям напомню, что Казахстан оказался единственной советской республикой, которая объявила о своей независимости не ДО, а ПОСЛЕ фактического развала СССР, случившегося 8 декабря 1991-го в Беловежской пуще. И Декларация независимости де-факто стала констатацией независимости. Справедливости ради замечу: произошло это
потому, что наш президент до последнего надеялся на сохранение Союза.
Как бы то ни было, независимость сама плюхнулась нам в руки, как яблоко с падающего дерева, тогда как соседи оборвали свои плоды загодя, когда оно еще стояло.
Так что мы можем поспорить с Игорем ИРТЕНЬЕВЫМ, который написал: «Понятно, что свобода не падает к ногам…» (Зато второй части четверостишия вполне с ним солидарны: «Но что ж это за мода: чуть что – так по рогам?!»)
…И, тем не менее, совсем отменять ДН жалко. Все-таки в каждой стране это главный праздник (после Нового года). Попробуем еще что-нибудь с ним поделать.
Вариант второй: перенести на другой день
Это уже теплее. Тем паче что опыт переноса праздников у нас есть. Дня столицы, например.
Самая, на первый взгляд, подходящая дата для нового ДН: 25 октября, бывший День Республики, разжалованный из красных дней календаря пару лет назад. Вот что писал о нем на днях в одной газете мой коллега и учитель Николай ЛАРИН:
«История возникновения праздника такова: в октябре 1990 года в республике была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. Это был
документ идеологически верный и психологически нужный для того смутного времени, но юридически абсолютно безграмотный. О каком суверенитете можно было говорить, если сам его субъект оставался советской социалистической республикой, при этом в стране сохранялось гражданство СССР, все нормы и приматы Конституции Союза. Опытные
юристы прекрасно видели эти нестыковки. Один из разработчиков Декларации депутат Виталий Воронов на заседании президиума Верховного Совета уже тогда предлагал поменять название «Казахская ССР» на «Казахская Республика», но к нему не прислушались. Мол, зачем забегать вперед, нас не так поймут, надо посоветоваться с народом».
Ну и что с того, что документ был юридически безграмотным? У нас почти все законы такие. Да что там говорить, если главный правовед страны Игорь РОГОВ едва не лишил жанаозенцев их священного права избирать и быть избранными. Но не смог устоять перед обаянием гаранта Конституции и его вето.
…Еще ДН можно сдвинуть, допустим, на Наурыз. Но для этого желательно, чтобы и страна была так же светла и полна надежд, как весенний праздник. А не металась подобно взмыленной лошади в замкнутом круге собственных граблей.
Также ДН как старший по званию способен потеснить Первомай, он же День единства народа Казахстана.
Словом, вариантов хватает. Есть над чем подумать.
Одна большая просьба – не совмещать ДН с Днем столицы. Иначе, если чиновников не остановить, они снесут в мешке на 6 июля вообще все государственные праздники. А заодно объявят его днем сотворения мира.
По-хорошему, чтобы хоть чуть-чуть очиститься от жанаозенской скверны (если это вообще возможно), ДН следовало бы переименовать. Новое имя – глядишь, и новая судьба. Без тяжкой кровавой кармы.
Предлагаю версии: День Казахстана, День Страны, День Народа и Страны. Да хотя бы восстановить тот же День Республики. Вот это будет очень по-нашему – увековечить, затем вычеркнуть из памяти и вновь вернуть из небытия.
Ну, что имел – рассказал. Хотя до 16 декабря 2012 года еще почти 11 месяцев, по моему скромному, но незыблемому убеждению, вопрос «Как быть с Днем независимости?» надо обсудить на ближайшем совместном заседании палат нового парламента. И неплохо было бы посоветоваться
с общественностью: это не так больно, как кажется.
Иначе депутаты потом замотаются с делами: пленарки, рабочие группы, межпарламентские ассамблеи, встречи с избирателями, дележка привилегий, борьба с коррупцией, то есть с тенью… И спохватятся только в тот момент, когда на стенах Акорды запламенеет «МЕНЕ. ТЕКЕЛ. ФАРЕС».
Вадим БОРЕЙКО, журналист
Чушь написал. И так понятно где страна и чем она является. И так понятно что чиновники считаю себя господами. А свои должности рассматривают как средство обогащения. Примерно так и было в царской России. Мзда — это как раз слово тех лет.
И само собой понятно что все то что будет соответствовать тому что написано выше будет поддерживаться. А все то что будет идти в разрез с обогащением чиновника по средствам должности будет отвергаться. По-моему это очевидно. А эта писанина чистая фантазия.