Разговор с националистом. Кому нужна страна казахов?
Мухтар Тайжан считает себя националистом, но при этом выступает против лозунга: «Казахстан для казахов». Он был одним из вдохновителей движения «Несогласные Казахстана», но сейчас категорически против митингов. Может ли национализм быть движущей силой оппозиции и чем он отличается от бытового шовинизма, нам рассказал Мухтар Тайжан.
Его трудно назвать рядовым казахстанцем. Состоятельный, влиятельный, умный. Мухтар Тайжан до этого года предпочитал отдыхать за границей. В этом году он впервые на своем джипе решил проехать по всем регионам Казахстана.
— Наверное, только побывав в Мангыстауской области, я понял, почему Жанаозен случился именно там, а не Южном или в Северном Казахстане. В Мангыстау у людей есть своя история адайцев. В этой истории есть свои герои, святые, пассионарии, драмы. У них это второй Жанаозен, и в мировосприятии этих людей есть всегда сравнение между этими двумя событиями, а не тем, когда лучше жилось. Поэтому именно там я понял, что нет никакого национального единства народа Казахстана.
— А что же тогда есть?
— Есть разность культур и ментальности. Например, в Мангыстау в аулах трудно встретить человека, который говорил бы на русском. А у вас или на Севере наоборот – информация в основном распространяется на русском. Те, кто говорят только на русском языке, — не понимают, говорящих на казахском, не могут читать эту прессу. И с другой стороны, те, кто говорит только по-казахски, ничего не понимают из того, что написано или сказано по-русски. Они находятся в разных информационных полях, идеологически разных. На юге в городах называют улицы именами батыров, исторического прошлого. А в северных городах у нас до сих пор улицы Ленина, Крупской, Кутузова и так далее. Даже ономастически («ономастика» — раздел лингвистики, изучающий названия, собственные имена) это разные города, словно из разных времен…
— И как же можно это единство восстановить?
— Очень просто – восстановить язык. Любая страна, по крайней мере, говорит на одном языке. Во всех странах обязательное требование ко всем гражданам — знать государственный язык. Например, многие этнические немцы в 90-х уехали из Казахстана в Германию. Вы помните, как они усиленно учили немецкий? Почему? Потому что историческая родина четко дала понять, что без знания языка им там рады не будут.
— Но согласись, что Германия выглядит куда привлекательнее Казахстана.
— Да, но ведь и мы принимали оралманов. И они, приехав в Казахстан, часто сталкивались с тем, что здесь они не могли найти работу без знания русского языка. Они-то думали, что в Казахстане все говорят на казахском. И это вина власти, которая не организовала ни системы мотивации, а где-то и принуждения, — как в школах или институтах. А у нас не создано таких условий. Одни говорят по-казахски, другие — по-русски, и эти два мира не пересекаются. И это очень опасно: эти два мира не знают чаяний друг друга.
И я считаю, что наша власть специально удерживает это положение, чтобы пользоваться политикой по принципу «разделяй и властвуй».
— Ну что ж, мы переходим к самой тонкой и волнующей теме: «Мухтар – оппозиционер». В «Фейсбуке» ты написал, что на митинги приходит все меньше людей, и «ради получасового собрания в 200 человек рисковать свободой (а возможно, и жизнью) лучших активистов общества теперь — объективно вред нашему общему будущему». Но если не митинг, что ты предлагаешь взамен?
— Да. Как бы нам ни хотелось обратного, но на митинги протеста выходят все меньше и меньше людей. А оснований для протеста – хоть отбавляй: это и расстрел в Жанаозене, это и рост цен после вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, это и кредитная кабала дольщиков, рост тарифов ЖКХ и т.д. Но народ не выходит на митинги протеста. Причина, на мой взгляд, в глубоко укорененной рабской психологии и страхе. Это стало результатом трагической истории ХХ века и закрепляется в последние годы независимости. Мы постоянно теряли пассионарный генофонд. Умных, образованных, независимых сгнобили. Физически выжили те, кто смог приспособиться, где-то конформизмом, где-то унижением, а где-то и трусостью. Тех, кто не был готов к этому – ликвидировали. Мы отвыкли бороться за свои права, за свое достоинство — личное, а потом и общественное. И все это отразилось на сегодняшнем дне: мы отвыкли защищать себя. Нужно работать над тем, чтобы самосознание народа восстановилось быстрее.
— Каким образом?
— Просвещение, объяснение, пропаганда. Да просто-напросто напоминанием того, что должно быть национальное достоинство. Например, в Жанаозене люди вышли на площадь ведь не потому, что им кушать было нечего. А потому что они посчитали, что задето их достоинство.
— Кстати, о национальном достоинстве. Ты позиционируешь себя казахским националистом. Что, неужели казахам так плохо живется в своей стране, что нужно отстаивать их права и интересы?
— Ну конечно. Да, во власти сидят в основном казахи. Но можно ли считать что они действуют в интересах народа, нации? Лично я так не считаю. Я, например, в ходе этой поездки увидел другое. То, что большая часть сельских жителей, это казахи. И в аулах они выживают, а не живут. Государство не обеспечило им достойного уровня жизни. Для них пять тысяч тенге – это большие деньги, деньги на которые семья будет неделю жить. В городах не лучше. Самую черную работу: дворников, на автомойках, на автозаправках, — у нас выполняет именно коренное население. Почему? Потому что казахский язык — это не язык успеха. Нужно знать русский, английский, китайский, чтобы устроиться на хорошую работу, подняться по социальной лестнице. У нас власть сама не говорит на государственном языке. Ни в стране, ни во время встреч с послами, или когда сами выезжают с госвизитами, или когда проводят совещания, — они почти не говорят на государственном языке. У нас ретранслируются российские телеканалы и радиостанции, из пяти с лишним тысяч газет у нас большинство завозится из России. Мы живем в российском информационном пространстве. А это называется «нарушение информационной безопасности». Вот обсуждение этих вопросов я и называю национализмом.
— Ты на самом деле думаешь, что казахам грозит культурное уничтожение?
— Поймите очень простую вещь. Если казахская нация не зацветет в Казахстане, в том числе экономически, — то она больше нигде не зацветет. У немцев есть Германия, у корейцев — Корея, у греков — Греция. У всех наших диаспор — русских, немцев, поляков, армян, азербайджанцев, — у них у всех есть своя историческая родина, свои национальные государства, где расцветает их культура, язык. И экономически расцветает.
А у казахов, кроме Казахстана, второй Родины нет. И это должно быть идеологически национальное казахское государство. Не «Казахстан для казахов», но Казахстан – это страна казахов. Кстати, это прямой перевод названия страны. Это не должно никого обижать, это – мировая практика, большинство стран мира — национальные государства.
И на этой земле все должны жить, делать бизнес, растить детей в мире, достатке, безопасности все без исключения граждане, но языком межнационального общения должен быть государственный казахский язык. Почему мы не можем построить национальное государство правовым, демократическим? С соблюдением прав всех граждан, независимо от национальности? Можем, просто у правящей элиты желания нет.
— Но согласись, что твои идеи трудно назвать привлекательными. Не думаю, что русскоязычной части населения захочется, чтобы их принуждали к изучению языка.
— Конечно, людей нужно мотивировать, стимулировать. Это вопросы госполитики, которые можно было бы решить, было бы желание. Это курсы на работах, возможно, за счет рабочего времени, надбавку к зарплате тем, кто знает язык…
Но власть заинтересована в том, чтобы сохранять эту ненормальную ситуацию и дальше. Для чего? Чтобы извлекать экономические сверхдоходы. Нужно, чтобы Казахстан и дальше оставался колонией. И ментально — прежде всего. Нужно, чтобы народ оставался с забитой рабской психологией, униженный. И тогда на митинги будет ходить не тысячи и не десятки тысяч, а несколько десятков человек. Потому что остальные будут запуганы и будут продолжать жить с рабской психологией. А если народ расправит плечи ментально, то он и спрашивать начнет, а где его богатства?
— Тебя послушать, так совсем жить не захочется. Очень мрачный прогноз. Получается, что в Казахстане никогда не будет светлых времен?
— Сегодня, да. Большая часть населения находится в состоянии страха. Раньше боялись, что придет участковый, гэбэшник, начнутся проблемы на работе. После Жанаозена стали бояться что власть начнет стрелять. И вот пока этот страх объединяет людей. Но страх не может быть вечным. Вечной может быть только справедливость. Она и победит в конце концов.
Лукпан АХМЕДЬЯРОВ
Справка «УН»
Мухтар Тайжан — магистр международных экономических и политических отношений Варшавского университета, кандидат экономических наук, президент просветительского и благотворительного фонда Болатхана Тайжан, в декабре 2011 года снял свою кандидатуру с выборов в Мажилис (нижнюю палату Парламента Республики Казахстан) в знак протеста против расстрела в Жанаозене.
Блин, вот вас всех поперло!! Вот вам мое мнение.
К слову о том, что Уральск казачий город. Смею напомнить вам, что Оренбург когда-то был столицей Казахстана. Но там никто не думает вспоминать об этом, не то, что говорить на казахском языке! Уральск был, есть и будет казаХским городом, уже потому что находится на казахской земле.
К вопросу о языках. Да, история нашего народа сложилась определенным образом. Не мы ее складывали, не наша вина, что мы не знаем казахского. Знаете, когда я бываю в России, мне даже завидно, ведь у них нет такой проблемы! Более того, кто приезжает к ним, просто обязан говорить на русском. А у нас? Сами до сих пор не можем освоить язык нашей страны, на котором просто обязаны говорить. Потому что не хотим, и не надо придумывать различные причины и вести ненужные споры. Я выросла в той среде, где казахский язык считался языком мамбетов, колхозников, как тогда говорили. Подумайте сами, когда я была маленькой, услышав как кто-то говорит на казахском языке и смеется при этом, я недоумевала, разве есть юмор и смех на казахском? Ведь на нем говорят только ущербные. Сейчас мне ужасно стыдно. Находясь уже в сознательном возрасте, я стала понимать, как, наверное, было больно и обидно казахам за такое отношение к языку и культуре? Неужели сложно научиться уважать казахский язык? Можно и выучить, было бы желание. Я лично поступила следующим образом: вышла замуж за истинного казаха, в его семье говорят исключительно на казахском. Сначала абсолютно ничего не понимала, представьте себе, сидим за столом, все общаются, смеются. Чувствуешь себя как минимум белой вороной, а иногда, даже изгоем. Муж, хорошо зная русский, помогал мне, переводил. Позже стала понимать. Когда сын пошел в казахский садик, стала вместе с ним изучать язык прямо с азов, с кел, кет и пр. Сейчас могу на самом бытовом уровне разговаривать, но могу же! Самое главное, я преодолела языковой барьер. Вы можете удивиться, но никто не смеется, когда я говорю на казахском!
В настоящее время определяем сына в казахскую школу. Будем дальше учиться вместе. Да, конечно, я буду писать научные статьи, но хочу хотя бы научиться читать их и понимать!
PS: пусть вас не смущает мой псевдоним, я казашка.
За Истинного казаха…За какого это истинного? Что,есть и не истинные?Вы считали,что на казахском говорят только ущербные! Да офигеть! В каком окружении вы росли.Я русский и Я никогда так не думал и сейчас не думаю.И язык я любой уважаю….Я лично поступила следующим образом: вышла замуж за истинного казаха,..Так вы вышли замуж для того,что бы выучить казахский язык? А другим что делать?А если любишь русскую?Поймите вы.исторически так сложилось,что в странах бывшего СССР говорят на русском .Пройдет лет 200 и в КЗ все равно будут говорить процентов 50 на русском.Россия рядом,руских много,вся информация на русском.Кому от этого плохо? Хотите учить казахский-да ради бога! Учите сами ,учите своих детей.Что ,сейчас русские с казахами не понимают друг друга? Что за истерия? Много стран,где два и более государственных языка.В Щвейцарии немецкоязычному никто не скажет,почему ты не говоришь на французском или итальянском! Там все говорят на смеси этих языков и никто от этого не страдает. Так и у нас .Русские,со временем начнут понимать казахский,а казахи русский.И для этого не обязательно выходить замуж за истинного(чуть не написал АРИЙЦА!)…Главное-не принуждать никого.Кому надо-выучит и китайский.И дело тут не в уважени а в нужде и потребности.Ну зачем мне его учить,если все мои друзья ,казахи,корейцы,греки,грузины,говорят на русском? Если я приезжаю в Болгарию ,Польшу,Прибалтику,В страны бывшего СССР,и меня понимают на русском..А где меня поймут на казахском? В каком ауле?Да я туда не езжу…Поэтому,при всем моем уважении,казахский я уже не выучу…Ну а вы молодец.Такой поступок сделали,! Надеюсь теперь вы более уважительно относитесь к казахскому языку…
Очередной разыгрывающий националистическую карту, чтобы пролезть в политики. Чтото создать очень трудно, а вот разрушить — ничего не стоиит. Интересная мысль проходит через всю стптью: «Долой все языки кроме казахского». Весь мир учит языки, а мы будем забывать. Кстати в Сомали например, нищета совсем не по языковой причине. А демократия наступит, когда такие как Тайжан, будут платить своим работникам достойную зарплату, будут относиться к людям по человечески. А то наши состоятельные люди, не кроме того что эксплуатируют свой народ нещадно, но и считают своим долгом унизить, считаа людей рабочим скотом. Озовитесь- кто у частника получает отпуск как в КЗОТе,или выходные регулярные. Так вот пуст перемены и реформы с себя начинают. А то все реформаторы предпочитают эксперементировать на самых незащищенных, простых людях. Наблюдая за ними из окна своего джипа.
Вообще то он не против других языков, он за то, что бы все знали казахский и что бы казахский язык был более требуем чем другие.
Алтын Орда всем затычку находит! Вашим языком только г…о мешать! Я родился и вырос,где и русских, и казахов проживало в равных долях. И вопрос о национальной принадлежности никогда не возникал. Наверное поэтому, там мирно сосуществуют разные нации до сих пор.
Уважаемые комментаторы, в связи с тем, что ваша дискуссия переросла во взаимные оскорбления и находится сейчас на грани дозволенного, администрация сайта приняла решение закрыть комментирование под этим постом. Спасибо за понимание.