“Причины подростковой преступности — всегда в семье”
— говорит начальник отделения ювенальной полиции отдела профилактической деятельности управления административной полиции Рапхат Кубаев.
Признаться честно, я ждала от этой беседы сверхновой информации. Мне — матери шестилетней дочери — было важно услышать от Рапхата Рипатовича золотые советы, как обезопасить ребенка в школе. Однако меня щелкнули по носу: только семья поможет ребенку избежать насилия и выстроить здоровые отношения в школе. Ведь даже в 16-летнем возрасте они еще дети, еще ищут опоры, поддержки и, главное, ответы на самые важные вопросы: что хорошо, а что плохо?
Да, у нас есть целый штат школьных инспекторов, психологов, администрация школы, полиция и т.д. Но они работают лишь с последствиями родительского воспитания.
— Расскажите пожалуйста, кто отвечает за безопасность ребенка в школе?
— Администрация школы и школьный инспектор.
— Разъясните, у кого из них какая зона ответственности по безопасности детей?
— Если вопрос связан с правонарушением и преступлением, нужно обращаться к школьному инспектору. Например, если у школьника украли сотовый телефон или отобрали. А если что-то между собой учащиеся не поделили, книжка пропала и так далее, нужно обращаться к администрации школы.
— Школьный инспектор находится в школе весь день, пока идут занятия?
— Нет, рабочий день школьного инспектора начинается в школе с 8 часов утра, когда начинаются занятия. Там он находится до 10 часов и идет к себе на работу, где получает материалы. Во время обеда, с 12 до 14 часов, он опять находится в школе, потому что в это время начинается пересменка. И вечером он в школе с 17 до 19 часов, когда учащиеся идут с уроков домой. Но на этом его рабочий день не заканчивается. Поужинав, школьный инспектор идет в опорный пункт участкового и работает там. Почему? Потому что учащиеся являются не только школьниками, но и жителями этого административного участка. Например, если ученик не посещает школу, то наши инспекторы идут вместе с социальным педагогом к ученику домой и выясняют причины пропуска занятий.
— Мы знаем, что в школах существуют поборы, вымогательство, как родителям обезопасить ребенка?
— Я тоже отец двух дочерей. В школе мои дети сотовый телефон не включают. Они звонят мне перед занятиями и после уроков, чтобы я знал, что с ними все в порядке и они идут домой или задерживаются. А у нас учащиеся пользуются сотовым на уроках, всем показывают, хвастаются. Потом обычно у них отбирают путем мошенничества: подходят, просят на время телефон, чтобы позвонить или посмотреть, а потом не возвращают. А многие родители путают эти действия с грабежом, мол, отобрали, а потом выясняется, что ребенок сам отдал телефон в руки мошенника.
— Что еще можете посоветовать родителям?
— Больше внимания уделять детям, беседовать с ними, наблюдать за интересами детей, как бы направлять их по жизни. Следующее, нужно иметь большой авторитет перед ребенком, чтобы тот советы искал не на улице или в школе, а дома, у родителей. Сами родители должны быть последовательны в своем воспитании и показывать пример. Например, бесполезно требовать ребенка не курить или не принимать алкоголь, если они сами на глазах у детей и курят и выпивают спиртные напитки. Получается, дети не знают, как поступать: как говорят им родители или делать то, что они видят?
— Какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании детей?
— Я заметил, что родители чаще всего воспитывают детей как из-под палки, а не путем убеждения. Пугают их, ругают или, наоборот, оставляют их без какого-либо внимания. Приведу пример пятилетней давности: 16-летний подросток совершил тяжкое преступление. Выясняем причины, и оказывается, что родители его уже давно развелись, отца мальчик даже не знает, а мать оставила сына своей матери и уехала куда-то. Мальчик вырос с бабушкой, но у нее с мальчиком не было ничего общего, она фактически только кормила и одевала его. В итоге он стал искать опору на улице, общался с ребятами старшего возраста, начал употреблять спиртные напитки и во время ссоры совершил тяжкое преступление со смертельным исходом.
— А что делать, если родители узнали, что у ребенка вымогают деньги или забрали телефон?
— Если установлен такой факт, нужно звонить в полицию на «102», и вас соединят с руководством отделения ювенальной полиции и помогут найти школьного инспектора. Затем нужно написать заявление, при себе нужно иметь документы на телефон. Очень важно пресечь вымогательство при первом же факте, чтобы ребенок снова не стал жертвой вымогателей.
— А что будет с тем несовершеннолетним, который вымогал телефон?
— Его берут на учет, он постоянно в поле зрения школьного инспектора.
— Возбуждаются ли уголовные дела в отношении несовершеннолетних по фактам вымогательства, краж?
— Да уголовные дела возбуждаются, кроме этого при установлении вины несовершеннолетнего родители привлекаются к административной ответственности по ст. 111ч.2 КРКоАП. За 7 месяцев т.г. учащимися средних общеобразовательных школ области было совершено 43 преступления (в 2011г. — 57), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение преступлений составляет 24,5%. Если рассматривать по категориям совершенных преступлений: краж 30 (в 2011г. — 19), грабежей — 14 (в 2011г. — 10) и вымогательств -2 (в 2011г. -1).
— Не верится, что в прошлом году был лишь один факт вымогательства, мы получали больше жалоб…
— Но эти жалобы часто подпадают под другие статьи – например, мошенничество. Как я говорил вам выше, дети чаще всего сами отдают сотовые телефоны, а дома боятся признаться родителям и рассказывают, что у них забрали силой и запугали. А бывает, что жалобы и вовсе не подтверждаются. Ребенок часто сами теряют телефоны или деньги, а признаться боятся.
Я считаю, что в таких случаях родители сами виноваты. Они покупают детям дорогие телефоны, а те боятся нести ответственность за них и лгут.
— Какие меры вы принимаете для профилактики преступлений?
— Мы сейчас выходим с предложением к Управлению образования установить во всех городских школах видеокамеры,потому что пример школ №24 и №34 показал, что эти меры очень действенны. Они в экспериментальном порядке установили камеры внутри школы и вокруг здания. И как только школьники скапливались где-то и вели себя подозрительно, к ним направляли школьного инспектора или завуча по воспитательной работе. Директора не нарадуются: не нужно обследовать территорию школы, достаточно следить за мониторами. И если происходит инцидент, то в течение недели можно восстановить цепь событий, участников и т.д. Это очень облегчает работу школьных инспекторов и полиции.
Также мы на августовской конференции подняли вопрос профессионализма школьных психологов. Вы сами знаете, что среди школьников происходят суициды, сейчас все чаще подростки становятся жертвами преступлений. И в этих случаях очень важен психолог, который выведет подростка из этого состояния. Ведь, прежде чем совершить суицид, подросток всегда дает знать об этом: либо он прямо говорит об этом, либо своим поведением покажет.
— А каковы наиболее распространенные причины суицидов среди подростков?
— Это неразделенная любовь и ссоры с родителями. Может даже стать толчком такой момент, когда подросток хочет провести вечер без родителей (день рождения отметить), а родители отказывают ему.
— Сколько суицидов произошло в этом году?
— Всего по области на сегодняшний день зарегистрировано 7 суицидов и 5 попыток суицида.
— Назовите самые криминогенные школы в Уральске и школы с благоприятным микроклиматом.
— По итогам семи месяцев т.г. наибольшее преступление совершено учащимися вечерней среде общеобразовательной школы г. Уральска – 4 преступления, наиболее благоприятными школами г. Уральска являются СОШ № 35, 36, 38 и многие другие.
— А вот вопрос поступил к нам от пользователя нашего сайта Альберта: — По каким качествам выбирают сотрудников для работы школьным инспектором? Требуется ли специальное образование или опыт работы?
— Нужно иметь высшее педагогическое или юридическое образование и опыт работы в органах ДВД не менее 5 лет. Это на вопрос о требованиях, Но мы еще проводим обязательное собеседование, где выясняются личностные качества человека. Очень важно, чтобы он любил детей.
Замира КОСМУРЗИЕВА
Вопрос: по каким качествам выбирают сотрудников для работы школьным инспектором? требуется ли специальное образование или опыт работы?
Кажется не требуются опыт работы, образование юридическое или педагог.А так вообще-то насколько я знаю в ИДН болшинство люди случайные,никаких интересов к работе с подростками.Пользы фактический от ИДН О,5 процента.т.к. нет грамотной организации работы.Если выявляется преступление совершенные подростками, то спешно стараются укрыть,так как портит показатель работы, а так латентных преступлений в среде подростков масса,но никто не работает.И потом говорят откуда преступность профессиональная берется,вот оттуда и берется.
«наибольшее преступление совершено учащимися вечерней среде общеобразовательной школы г. Уральска»
Если учащиеся обычной школы совершают какое-нибудь правонарушение, имеют слабую успеваемость, плохое поведение, то, прежде всего от них стараются избавиться, направив в вечернюю школу.
И ясное дело, что говорить о наибольшем количестве преступлений по вечерней школе можно только после этой информации, представив какой трудный контингент в ней.
Именно в ней как нигде, очень много работы для школьного инспектора, но вот беда, что из года в год инспекторов отрывают от основной работы. То для усиления охраны при прибытии какой-нибудь важной персоны, то для объявленной проверки паспортного режима, то ещё на какие-нибудь мероприятия.
И про школы с благоприятным микроклиматом не удивили, назвав лицеи, где неблагополучных семей практически нет. Эти семьи уж точно финансово не потянули груз школьных затрат на обучение в этих учебных заведениях.
Причины подростковой преступности не всегда в семье.
вся проблема от незанятости. чем детям заниматься? спортом? а у нас только самбо в почете, а оттуда прямой путь…. другие виды спорта сегодня есть, завтра не будет как обычно в нашем городе. нет агитации молодежи (со школьной скамьи) на благое дело. те инициативные люди кто привлекает молодежь в различные спортивные секции как правило энтузиасты которых пинают оттуда — сюда, а отсюда — туда. вынуждены они платить аренду, нести расходы, которые соответственно ложатся на учеников. надо не замов акимов десятками разводить а открывать центры молодежные, привлекать к здоровому образу жизни. а у нас строили — не достроили, открыли — закрыли.
У меня дочка в третьем классе. Дважды пропадала вторая обувь, после того как я подняла шум в последний раз — обувь подкинули в шкаф (явно работа уборщиц). Один раз одноклассница выманила и не отдавала дорогой телефон. Удалось вернуть только через полицию. Весь день мамашку с ребёнком продержали у участке, только тогда мама юной воришки отдала телефон. О как! Возбуждать дело не стали.
Люди,о чем вы говорите? Откуда возьмется порядок и порядочные сотрудники? Вы на себя посмотрите. Все ругают ментов,врачей,власть… А ведь везде,любой рабочий,инженер,да кто угодно думает только о том как поменьше поработать и побольше взять,а лучше если работу вообще на другого свалить! Согласитесь,ведь это стало принципом жизни.Ну а если в таком вот коллективе вдруг появляется чел добросовестный,то его просто начинают ЖРАТЬ,ВЫЖИВАТЬ,ПОДСТАВЛЯТЬ. И это во всех сферах. Но верна пословица-рыба гниет с головы. И не будем мы нормально жить пока живем по таким вот принципам гнилым.-
Дмитрий! Вы правы, действительно умный ,грамотный, трудоголик-коллега у большинство вызывает неприязнь, хотя многие из них не могут выполнять свои обязанности без помощи такой коллеги.А руководителем у нас вырастают в основном из числа подхалимов и неспособных «своих людей» и результате порождаем то что у нас есть, плохую полицию, слабую школу и т.д. и т.п.
Брехня, причина не в семье и это давно известно.Как говорится никто из родителей не хочет воспитать плохих детей.
Лично многократно имел дело с бездельниками и некомпетентными сотрудниками ИДН, участковыми инспекторами которым без разницы что творится на участках, кстати большинство сотрудников полиции таковыми и являются, в этом виновны руководство,которые сами крышуют безалаберному сотруднику, который соответственно и оказывает «услуги», и таки образом безалаберные руководители порождают таких же подчиненных, и выдвигают их на руководящие должности, в результате мы имеем полицию где процентов 20 личного состава можно назвать полицейским,остальные балласт.
Среди учителей точно такое же явление, особенно в сельской местности.Уровень знание и профессиональные способность учителей намного низок,зачастую у некоторых из них знание ниже чем у отдельных учеников,они так же безразличный к судьбе подростков.Массовая безработица породила такую ситуацию ,когда человек держатся на работу,хотя от него больше вреда, чем пользы.
А я бы очень хотела работать школьным инспектором! Причем у меня и педагогическое, и юридическое образование имеется. Кажется, работа довольно таки интересная))