“Причины подростковой преступности — всегда в семье”

— говорит начальник отделения ювенальной полиции отдела профилактической деятельности управления административной полиции Рапхат Кубаев.

Признаться честно, я ждала от этой беседы сверхновой информации. Мне — матери шестилетней дочери — было важно услышать от Рапхата Рипатовича золотые советы, как обезопасить ребенка в школе. Однако меня щелкнули по носу: только семья поможет ребенку избежать насилия и выстроить здоровые отношения в школе. Ведь даже в 16-летнем возрасте они еще дети, еще ищут опоры, поддержки и, главное, ответы на самые важные вопросы: что хорошо, а что плохо?

Да, у нас есть целый штат школьных инспекторов, психологов, администрация школы, полиция и т.д. Но они работают лишь с последствиями родительского воспитания.

— Расскажите пожалуйста, кто отвечает за безопасность ребенка в школе?

— Администрация школы и школьный инспектор.

— Разъясните, у кого из них какая зона ответственности по безопасности детей?

— Если вопрос связан с правонарушением и преступлением, нужно обращаться к школьному инспектору. Например, если у школьника украли сотовый телефон или отобрали. А если что-то между собой учащиеся не поделили, книжка пропала и так далее, нужно обращаться к администрации школы.

— Школьный инспектор находится в школе весь день, пока идут занятия?

— Нет, рабочий день школьного инспектора начинается в школе с 8 часов утра, когда начинаются занятия. Там он находится до 10 часов и идет к себе на работу, где получает материалы. Во время обеда, с 12 до 14 часов, он опять находится в школе, потому что в это время начинается пересменка. И вечером он в школе с 17 до 19 часов, когда учащиеся идут с уроков домой. Но на этом его рабочий день не заканчивается. Поужинав, школьный инспектор идет в опорный пункт участкового и работает там. Почему? Потому что учащиеся являются не только школьниками, но и жителями этого административного участка. Например, если ученик не посещает школу, то наши инспекторы идут вместе с социальным педагогом к ученику домой и выясняют причины пропуска занятий.

— Мы знаем, что в школах существуют поборы, вымогательство, как родителям обезопасить ребенка?

— Я тоже отец двух дочерей. В школе мои дети сотовый телефон не включают. Они звонят мне перед занятиями и после уроков, чтобы я знал, что с ними все в порядке и они идут домой или задерживаются. А у нас учащиеся пользуются сотовым на уроках, всем показывают, хвастаются. Потом обычно у них отбирают путем мошенничества: подходят, просят на время телефон, чтобы позвонить или посмотреть, а потом не возвращают. А многие родители путают эти действия с грабежом, мол, отобрали, а потом выясняется, что ребенок сам отдал телефон в руки мошенника.

— Что еще можете посоветовать родителям?

— Больше внимания уделять детям, беседовать с ними, наблюдать за интересами детей, как бы направлять их по жизни. Следующее, нужно иметь большой авторитет перед ребенком, чтобы тот советы искал не на улице или в школе, а дома, у родителей. Сами родители должны быть последовательны в своем воспитании и показывать пример. Например, бесполезно требовать ребенка не курить или не принимать алкоголь, если они сами на глазах у детей и курят и выпивают спиртные напитки. Получается, дети не знают, как поступать: как говорят им родители или делать то, что они видят?
— Какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании детей?

— Я заметил, что родители чаще всего воспитывают детей как из-под палки, а не путем убеждения. Пугают их, ругают или, наоборот, оставляют их без какого-либо внимания. Приведу пример пятилетней давности: 16-летний подросток совершил тяжкое преступление. Выясняем причины, и оказывается, что родители его уже давно развелись, отца мальчик даже не знает, а мать оставила сына своей матери и уехала куда-то. Мальчик вырос с бабушкой, но у нее с мальчиком не было ничего общего, она фактически только кормила и одевала его. В итоге он стал искать опору на улице, общался с ребятами старшего возраста, начал употреблять спиртные напитки и во время ссоры совершил тяжкое преступление со смертельным исходом.

— А что делать, если родители узнали, что у ребенка вымогают деньги или забрали телефон?

— Если установлен такой факт, нужно звонить в полицию на «102», и вас соединят с руководством отделения ювенальной полиции и помогут найти школьного инспектора. Затем нужно написать заявление, при себе нужно иметь документы на телефон. Очень важно пресечь вымогательство при первом же факте, чтобы ребенок снова не стал жертвой вымогателей.

— А что будет с тем несовершеннолетним, который вымогал телефон?

— Его берут на учет, он постоянно в поле зрения школьного инспектора.

— Возбуждаются ли уголовные дела в отношении несовершеннолетних по фактам вымогательства, краж?

— Да уголовные дела возбуждаются, кроме этого при установлении вины несовершеннолетнего родители привлекаются к административной ответственности по ст. 111ч.2 КРКоАП. За 7 месяцев т.г. учащимися средних общеобразовательных школ области было совершено 43 преступления (в 2011г. — 57), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение преступлений составляет 24,5%. Если рассматривать по категориям совершенных преступлений: краж 30 (в 2011г. — 19), грабежей — 14 (в 2011г. — 10) и вымогательств -2 (в 2011г. -1).

— Не верится, что в прошлом году был лишь один факт вымогательства, мы получали больше жалоб…

— Но эти жалобы часто подпадают под другие статьи – например, мошенничество. Как я говорил вам выше, дети чаще всего сами отдают сотовые телефоны, а дома боятся признаться родителям и рассказывают, что у них забрали силой и запугали. А бывает, что жалобы и вовсе не подтверждаются. Ребенок часто сами теряют телефоны или деньги, а признаться боятся.

Я считаю, что в таких случаях родители сами виноваты. Они покупают детям дорогие телефоны, а те боятся нести ответственность за них и лгут.

— Какие меры вы принимаете для профилактики преступлений?

— Мы сейчас выходим с предложением к Управлению образования установить во всех городских школах видеокамеры,потому что пример школ №24 и №34 показал, что эти меры очень действенны. Они в экспериментальном порядке установили камеры внутри школы и вокруг здания. И как только школьники скапливались где-то и вели себя подозрительно, к ним направляли школьного инспектора или завуча по воспитательной работе. Директора не нарадуются: не нужно обследовать территорию школы, достаточно следить за мониторами. И если происходит инцидент, то в течение недели можно восстановить цепь событий, участников и т.д. Это очень облегчает работу школьных инспекторов и полиции.

Также мы на августовской конференции подняли вопрос профессионализма школьных психологов. Вы сами знаете, что среди школьников происходят суициды, сейчас все чаще подростки становятся жертвами преступлений. И в этих случаях очень важен психолог, который выведет подростка из этого состояния. Ведь, прежде чем совершить суицид, подросток всегда дает знать об этом: либо он прямо говорит об этом, либо своим поведением покажет.

— А каковы наиболее распространенные причины суицидов среди подростков?

— Это неразделенная любовь и ссоры с родителями. Может даже стать толчком такой момент, когда подросток хочет провести вечер без родителей (день рождения отметить), а родители отказывают ему.

— Сколько суицидов произошло в этом году?

— Всего по области на сегодняшний день зарегистрировано 7 суицидов и 5 попыток суицида.

— Назовите самые криминогенные школы в Уральске и школы с благоприятным микроклиматом.

— По итогам семи месяцев т.г. наибольшее преступление совершено учащимися вечерней среде общеобразовательной школы г. Уральска – 4 преступления, наиболее благоприятными школами г. Уральска являются СОШ № 35, 36, 38 и многие другие.

— А вот вопрос поступил к нам от пользователя нашего сайта Альберта: — По каким качествам выбирают сотрудников для работы школьным инспектором? Требуется ли специальное образование или опыт работы?

— Нужно иметь высшее педагогическое или юридическое образование и опыт работы в органах ДВД не менее 5 лет. Это на вопрос о требованиях, Но мы еще проводим обязательное собеседование, где выясняются личностные качества человека. Очень важно, чтобы он любил детей.

Замира КОСМУРЗИЕВА

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать.

Можете нас поддержать через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

10 комментариев
  1. Albert says:

    Вопрос: по каким качествам выбирают сотрудников для работы школьным инспектором? требуется ли специальное образование или опыт работы?

  2. Тор says:

    Кажется не требуются опыт работы, образование юридическое или педагог.А так вообще-то насколько я знаю в ИДН болшинство люди случайные,никаких интересов к работе с подростками.Пользы фактический от ИДН О,5 процента.т.к. нет грамотной организации работы.Если выявляется преступление совершенные подростками, то спешно стараются укрыть,так как портит показатель работы, а так латентных преступлений в среде подростков масса,но никто не работает.И потом говорят откуда преступность профессиональная берется,вот оттуда и берется.

  3. «наибольшее преступление совершено учащимися вечерней среде общеобразовательной школы г. Уральска»
    Если учащиеся обычной школы совершают какое-нибудь правонарушение, имеют слабую успеваемость, плохое поведение, то, прежде всего от них стараются избавиться, направив в вечернюю школу.
    И ясное дело, что говорить о наибольшем количестве преступлений по вечерней школе можно только после этой информации, представив какой трудный контингент в ней.
    Именно в ней как нигде, очень много работы для школьного инспектора, но вот беда, что из года в год инспекторов отрывают от основной работы. То для усиления охраны при прибытии какой-нибудь важной персоны, то для объявленной проверки паспортного режима, то ещё на какие-нибудь мероприятия.
    И про школы с благоприятным микроклиматом не удивили, назвав лицеи, где неблагополучных семей практически нет. Эти семьи уж точно финансово не потянули груз школьных затрат на обучение в этих учебных заведениях.

  4. Руслан says:

    Причины подростковой преступности не всегда в семье.

  5. Марат says:

    вся проблема от незанятости. чем детям заниматься? спортом? а у нас только самбо в почете, а оттуда прямой путь…. другие виды спорта сегодня есть, завтра не будет как обычно в нашем городе. нет агитации молодежи (со школьной скамьи) на благое дело. те инициативные люди кто привлекает молодежь в различные спортивные секции как правило энтузиасты которых пинают оттуда — сюда, а отсюда — туда. вынуждены они платить аренду, нести расходы, которые соответственно ложатся на учеников. надо не замов акимов десятками разводить а открывать центры молодежные, привлекать к здоровому образу жизни. а у нас строили — не достроили, открыли — закрыли.

  6. Маша says:

    У меня дочка в третьем классе. Дважды пропадала вторая обувь, после того как я подняла шум в последний раз — обувь подкинули в шкаф (явно работа уборщиц). Один раз одноклассница выманила и не отдавала дорогой телефон. Удалось вернуть только через полицию. Весь день мамашку с ребёнком продержали у участке, только тогда мама юной воришки отдала телефон. О как! Возбуждать дело не стали.

  7. Дмитрий says:

    Люди,о чем вы говорите? Откуда возьмется порядок и порядочные сотрудники? Вы на себя посмотрите. Все ругают ментов,врачей,власть… А ведь везде,любой рабочий,инженер,да кто угодно думает только о том как поменьше поработать и побольше взять,а лучше если работу вообще на другого свалить! Согласитесь,ведь это стало принципом жизни.Ну а если в таком вот коллективе вдруг появляется чел добросовестный,то его просто начинают ЖРАТЬ,ВЫЖИВАТЬ,ПОДСТАВЛЯТЬ. И это во всех сферах. Но верна пословица-рыба гниет с головы. И не будем мы нормально жить пока живем по таким вот принципам гнилым.-

    • Тор says:

      Дмитрий! Вы правы, действительно умный ,грамотный, трудоголик-коллега у большинство вызывает неприязнь, хотя многие из них не могут выполнять свои обязанности без помощи такой коллеги.А руководителем у нас вырастают в основном из числа подхалимов и неспособных «своих людей» и результате порождаем то что у нас есть, плохую полицию, слабую школу и т.д. и т.п.

  8. Тор says:

    Брехня, причина не в семье и это давно известно.Как говорится никто из родителей не хочет воспитать плохих детей.
    Лично многократно имел дело с бездельниками и некомпетентными сотрудниками ИДН, участковыми инспекторами которым без разницы что творится на участках, кстати большинство сотрудников полиции таковыми и являются, в этом виновны руководство,которые сами крышуют безалаберному сотруднику, который соответственно и оказывает «услуги», и таки образом безалаберные руководители порождают таких же подчиненных, и выдвигают их на руководящие должности, в результате мы имеем полицию где процентов 20 личного состава можно назвать полицейским,остальные балласт.
    Среди учителей точно такое же явление, особенно в сельской местности.Уровень знание и профессиональные способность учителей намного низок,зачастую у некоторых из них знание ниже чем у отдельных учеников,они так же безразличный к судьбе подростков.Массовая безработица породила такую ситуацию ,когда человек держатся на работу,хотя от него больше вреда, чем пользы.

  9. Асель says:

    А я бы очень хотела работать школьным инспектором! Причем у меня и педагогическое, и юридическое образование имеется. Кажется, работа довольно таки интересная))

x
2024-09-18
Утром8.2 ℃
Днем18.81 ℃
Вечером19.99 ℃
Ночью13.7 ℃
Влажность24 %
ДавлениеhPa 1031
Скорость ветра5.88 м/с
2024-09-19
Утром8.64 ℃
Днем20.06 ℃
Вечером19.55 ℃
Ночью14.08 ℃
Влажность28 %
ДавлениеhPa 1025
Скорость ветра3.37 м/с