Убийство Александра Боженко не случайность
«Guljan».
Общественность не верит в официальную версию устранения важного свидетеля.
Вчера тело 23-летнего Александра Боженко было предано земле. Несмотря на всю «убедительность» официальной версии убийства парня, у многих наблюдателей возникают сомнения. Наши респонденты видят разные причины расправы над Сашей, но суть их одна – до конца верить полицейским, против которых он выступал, нельзя.
Официально – нереально?
Напомним, судя по официальной версии, преподнесенной нам прокурором Жанаозена Маратом Тойжаном, 7 октября Саша Боженко вышел в три часа ночи в магазин за минералкой. Там он стал свидетелем ссоры продавщицы и двух пьяных юнцов из-за недоплаченных 50 тенге. Александр якобы выразил готовность доплатить, но его инициатива вызвала бурную обратную реакцию у Нурсултана Тулешева и Куата Рызабекова – двух 19-летних парней, проживающих в 5 микрорайоне. Они избили Боженко, а затем отвезли (на такси) его к ресторану «Хан Шатыр». Там и нашел парня полицейский патруль через пару часов. С серьезной черепно-мозговой травмой Александр был доставлен в городскую больницу. Несколько дней он пролежал в реанимации, а 11 октября врачи констатировали наступление смерти.
Это событие держалось в строгой тайне, но по городу поползли слухи. Вскоре весть о гибели молодого свидетеля обвинения, заявившего о пытках и угрозах со стороны следствия, получила широкую огласку. По времени это примерно совпало с выявлением и задержанием главных подозреваемых в нападении на Боженко.
Отметим, некоторые официальные лица заявляли, что Боженко находился в состоянии алкогольного опьянения, но доказательств этому представлено не было. В то же время сам Александр был знаком многим жанаозенцам, и никто его не мог даже представить пьяным, так как парень жил по канонам ислама. По этим же законам его и похоронили вчера…
Несмотря на всю правдоподобность официальной версии, многие общественные деятели и гражданские активисты выражают сомнения по данному поводу. Об этом красноречиво говорит ряд акций, прошедших в нескольких городах страны, а также далеко за ее пределами. В первую очередь такая уверенность звучала из-за того, что сам Саша не раз заявлял, что ему угрожают, но при этом утверждал о готовности еще и еще раз повторять то, в чем признался на процессе.
Сторонники официальной версии, даже принимая политическую подоплеку дела, говорят, что смысла убивать Александра Боженко, который вроде уже все сказал, не было. Тогда какова причина убивать парня именно сейчас?
Месть… но чья?
Полиция рассматривала версию мести. Якобы кто-то из подсудимых, против которых он выступал в суде под вымышленным именем, расправился с ним. Но ведь на том же процессе Александр покаялся и был прощен всеми подсудимыми.
Президент фонда «Либерти» Галым Агелеуов, который и огласил широкой придерживается того, что парень стал жертвой человека, затаившего обиду. Однако, в отличие от следователей, Г. Агелеуов говорит о мести самих полицейских:
– Если брать версию о последствиях жанаозенского процесса, то, возможно, ему отомстили за то, что он пошел наперекор первоначально запланированному. Допустим, тот же полицейский, приставленный к свидетелю Боженко, чтобы наставлять его и следить за его выступлениями, сейчас и расправился с ним за дерзость.
Чтобы лишнего не взболтнул!
Впрочем, говорить о том, что Александр Боженко рассказал абсолютно все, что знал, тоже рановато. Он мог теперь выступить на стороне нового следствия (внутреннего или международного) по фактам пыток во время расследования «жанаозенских беспорядков». То, что свидетель Боженко мог еще навредить правоохранительным органам, вполне допустимо и по выводам, которые делает член международного комитета «Жанаозен-2011» Макс Бокаев:
– Дело в том, что в последние месяцы в Жанаозен стали очень часто приезжать разнообразные международные наблюдатели и правозащитники. Примерно раз в неделю приезжали то одни, то другие. Вполне допускаю, что некоторые из них встречались с Боженко и, возможно, договорились о будущих встречах. А с ним, видимо, расправились, чтобы лишнего не взболтнул.
Действительно, выявление истинных виновных в расстреле безоружных людей 16 декабря 2011 года и расследование последующего террора против жанаозенцев – это лишь вопрос времени, а Европа сейчас всерьез заинтересовалась подноготной «массовых беспорядков». Так это или нет, но Макс Бокаев уверен, что причислять это преступление к обыкновенной «бытовухе» еще рано:
– Сейчас ночью в Жанаозене даже шепотом переговариваться с кем-либо любой побоится, не говоря уже о громкой и продолжительной драке, тем более что многие правоохранители расквартированы по всему городу, и незамеченным это избиение не осталось бы. У следствия есть видео? Так покажите нам его! Покажите тех задержанных подозреваемых, как это они делали с Владом Челахом или партией «Алга!».
Чтобы неповадно было
Убийство Боженко, делает вывод Макс, вернуло многих жанаозенцев во времена комендантского часа, поэтому местные жители опасаются открыто делиться собственным мнением. То есть еще одной причиной мог стать некий акт устрашения. Здесь прослеживается явная параллель с убийством 16-летней Оксаны Никитиной, дочери активистки оппозиции, во времена президентской кампании 2005 года.
Наверное, никто не будет спорить с тем, что местные жители хранят еще много тайн, которые могут произвести эффект, подобный реакции на видео пользователя под псевдонимом «Сауле-540». Убийство Александра Боженко может явиться лишь верхушкой айсберга, уверена правозащитница Асель Нургазиева, которая сейчас представляет права родственников жанаозенцев, расстрелянных полицейскими:
– Александр вполне мог стать ключевым свидетелем на предстоящих процессах, связанных с пересмотром так называемого «дела 37-ми», в которых обязательно будет поднята проблема с выбиванием показаний. А такой суд, я уверена, все же состоится. И даже работники правоохранительных органов это понимают, кто-то даже увольняется.
А. Нургазиева сообщила, что глубоко сомневается в официально обнародованной версии:
– Я была на суде, когда Боженко раскаялся и расплакался, попросив прощения у тех, кого полицейские заставляли оклеветать. Несмотря на угрозы, он все-таки рассказал правду. Тем самым он подал пример другим «свидетелям обвинения». Считаю, что его поступок – поступок честного человека!
Асель согласилась с мнением, что за этим убийством могут последовать и другие. В Жанаозене продолжает проливаться кровь. В прошлом году в течение одного месяца были убиты лидер профсоюзного движения нефтяников Жаксылык Турбаев, дочь активиста бастующих рабочих Жансауле Карабалаева, совершена целая серия вооруженных нападений на тех, кто поддерживал забастовщиков или сам находился на площади перед акиматом Жанаозена. Жестоко были избиты журналисты видеопортала «Стан ТВ», работавшие в те дни на месте событий.
И вот теперь – Александр.
И сегодня мы узнали, что несколько дней назад разбил паралич Алтын Кушерову – безутешную мать 16-летнего Рахата – того самого, кто числится погибшим во время декабрьских событий прошлого года…
А что говорят задержанные в убийстве Боженко? с ними надо тоже побеседовать