Год в национальной трагедии
Было ли в истории казахов такое, чтобы наши предки убивали друг друга?
Все говорят: нет, не было.
«Бывали хуже времена, но не было подлей…».
Вы взаправду думаете, что это не о нас, не про нас и расплата за пролитую в Жанаозене полицейскими кровь соотечественников, нас не коснется?
Мы уже год живем в состоянии национальной трагедии, хотя мы не хотим этого ни осознавать, ни признавать, ведь даже траура не объявили. Власти хотели бы, чтобы мы продолжали жить как ни в чем не бывало. Ну типа убили 16 человек, в том числе женщин и подростков, ну и что? Перешагнули через пролитую кровь, и пошли все жить дальше своей жизнью.
Не получится. Как бы мы ни избегали посмотреть прямо в лицо своему несчастью, оно будет жить в нас, плодя свои разрушительные последствия. До тех пор, пока мы не найдем в себе мужества увидеть всю глубину трагедии, все ее корни, и не скажем все вслух — чего боимся, что прячем. И затем простим друг друга. И, главное, — скажем себе и всем, ради чего, какой страны, какого ее будущего мы сделаем эту тяжкую работу.
Ничего из этого за год после трагедии не было сделано. Напротив, продолжается воспроизведение ровно того же , что породило эту трагедию и кровь. Власти как лгали, так и лгут и недоговаривают, проталкивая в общество удобные себе версии произошедшего. А для верности еще и усилили силовое давление на редких несогласных, что осмеливаются выражать свое мнение. Крышка котла общего недовольства задраивают уже наглухо, не оставляя и щелки для свободного тока воздуха…
Итак, общего осмысления произошедшей трагедии не произошло, истина так и не стала нашим достоянием. А потому год спустя общество не ждет ничего лучшего. И вот ведь что: спроси людей, а какой бы страны они хотели, какого в ней будущего для общества — в конкретных деталях, как общей цели, никто не скажет. Я упорно задавала этот вопрос на форуме на нашем сайте, и никто мне на него так и не ответил. И вот почему.
«Мне действительно страшно задавать себе этот вопрос, — признался наконец один из пользователей. — Я умею и могу добиваться того, что я хочу для семьи, в своем бизнесе — в границах личного комфорта. Но какое будущее я хочу для своей страны — тут я ощущаю свое бессилие, свою несостоятельность. Мне действительно больно это осознавать, именно поэтому я, оказывается, не хочу и думать об этом. Потому что тут от меня ничего не зависит».
И вы еще думаете, что это просто совпадение то, что именно в День независимости в стране случился Жанаозен и произошло высшее бесправие — на граждан было направлено оружие и отнята их жизнь?
Вы знаете, что не выученные уроки повторяются?
В круге первом
Завершается год, потрясающий своими событиями и выводами из них. Самый главный вывод — казахстанское общество полностью готово к тоталитарному строю.
Суды над оппозиционерами, нефтяниками и Челахом показали одно — нашему народу можно впихивать какую угодно ботву, он будет ее молчаливо жевать. Максимум, на что хватило всякого масштаба деятелей, — обсуждать события в Интернете. Молчаливая и соглашательская позиция с издевательством над следствием, судом и здравым смыслом называется в Казахстане единением народа.
Возьмем дело Челаха. Люди в стране в основном разделились на два лагеря: виновен — не виновен. Парадоксально, что по обеим сторонам есть достаточное количество народу, признающего, что и следствие, и суд явили собой очередной фарс. Многие люди осудили или оправдали солдата в своих сердцах, опираясь на интуицию и логику.
Произошедшее с Сашей Боженко вообще показало — чтобы попасть в жернова назарбаевщины и быть растертым в пыль, не надо становиться оппозиционером или журналистом. Эта поучительная, казалось бы, история о том, что в современном Казахстане любого могут затащить в полицию, пытать, выбить нужные показания, а позже просто убить, осталась без общественного резонанса.
Оказалось, что казахстанское общество за своей толерантностью скрывает трусость, апатию, пренебрежение к гражданским правам, отчаяние и какую-то беспросветную безысходность бытия. Пока убивают другого — меня это не касается.
Последнее событие, которое на фоне потока правового беспредела осталось незамеченным, — арест на 15 суток гражданского активиста Бахытжан Торегожиной. Примечателен он тем, что ее упекли за решетку на основании фальшивого доноса, сделанного студентом. И это уже 37-й год.
На протяжении всего года власть демонстрировала свое пренебрежение законодательными нормами, полностью выстроила систему отношений, при которой очевидно, что доказывать свою правоту абсолютно бесполезно, даже если на твоей стороне все — закон, право, логика, здравый смысл, совесть.
Искренне жаль тех людей, которые наивно полагают, что они смогут выжить в такой системе, не запачкавшись. Рано или поздно выбирать между совестью и свободой придется каждому, как это уже было в 30-е годы прошлого века. Им будет хуже всего. Они не успеют убежать, и им тяжело будет перестраиваться. Потому что выбирать нужно уже сегодня.
Судя по последним тенденциям — доносам, соглашательству, безропотности — казахстанское общество уже готово к тому, чтобы власть без особых церемоний перешла к полному уничтожению гражданских прав и свобод и установлению тоталитарного строя. Своим молчанием казахстанцы благословили ее на дальнейшие репрессии. Челах, Боженко, Торегожина — это начало. Я бы сказал, круг первый.