Мародеры, грабежи и тысячи трупов — Филиппины после тайфуна
Фото AP с сайта New York daily news
Во власти озверевших толп мародеров оказался сейчас остров Лейте в центральной части Филиппин, по которому в минувшую пятницу пронесся чудовищный тайфун «Хайян» — возможно самый мощный за всю историю наблюдений. В зоне разрушений идут массовые повальные грабежи: сегодня местные сайты сообщили, например, о налете нескольких тысяч обезумевших людей на продуктовый склад. Вооруженные солдаты ничего не смогли сделать с толпой, которая унесла десятки тысяч мешков с рисом. Во время разграбления склад рухнул – под обломками были насмерть раздавлены восемь мародеров.
Вообще-то тайфуны для Восточной Азии – дело привычное. Их бывает там в среднем по двадцать в год. Практически все тайфуны, зарождающиеся на Тихом океане к северу от экватора, ударяют по островным Филиппинам – такое уж счастливое у этой страны географическое положение. И только потом некоторые движутся на Вьетнам и юг Китая, а другие на Японию и Южную Корею.
Тайфун не проходит бесследно даже в Японии: оползни и наводнения перерезают горные дороги, заливают грязью одиноко стоящие дома в сельской глубинке, сорванный ветром рекламный щит может убить человека. Еще больше ущерб бывает в странах, мягко говоря, небогатых типа Филиппин. Но «Хайян», 30-й в этом году тропический ураган, был не просто бедой, это был кошмар, немыслимый и невообразимый.
Порывы ветра в зоне тайфуна достигали почти неправдоподобной скорости 105 метров в секунду. Поверьте моему личному опыту – очень трудно устоять на ногах уже при ветре, несущемся со скоростью 25 метров. Невиданный по мощи тайфун с легкостью выворачивал на острове Лейте пальмы, разносил в клочья деревянные дома. Но главное, он устроил подобие цунами – на местный административный центр Таклобан, например, обрушилась волна высотой пять метров. Город с населением 220 тыс человек был сметен с лица земли практически полностью. Сейчас это просто пространство, густо покрытое обломками, с немногими уцелевшими постройками.
Однако в полностью разрушенном аэропорту Таклобана чудом осталась более-менее нетронутой взлетно-посадочная полоса, куда стали приземляться самолеты филиппинской армии. Поначалу они привозили не столько припасы, сколько солдат, включая элитное подразделение коммандос. Они взяли под жесткий контроль периметр вокруг взлетно-посадочной полосы, которую сейчас осаждают тысячи измученных и голодных людей, потерявших все имущество. Они пешком среди гор развалин бесконечной чередой идут к аэропорту в надежде улететь куда угодно – где есть вода, еда и хотя бы какая-то крыша над головой.
Однако такие надежды у большинства пока не сбываются: вооруженный автоматическими винтовками спецназ оттесняет возбужденные толпы от взлетной полосы к руинам аэропорта. На борт самолетов пока берут только раненых, больных, маленьких детей. Кстати, в воскресенье в толпе беженцев беременная женщина прямо на грязном бетоне аэропорта произвела на свет здорового младенца, девочку. Ее навали «Джой» — «Радость».
Добирающихся до Таклобана иностранных репортеров строго предупреждают – в город без охраны не ходить. Там смертельно опасно. «Люди немного помешались от горя и шока»,- разъяснил филиппинский офицер прибывшим в аэропорт японским журналистам.
В обломках разрушенных домов и магазинов жители Таклобана ищут еду и, главное, питьевую воду. В городе на берегу океана полностью выведен из строя водопровод, колодцы забиты мусором, люди умирают от жажды. Из-за бутылок с водой и других припасов вспыхивают ожесточенные кровавые бои между группами мародеров. Отбив продовольствие у конкурентов, банды целенаправленно прочесывают руины в поисках денег и ценностей, грабят беженцев и беззащитные магазины, разбивают банкоматы. Нападениям подверглись даже пункты Красного креста, пытающиеся наладить раздачу продовольствия.
«Гуманитарной операции мешают нарушения закона и порядка, поскольку отчаявшиеся люди разграбляют запасы воды и продовольствия»,- дипломатично констатировал вчера на пресс-брифинге в Женеве представитель Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.
Местные власти в Таклобане частично погибли, частично разбежались. Из почти 300 полицейских на работу сейчас вышли меньше двадцати, городская администрация отсутствует. По мнению прибывших в Таклобан репортеров, чиновники заняты только спасением собственных семей и попытками сконцентрировать под личным контролем как можно больше еды и воды. Это сейчас – главная валюта в зоне бедствия, а подразделения вооруженных солдат пока полностью порядок восстановить не могут. Хотя их группировку наращивают – в зону бедствия отправлено уже 7 тысяч военных и полицейских.
Не менее тяжка и другая проблема – огромное количество разлагающихся трупов, которые открыто лежат среди руин. На острове Лейте сейчас днем термометр показывает выше 30 градусов по Цельсию. Еще немного, и там начнутся эпидемии с непредсказуемыми последствиями.
Сколько людей погибло – пока не знает никто. Президент Филиппин Бенигно Акино в по вторник в телеинтервью сказал, что жертв будет 2 – 2,5 тысячи. Но его слова встретили с горькими скептическими улыбками работники гуманитарных организаций, действующих в Таклобане. Ранее, кстати, власти заявляли, что в городе погибло более 10 тысяч человек, что, по прикидкам приехавших туда журналистов, более похоже на правду. И это только в Таклобане.
По-прежнему неизвестно, что творится в других районах Лейте и соседних островов, где тоже имеются обширные районы сплошных разрушений. Самолеты и вертолеты там приземлиться не могут, дороги полностью завалены обломками. Особые опасения вызывает ситуация в отрезанном от внешнего мира городе Гуиуан на соседнем острове Самар с населением 40 тыс человек – разведка с воздуха показывает, что он почти полностью уничтожен. Не менее 2 тыс человек пропали без вести в еще одном городке в 10 километрах от Таклобана.
Пока филиппинские власти сообщили, что, по первым прикидкам, в целом пострадали почти 11 миллионов человек в 39 провинциях. Полностью разрушены более 20 тыс домов, еще столько же – частично. В положении беженцев оказались почти 700 тысяч человек. Президент Филиппин Бенигно Акино провозгласил режим национального бедствия, что дает ему возможность потратить почти полмиллиона долларов на спасательные работы и ввести систему контроля над ценами. ООН призвала мировое сообщество к пожертвованиям еще на сумму примерно 300 млн долларов.
Тем временем о помощи Филиппинам уже объявили 22 страны, многие международные организации. Российский МЧС отправил два самолета с госпиталем, врачами и спасателями. Япония и Австралия дают по 10 миллионов долларов безвозмездной помощи, Лондон – 16 миллионов, Вашингтон – 20 миллионов. Они направили и отряды спасателей. Однако серьезные работы, как полагают, могут начаться, когда к Филиппинам через пару дней подойдет американский атомный авианосец «Джордж Вашингтон» — у него на борту 5 тысяч моряков, более 80 самолетов, вертолетов и транспортных конвертопланов. К стране движутся и четыре других корабля ВМС США, которые превратят в базы спасательных операций.
Однако с каждым часом число погибших будет нарастать, поскольку немало людей по-прежнему остаются под развалинами. В отрезанных районах, кстати, иногда на время восстанавливается связь. «Над нами летают самолеты воздушной разведки,- написал во время одного из таких сеансов на Фейсбук-страничке вооруженных сил житель разрушенного города на острове Самар.- Но вы ведь уже знаете размеры ущерба. Больше не нужны такие полеты. Нам нечего есть, мы в отчаянии, нас все бросили. Помогите!»
И живые позавидуют мёртвым…