Наши предки: между живыми и мертвыми
Задавались ли Вы вопросом, откуда у нас столько поверий? Вот говорят «Табалдырыкка турма» или «Босагага таянба». Мало кто знает почему, а все равно боятся.
Когда я писала дипломную работу на тему поминального плача у казахов и у арабов, я наконец узнала откуда столько запретов. Порой нелепых. В те времена, когда сакские племена практиковали выплату компенсации за убитого (кун), родственники убитого приходили в дом убийцы и вставали в дверном проеме, облокотившись, и это значило что они пришли за компесацией (кунын сурап келди). Поэтому, это и считалось плохой приметой.
А эта — «тизенди кушактама» (не обнимай колени), — берет свое начало от обряда оплакивания умерших. Женщины распускали волосы, рвали на себе одежду и сидя начинали причитать, обняв колени. Не важно, родственница это была или наемная плакальщица. Вот отсюда и поверие шашынды жайма (не распускай волосы).
А жети шелпек? Не помню, кажется саки пекли хлеб и раздавали на поминках. Они верили, что если съесть кусочек, то установится связь между живым и умершим.
Сорок дней пошло от тюрков, если не ошибаюсь. 40 дней после рождения и 40 дней после смерти считались переходным периодом, верили, что душа покидает тело или душа соединяется с телом в течении 40 дней.
Ну а собственно почему я вспомнила. Тут на днях моя мама собиралась в гости и говорит мне: Айжан, а есть какой-нибудь отрез?
В смысле ткани. Я конечно посмеялась и говорю, мол де мам ну откуда у меня материя дома. А знаете, это ведь у тюрков, разрезалась одежда умершего и раздавалась родным, они верили, что кусочек его одежды установит связь с умершим. Отсюда и появился жыртыс. Некоторые до сих пор верят, что когда рвешь ткань, то освобождаешь умершего от грехов, поэтому ткань не режут, а рвут.
Айжан ХАМИТ
Опубликовано в социальной сети
Очень интересная и познавательная статья, вообще у казахов много, что связано с потусторонним миром и духами.Возможно это осталось еще со времен тенгрианства и шаманизма.Можно вспомнить, еще что наши предки мчались на врагов с боевым кличем «Аруах!», призывая духов на помощь.В пониманий казахов настоящий мужчина-ер должен быть духовитым-рухты, этого зачастую не хватает современным парням.Но когда смотрю на наших боксеров-казахов, понимаю что не все еще потеряно.Еще раз спасибо, Айжан за статью.
духовности не хватает, добра! сейчас парни (особенно толпой) даже по тротуару идут, как будто на врагов мчатся. каждый друг на друга волком смотрит, думает, что от этого мужественнее станет.
а статья интересная.. )
С течением времени,изменением образа и качества жизни многие традиции народа за не имением основы будут утеряны. У нас на западе забыта традиция «жоқтау», на юге это традиция сохранена. Сохранились традиция раздача ценных вещей и одежды умершего.
А также «көңіл шәй» когда родственники,соседи,друзья приглашают в гости семью умершего чтобы выразит соболезнование,успокоить их,вспомнить хорошим словом покойного. Пришедшие на похороны обязательно материально поддерживают.Не забыты некоторые плохие поверия, например супруга никогда метлу не прислонит в углу,она ее обязательно положет,говорит что будет плохо. Объяснить конечно не может, помнит что говорила ее бабушка.
За то у нас на западе есть такая хорошее традиция как «Көріс Айт».
Помню как-то в детстве, в райцентре, всем народом выходили в степь и резали скот — просили дождя. Весёлое время, причём советское!
почему, это и до сих пор есть. Собирают деньги и режут скот, чтоб просить дождя. В поселке постоянно так делают)))
Ну сейчас ладно, чудаков много, но в советское время, в эпоху атеизма.
Это не чудачество, в советское время кстати это запрещалось, только в конце совка люди все начали давать садақа, что бы лето не было засушливым.
В самом процессе мне кажется главное не сама цель вызвать дождь а организовать людей т.е. это мероприятие объединяло людей аула, толкало людей на пожертвование для общего дела, даже находящие в ссоре или вражде аулчане вместе организовывали это мероприятие, тем самым понимая, что они нужны друг другу. Это хорошее доброе мероприятие.
Слово «нелепость» здесь не совсем уместно. Многие поверья достались нам от языческой веры наших предков. И зачастую данные поверья несут большую смысловую и морально-этическую нагрузку. Все они соблюдались для семейно-бытового уклада и упорядочивания общественной жизни.
Возможно некоторые поверья смешались или модифицировались под влиянием других религий. Но все они преследуют одну цель: познание бытия, т.е. себя и окружающего мира.
И уверяю скептиков, что не все в нашей жизни подчиняется законам физики и теории случайных чисел. Это уже данность.
«не все в нашей жизни подчиняется законам физики и теории случайных чисел.» Морально этические поступки человека,как положительного так и отрицательного полностью зависит от воспитания в сексо-психологическом аспекте. Рекомендую труды Зигмунда Фрейда.
Мне недавно один аксакал рассказал, про 40 дней после кончины и я в нем помню даже рассмотрел научную точку.
Но с моему дикому сожалению я забыл детали. Возможно вспомню.
Плохо,когда не знаешь да еще забудешь))
Зачем такой злой?
Да а я честно и не знал, про почему отмечают «40 дней» после кончины
с погребальными обрядами связано огромное количество суеверий, высказываний, поговорок. «Пришёл каюк», «перемывать косточки»… а та же избушка на курьих ножках есть разновидность домовины, где северные народы хоронили умерших.
Спасибо за статью — необычно для данного ресурса и конечно же познавательно.
На счет советских времен, хоть и времена атеизма были обратите внимание во всех до единого советских фильмах обязательно показывали либо церковь с куполами либо иконы. Вот вам и атеизм советских времен. Человечество при любом строе всегда верил в бога и соблюдал обычаи.
Что я не замечал показ храмов во всех советских фильмах