04.12.2013 в 18:38 44

Картина дня Страна

ТС перекрыл Казахстану дорогу в ВТО

В этом году во Всемирную торговую организацию приняли даже Таджикистан, хотя Астана подала заявку на пять лет раньше, чем Душанбе

ВТО

В казахстанских СМИ продолжают мелькать фразы типа «на пороге вступления в ВТО», хотя от «порога» мы теперь, возможно, дальше, чем в 2009 году.

О том, что установленный для вступления Казахстана в ВТО срок – декабрьская, 2013 года, министерская конференция на Бали – сорван, стало известно в июне, после очередного заседания рабочей группы ВТО по Казахстану. Причем нам не то что новый срок — не установили даже даты следующего заседания, пояснив, что она зависит «от представления необходимых технических материалов». Риторика чиновников ВТО была тогда непривычно резкой: была выражена «серьезная озабоченность» в связи с тем, что «системные проблемы остаются по целому ряду вопросов».

Позже в интервью «Радио ООН» глава департамента присоединения ВТО Чиду Осакве объяснил, что Казахстан сможет стать членом организации только при решении таких ключевых проблем, как согласование экспортных и импортных тарифов, упрощение торгового режима, а также стандартизация норм, относящихся к инвестициям в торговлю.

Похоже, это оказалось неожиданным и очень неприятным сюрпризом для казахстанских властей – ведь даже Таджикистан приняли в ВТО в этом году, хотя наша заявка была подана на пять лет раньше. С интеграцией явно что-то пошло не так, и Нурсултан Назарбаев на встрече в Минске с нескрываемым раздражением заявил, что вопрос создания Евразийского союза с Россией и Белоруссией Казахстан готов обсуждать только после вступления в ВТО.

Адресат этого раздражения тоже ясен – именно Владимир Путин в момент подписания договора о Таможенном союзе (лето 2009) заявил о том, что наши страны теперь прекратят двухсторонние переговоры и будут вступать в ВТО одновременно. Неизвестно, в чью голову светлую пришла эта идея, но наверняка не переговорщикам, которые знали, что Белоруссия, например, не прошла к тому времени и трети даже чисто технических моментов. Но политическая культура трех союзных стран оказалась идеально совместимой: ни один чиновник ни из одной переговорной делегации не выразил публично сомнений в успешности «блицкрига», хотя ВТО как могла опровергала такую возможность.

Двусторонние переговоры были возобновлены лишь весной 2010. Но шли они уже в другом формате.

«Все вопросы, которые касаются нас и стран ВТО, мы ведем на двустороннем уровне, но по всем вопросам, которые находятся в компетенции комиссии ТС – импортные таможенные пошлины, нетарифные меры, такие как лицензирование импорта, использование количественных ограничений, – мы ведем на унифицированных условиях, для того чтобы после вступления одной из стран ТС в ВТО Таможенный союз мог де-факто и де-юре функционировать», – объясняла тогда глава переговорной делегации Казахстана, министр экономического развития Жанар Айтжанова.

А Максим Медведков, руководитель российских переговорщиков, возглавивший в то время и Единую переговорную группу ТС, и вовсе утверждал, что это большое благо для Казахстана: «Наши (российские. – F) переговоры помогут Казахстану и Беларуси решить свою часть быстрее. Мы сейчас 90% времени обсуждаем вопросы, связанные с Таможенным союзом, – как совместить правила ТС с правилами ВТО. Как только Россия эту дискуссию закончит, ее результаты в полном объеме могут быть использованы в присоединении Казахстана и Беларуси. Это сэкономит им время».

Тогда и он, и наши высокопоставленные чиновники утверждали, что разрыв между вступлением России и Казахстане – не более года.

О выгодах совместных переговоров пелось так дивно, что в это поверили все – потому что хотелось верить. При этом упускалось из виду, что мы с Россией идем в ТС и ВТО из абсолютно разных точек: она снижает национальные ввозные пошлины и в том, и в другом случае, а мы, уже снизив их поэтапно в результате предыдущих переговоров с ВТО, в ТС резко ужесточили как тарифные, так и нетарифные меры защиты. Поэтому Россия завершила свои переговоры с ВТО в декабре 2011.

Итак, положение Казахстана сейчас можно назвать патовым. В ВТО страну не примут с уровнем защиты ТС. Самостоятельно, на национальном уровне, без решения Евразийской комиссии, мы внести изменения и упростить правила торговли с третьими странами не имеем права. А ТС снизит уровень защиты только тогда, когда самая крупная ее экономика – Россия – завершит переходный период гармонизации с ВТО. Есть ли у нас какие-то инструменты давления на Россию, чтобы она «открылась» быстрее срока, который назначен в результате переговоров с ВТО? Эксперты в этом не уверены.

Но, может быть, приобретения от ТС перевешивают потери от задержек на пути вхождения в ВТО?

Увы, и здесь Казахстана не оказалось среди выгодополучателей. Весь 2012 экспорт Казахстана в страны ТС снижался, а импорт из них рос, в этом году происходило в целом то же самое. В торговле с третьими странами доля Казахстана тоже незначительно, но стабильно снижается: за январь-август 2013 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года она в общем объеме внешней торговли ТС сократилась с 11,8% до 11,6%, при этом доля экспорта уменьшилась с 13,8% до 13,4%, а доля импорта увеличилась с 8,3% до 8,6%.

Однако, возможно, ограда защитных мер ТС и ЕЭП создала тепличные условия национальному бизнесу, подарив ему еще несколько лет на наращивание мускулов? Отнюдь – после вступления в ВТО России это тоже перестало быть аргументом. Товары стран ВТО теперь поступают туда свободно и через нее, безбарьерно, – в Казахстан. Это все равно что быть привязанным в комнате с открытой дверью. Двойственность ситуации признает и Медведков: «Сейчас и Казахстан, и Беларусь выполняют наши обязательства в ВТО, но прав в организации не имеют. У них же есть конкретные экспортные интересы, а реализовать их нельзя. Кроме того, нам необходимо вести дело к тому, чтобы Таможенный союз начал процесс сближения с ВТО, а этого нельзя сделать до присоединения к ней всех стран ТС».

Кстати, в проекте Кодифицированного договора ЕЭП, который должен быть согласован и ратифицирован в следующем году, режим свободного склада ликвидируется не с 2017, как договаривались раньше, а с 2015 (притом, что с ВТО достигнуто соглашение о продлении режима до 2018). При этом Агентство РК по защите конкуренции выявило более 30 фактов ограничения доступа казахстанских товаров на рынки стран ТС.

На днях в Астане на правительственном часе перед депутатами парламента отчитывалась Жанар Айтжанова. Бывший министр юстиции, а ныне депутат Загипа Балиева попросила министра дать письменный ответ с четким планом правительства по вступлению в ВТО, пошагово в каждой сфере экономики: «Что требует ВТО, каково состояние отрасли у нас и что мы делаем по годам». Похоже, сейчас комплексных ответов на этот вопрос нет ни у Айтжановой, ни у власти в целом. Forbes Kazakhstan, во всяком случае, их так и не дождался.

Forbes.kz

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать.

Можете нас поддержать через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

13 комментариев
  1. дима says:

    многие говорят вот типо наши те кто производит давят Россиские предпринематели и Белорусские а если вступить в ВТО это же всемирная торговая организация тогда ,весь мир будет давить наших бизнесменов пока не наладим производство вообще бы неследавало вступать куда либо ,а для этого нужна все волишь малость закон если я чего либо произвожу то 7 лет не платят налог и не один проверяющий орган не имет право даже на пушочный выстрел подойти тогда только люди захотят чето открывать чето производить, в китае есть пословица нельзя стриж голою овцу,и в китаи 7 лет не платят налог если кто-то обратит внимание на производителя то будет написано на некотрых вещах допустим чья это вещь Германия сделанно по заказу в Китае,и китаю не надо вступать в ВТО потомучто ВТО и так будет покупать их ний товар

  2. Магжан says:

    Вообще, нужно ли нам это ВТО? Кыргызстан вступил в ВТО в 1998 году, Молдова – в 2001-м, Армения – в 2003-м. И что? От этого лучше жить стали? Наоборот, теперь вот Армения хочет вступить в ТС. По-моему, дело не в членстве в той или иной организации, как бы она ни называлась, а в состоянии экономики самой страны.

  3. Александр says:

    Дима в какой школе ты учился?

  4. Руслан says:

    Жди от россии добра, никогда.

  5. Nnkolay says:

    Опять кто-то виноват, что мы не умеем договариваться.

  6. местный says:

    если бы в тс не вступили,то россия нас бы душить начала,типа за газ долг большой и кранчик перекрыли бы и все!

  7. местный says:

    россия становится опасной для нас!слишком большой шум начала наводить в мире путин.как бы на нас не отразилось это

  8. эни says:

    пусть делают что хотят, умники
    мы вообще не в курсе где лучше, в ВТО или в ТС
    РФ всем диктует
    грязная политика, нам вообще всё по барабану

  9. Ваше имя says:

    ну что алтынорда где твои комментарии? схавал?

    • АлтынОрда says:

      непонятный ник, что я должен схавать ? Я как раз таки полностью согласен с этой статьей, что ТС это гамно

      • Talgat_mechanic says:

        Непонятный ник..хехе..по-моему плохо прочел статью и плохо знает АлтынОрду..и вообще глупость выложил.

        Из статьи…При этом Агентство РК по защите конкуренции выявило более 30 фактов ограничения доступа казахстанских товаров на рынки стран ТС…
        Forbes Kazakhstan, однако…

x
2024-09-16
Утром16.88 ℃
Днем24.72 ℃
Вечером24.01 ℃
Ночью20.04 ℃
Влажность29 %
ДавлениеhPa 1026
Скорость ветра9.07 м/с
2024-09-17
Утром10.4 ℃
Днем20.3 ℃
Вечером19.35 ℃
Ночью12.84 ℃
Влажность26 %
ДавлениеhPa 1031
Скорость ветра6.74 м/с