17.08.2014 в 17:46 3 900

Главная тема Картина дня

Осколки прошлого. «УН» побывала в заброшенных казачьих станицах

Image_2

Каких-нибудь сто лет назад в посёлке Коловертное и в соседствующем с ним посёлке Прорвинском проживало несколько тысяч человек. Сейчас же в Коловертном не насчитаешь и трёх сотен жителей, а Прорвинский сравнялся с землёй ещё в середине прошлого века. «Уральская неделя» побывала в местах, где некогда  бурлила жизнь.

Image_21

Чтобы добраться из Уральска до Коловертного, нужно проехать 80 километров по ровной атырауской трассе, а затем ещё 5 километров по грунтовой дороге, ведущей непосредственно в посёлок. В весеннюю распутицу или в дождливую пору эти 5 километров становятся настоящим препятствием для тех, кто решил заехать в посёлок или, наоборот, выбраться отсюда.

Image_15По словам местных жителей, в Коловертном сейчас около двадцати жилых домов, остальные заброшены и имеют весьма печальный вид.

Image_19

Сельский Стоунхендж. От колхозных построек остался лишь остов.

Image_1

На въезде в посёлок нас встречает небольшая церковь, которую отреставрировали несколько лет назад. По сравнению с первым (чёрно-белым) фото в этом репортаже, на этом снимке церковь выглядит более жизнеутверждающе. Она была построена в 1899 году. В газете «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1905 год сохранилась публикация об этом событии: «Христо-Рождественская церковь была построена в 1899 году на местные средства и доброхотные пожертвования. В приходе 634 души об.пола церковных (единоверцев и православных), 1334 души старообрядцев». Даже судя по одной этой записи понятно, что по тем временам в посёлке проживало немало людей.

Image_17

Примерно в 150 метрах от церкви находился молельный дом старообрядцев (до революции приверженцам старой православной веры не разрешалось строить свои церкви, и староверы выходили из положения возведением домов, которые фактически имели церковный статус). Этот дом разрушили уже в наше время, около 10 лет назад,  покусившись на добротный старинный кирпич. Однако бытовые вандалы не смогли довести дело до конца -дом был настолько крепко построен, что не поддавался систематическому разрушению. Сейчас от здания осталась только груда битого кирпича. Кстати, несмотря на нелюбовь властей к старообрядцам, их в Коловертном было немало. По данным на 1899 год, в посёлке было 84 двора православных и 300 дворов старообрядцев. В Прорвинском — 72 двора относились к православию и 120 дворов — к старообрядчеству.

 

Image_26

А вот и посёлок Прорвинский во всей своей нынешней красе. Некогда солидный населённый пункт с двумя сотнями дворов превратился в поросшие степной травой холмики, на месте которых когда-то стояли дома. Кроме того, в наши дни Прорвинский — излюбленное место ребят с металлоискателями — охотников за стариной, которые постоянно копают посёлок и окрестности в поисках ценных находок. Оно и неудивительно: старина буквально лежит под ногами.

Image_1

Своё название Прорвинский получил из-за того, что Урал постоянно подмывает яр, на котором стоял посёлок, поэтому ранние постройки, к которым подбиралась бурная река, уходили «словно в прорву». Стоит заметить, что до наших дней дошла лишь окраина Прорвинского, более ранние построения давным-давно находятся под водой.

Image_7

Если ходить по месту, где находился посёлок, и внимательно смотреть себе под ноги, то и никакого металлоискателя не надо — история сама бросается в глаза: битые кирпичи, осколки фарфора и облицовочных камней, проржавевшие котелки… Всё говорит о том, что когда-то здесь велась бурная и небедная жизнь.

Image_4По мнению уральского краеведа Владимира Кутищева, причин для исчезновения посёлка было несколько. Во-первых, Гражданская война, разрушившая вековой уклад. Во-вторых, последовавшая за ней эпидемия тифа, косившая людей целыми семьями. В-третьих, сталинские репрессии и последовавшая за ними Великая Отечественная война. В-четвертых, укрупнение колхозов и совхозов, а также последующая за этим механизация производства: отпала необходимость в большом количестве рабочих рук и люди подались кто куда.

Image_5Эхо Гражданской войны. Здесь не то что гильзы, иногда целые снаряды попадаются.

Image_14

На берегу Урала мы встретили мужиков с удочками, которые приезжают на рыбалку из Уральска, но эти края знают, как свои пять пальцев, поскольку родились и выросли здесь. Дядя Паша Донсков (на фото) рассказал, что это место раньше называлось Царской ямой, потому что здесь ловили осетров, которых поставляли прямо в Санкт-Петербург. Секрет улова прост: Урал в этом месте достаточно глубок, а осетровые любят искать места поглубже. Поэтому и улов был на славу — прямо на царский стол. Говорят, глубина доходит в этом месте до шести метров.

[youtube width=»680″ height=»380″]

[/youtube]

Image_3

Прогулка под яром была очень увлекательной, потому что в этом месте тоже когда-то стоял Прорвинский посёлок, а буйное течение реки, размывающее берег, невольно выполняет функцию археолога.

Image_28

Если слегка приглядеться, можно увидеть на этом месте остатки кирпичного фундамента — посёлок в разрезе.

Image_18Ещё один след старинного фундамента, который в скором времени рухнет вниз.

Image_25

Практически всё, что падает вместе с яром, остаётся на берегу. Течение Урала не настолько сильно, чтобы утащить с собой все кирпичи.

Image_23

Эти железки, гвозди и дверные петли служили людям, имена которых давным-давно позабыты.

Image_20

Интересно, а можно здесь найти точно такую же посудину, только целую?

Image_12

Вам приходилось видеть кладбище в разрезе? Неспокойное течение Урала размывает не только дома, но и старый погост, находившийся когда-то на окраине посёлка. Было бы преувеличением сказать, что берег в этом месте усыпан костями, однако останки встречаются здесь через каждый метр.

 

Image_9

Некоторые гробы имеют нетипичную квадратную форму. Местные полагают, что это солдатские могилы. Поскольку раньше казаки часто воевали, стало быть и «груз-200» время от времени тоже приходил.

Image_8

В километре от Прорвинского сохранилось старообрядческое кладбище с огромными, до трёх метров в высоту, крестами. Согласно сложившейся традиции, приверженцы старой веры делали такие кресты, чтобы их было видно отовсюду. На фото наиболее сохранившийся крест, на изготовление которого ушло, пожалуй, целое бревно.

Image_13Разрушаясь, эти кресты чем-то стали напоминать одиноко стоящих посреди степи языческих идолов.

Image_32Этот орёл вёл себя как хозяин степи: сначала внимательно присматривался к подъезжающему автомобилю, подождал, когда я его сфотографирую, а уж потом взмыл в небо и стал нарезать над нами круги, наблюдая, чем мы тут занимаемся.

Image_24

Белая цапля оказалась очень пугливой. Завидев журналистов, она взмахнула крыльями и вмиг очутилась на противоположном берегу Урала, не позволив как следует её сфотографировать.

Image_30

А вот эти птички оказались более смелыми, или просто привыкли к журналисту, который минут 20 просидел на берегу, поджидая появление цапли, которая больше не прилетела.

Image_11

Съёмка диких птиц и животных — дорогое удовольствие. Не в плане денег, а в плане времени, которого вечно не хватает. А эта работа требует большой усидчивости. Ну а если некогда — снимаем, что попадается на глаза. Лучше птица в небе, чем неудачный кадр в руках.

Пётр Троценко, фото автора

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать.

Можете нас поддержать через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

127 комментариев
  1. Брат Орды says:

    Dias, вы правы, некоторые люди как Farhat и Женька Мясников, застряли в стародавних событиях, когда на просторах Великой Степи, на границе Европы и Азии главенствовали волчьи законы, когда ватаги грабителей, любители зипунов и пленных девушек (полонянок) могли безнаказанно грабить и убивать людей на торговых путях, пролегавших по р. Жаик и Каспийскому морю. Как видим сама Госпожа История, сбрасывает остатки прошлого в Жаик. Спасибо Петру за констатацию этого факта.

    • Евгений Смоленский says:

      Брату Орды.Надо полагать,что вы уверены,что в то время,когда «грабители грабили и убивали» ,мирные кочевые казахи спокойно себе пасли скот и никого не трогали?! Вообще то казаки то как раз и охраняли торговые пути по реке Яик.Догадайтесь,от кого? Бедная «госпожа История» рада бы сбросить в Яик остатки тех настоящих разбойников,но от них ничего не осталось,ведь кочевники не строили города….

      • Да уж says:

        Евгений! вы очень плохо знаете историю, прочитайте историю Сарайчика, его как раз разрушили казаки и их в Руси всегда называли «разбойничим людом» Это потом уже привели в порядок.А так казаки были обычными разбойниками и нападали даже на русские селения, крепости и пр.

      • Брат Орды says:

        ну, да грабили и убивали, но типа «охраняли» торговые пути по реке Яик и на Каспии. Чего только не придумают, чтобы отбелить Госпожу Историю. Ну, Женька насмешил…, мои тапочки упали со смеха.

      • Farhat says:

        ну, да грабили и убивали, но типа «охраняли» торговые пути по реке Яик и на Каспии. Чего только не придумают, чтобы отбелить Госпожу Историю. Ну, Женька насмешил…, мои тапочки упали со смеха.
        ___________________________________________________________
        Что у вас,что у ваших тапочек с умом проблемы.

  2. Светлана says:

    Мне тоже доводилось бывать в Коловертное. Спасибо Фархату — теперь буду знать почему этот поселок носит такое название,да и за другие исторические подробности.Мне очень хорошо запомнились места в окрестностях этой станицы,где сохранились следы от разрывов снарядов и окопов.Бои в этих местах шли по-видимому очень жестокие.Что интересно,следы гражданской войны сохранились так,как будто война закончилась совсем недавно. Домик бакенщика,где гостил Гайдар,видела ,но внутри побывать не удалось-дом почему то оказался закрытым. Спасибо Петру,за этот,очень интересный и нужный материал и спасибо Фархату за интересные, исторические комментарии к этому материалу,благодаря им я узнала некоторые новые подробности о этом поселке и о казаках. А таким как Брат Орды,хочется сказать,что по «волчьим законам», в те стародавние времена, жило все мировое сообщество,а не только казаки и факты грабежа,полона девушек,убийств,крестовых походов,сожжения на кострах присутствовали у каждой нации,только под разным видом.Или вы считаете,что кроликам возможно было выжить среди волков?

  3. Максу Мукашеву, Пану Смоленскому, Farhaty says:

    Как вы смотрите на то,что на одной из
    центральных площадей города ,где располо-
    жен ж.д. вокзал стоит памятник Чапаеву,
    который отличался особой жестокостью по
    отношению к уральским казакам.Есть исто-
    рический факт,когда чапаевцы сожгли все
    казачьи станицы,начиная от Круглоозерного
    до Бударина

    • Евгений Смоленский says:

      Я смотрю на памятник Чапаеву так же как на Улицу генерала -майора царской армии Жангир-хана,и на улицу Утемисова и Тайманова,чьи восстания он подавил с помошью царских войск. Или памятник Айтиеву,во времена правления которым НКВД Казахстана, казахов расстреливали сотнями. Кстати ,у Чапаева служили и казаки тоже.Война то была гражданская и брат шел на брата.В то время современники то не могли разобраться,кто прав,- кто виноват….

  4. Airis says:

    Написав про курей и баранов, Farhat показал невоспитанность и накопленную злость.

    • Брат Орды says:

      Airis:
      24 Август 2014 в 21:41 Написав про курей и баранов, Farhat показал невоспитанность и накопленную злость.

      Хочу добавить, более того показал полное отсутствие культуры. О чем после этого можно говорить с ним.

      • Менің Елім!!! says:

        Airis:
        24 Август 2014 в 21:41 Написав про курей и баранов, Farhat показал невоспитанность и накопленную злость.

        Отсутствие мозгов он показал этим.

  5. Airis says:

    Президент имел ввиду официально признанное мировым сообществом государство. За то, чтобы иметь границы Казахстан отдал часть территории. И Аркаим.

  6. Farhat says:

    Евгений! вы очень плохо знаете историю, прочитайте историю Сарайчика, его как раз разрушили казаки и их в Руси всегда называли «разбойничим людом» Это потом уже привели в порядок.А так казаки были обычными разбойниками и нападали даже на русские селения, крепости и пр
    _____________________________________________________________
    Мы знаем историю такая как она есть и принимаем все нюансы,в отличии от вас. Да казаки трижды нападали и разрушали Сарайшик,ногайский хан,даже жаловался Ивану Грозному и Грозный держал в темнице уральских казаков за это,что бы не конфликтовать с сильными тогда ногаями и не воевать с ними,хватало войны на севере.Но казаки нападали и разоряли Сарайшик в первую очередь из за того,что ногаи нападали на русские селения и угоняли православный люд в рабство.Вот по этой причине-что бы вызволить из рабства своих единоверцев.казаки и громили ногайских татар.

    • Airis says:

      Сам болтун, корчишь из себя знатока. Декабрьские события — кровь тысяч не повинных. По предсказаниям, о которых сказал Глоба.»Кто хочет разрушить великую империю, пусть разозлит народ Срединной долины.» Это устроили, что бы развалить Империю, это я называю отвоевали. Перевернутую историю еще больше перевернул, точно Жереха наслушался с удовольствием, только ему за это платят.

    • Airis says:

      Сарайшык — столица Алтын-Орды. Сколько раз напоминать ? Алтын -Орда монголы.

      • Николай says:

        Airis,садитесь кол вам по истории!Напомните себе и запомните на все времена сами,что столицей Золотой Орды был город Сарай-Бату,который располагался в низовьях Волги-сейчас Астраханская обл РФ.А Сарайчик (Сарайшык) был столицей Ногайской орды,которая образовалась позже и как раз ввиду того,что распалась Золотая Орда к которой тоже относился Сарайшык,но не как столица Золотой орды,а как торговый центр,удобно стоящий на торговом пути.Сейчас это Атрауская обл РК.

    • Airis says:

      «История», которую ты гнешь здесь — это придуманная версия, удобная шовинистам.

      • Николай says:

        Airis,судя по тому,что вы даже столицы путаете,»гнете» историю вы,придумывая для себя удобные версии. Наверное история это не ваш «конек»

        • Airis says:

          Николай, предыдущее послание адресовано не Вам. Я не стала бы обращаться к Вам на ты. В резкой форме отвечаю только тем, кто сам нарушает правила вежливого тона.
          А историю пишут в разных источниках по разному.
          Что касается того, что написала так это то, что я прочитала. А Вы пишете то , что читали Вы.
          А у китайцев на карте нет Казахстана это их история и их не переубедить тоже.
          Суть той беседы была в том, что не надо вставлять свои домыслы в перемежку с ист.данными. и выставлять это как истину.

          Кстати, думаю вряд ли в то время люди думали -этот город торговый центр.
          Примите как данность, что люди

        • Airis says:

          О том, что Кремль был в Сарайшыке, именно такой как сейчас в Москве в Ваших источниках не упоминается — уверенна. Так, что пополняйте знания, Николай.

          • Николай says:

            Говоря о разных источниках истории, надо хотя бы указать на какие источники вы опираетесь. А выбрав такую двоякую форму в спорах, вы расписываетесь в своем не знании предмета который взялись обсуждать. И именно вы сейчас применяете китайскую позицию, в которой нет Казахстана на картах. Говоря о столицах Золотой орды Сарай-Бату и Ногайской орды-Сарашик я именно и опираюсь на труды арабских ученых и в частности, на исследования путешественника и ученого –географа Ибн Баттута, автора записок «Путешествие в Дешт-и Кыпчак». Именно в этих работах арабский ученый Баттут описывая свое пребывание в Сарай-Джуке (Сарайшике), сообщает, что Сарайшык, это один из торговых центров Золотой Орды.А теперь главное для вас -примите внимание, что один из торговых центров, а не столица Золотой орды. Город находился на торговом пути из Европы в Китай через Поволжье и Хорезм на реке Яик, так же он упоминал о паромах на протоке Улы-су, напомнившие ему Багдад. Окрестности города были своеобразным курортным центром, сюда приезжали поохотиться и порыбачить знатные люди со всей Орды. Что бы продолжать, спор с вашей стороны было бы тактично, назвать свой источник, в котором говорится, что Сарайшик, а не Сарай — Бату был столицей Золотой орды.Сможете?

            Что бы не путать один период с другим поясню:

            У города Сарайшик два периода- Золотоордынский и Ногайский. Про Золотоордынский я вам уже сказал, что это был торговый центр, стоявший на торговом пути, который был разрушен Темираланом в 1395 году.

            А в Ногайском периоде — в 30-40 годы 15 века этот город был восстановлен ногаями, пришедшими сюда с юга и Сарайшик стал ханской ставкой ногайской орды или как мы сейчас это понимаем-столицей

            • Airis says:

              Источник не сохранила. Но попробую поискать.

              • Николай says:

                Да такого источника никогда не было и не будет.Уверен,что это вы сами выдумали с надеждой,что вам удасться эту версию протолкнуть.

                • Airis says:

                  А я то думала вот человек интеллегентно дискутирует, не хамит как некоторые, не хотите не верьте дело Ваше. Мне самой интересно стало найти эту информацию с источником и даже того человека, который это написал. Но это не быстрый процесс — поиск.

            • Airis says:

              Арабский путешественник Ибн-Батут посетил город в 1334г. И в своей книге » Омiрлiк саяхат» писал: » Я объездил весь мир, оказывается , Сарайшык самый крупный город после Багдада. В нем расположена ХАНСКАЯ СТАВКА, блистают красотами мечети, множество гостиниц. «

              • Farhat says:

                Сара́й-Джу́к (перс. сарай‎ — двор, дворец, монг. жүк — малый,то есть Малый Двор, другие варианты названия: Сар-Учу́г, Сарайчу́к, Сарайчи́к, Ца́рские Учу́ги, Сара́й Ма́лый) — первоначально один из торговых центров Золотой Орды,позже столица Ногайской Орды. Город находился на торговом пути из Европы в Китай через Поволжье и Хорезм на реке Яик (современный Урал),в 50 км выше по течению от современного города Атырау (Казахстан).

                История
                Доордынский период
                Основание и становление города — X—XI вв. По другим данным город был основан только в XIV в. Превращение его в крупный торговый центр, соединявший Европу с Хорезмом, Согдом и Китаем — середина XIV вв. Период упадка — XV—XVI вв.

                Золотоордынский период
                Сарай-Джук был одним из крупнейших городов Золотой Орды, и центром городской агломерации (имеется ряд городищ, разрушенных хозяйственной деятельностью XX в.,на окраине Атырау расположено городище Актобе — Лаэти в генуэзских записях).Судя по археологическим находкам, в частности,сосудам с надписями, Сарай-Джук был городом с развитой культурой.В городе действовали уникальные водопровод и канализация из керамических труб. Имелось металлургическое и гончарное производство, чеканилась монета. Его жители также занимались ремёслами, бахчеводством, огородничеством и рыболовством. Стратегическое расположение, связывавшее Восток с Западом, сделало город крупным центром торговли.
                Арабский путешественник и географ Ибн Баттута,автор записок «Путешествие в Дешт-и Кыпчак», описывая свое пребывание в 1334 г. в Сарай-Джуке,сообщает о паромах на протоке Улы-су, напомнившие ему Багдад. Окрестности города были своеобразныым курортным центром, сюда приезжали поохотиться и порыбачить знатные люди со всей Орды.
                В 1395 году разрушен войсками Тамерлана.Нет точных данных о количестве сохранившихся жителей.

                Ногайский период
                Город восстановлен в 30-40 годах XV века, и со второй половины XV века (1490-е годы) стал политическим центром Ногайской Орды. Здесь располагалась ставка ногайских ханов.

                • Airis says:

                  Я доказала, что Сарайшык был столицей первой.
                  Дальше к Молдашу Бердимуратову — директору комплекса. . Съезди в Атырау и там поспорь.
                  Закрываю тему.

                • Airis says:

                  Езжай в Атырау и там спорь. Сарайшык первая столица, затем тот Сарай бату. Сменили столицы,
                  А второй абзац точно сепаратизмом попахивает.Тогда вспомни, что Оренбург был нашей столицей. Не зря, там было казахское население, но их так же как с левобережья, постепенно оттеснили.
                  Мы можем претендовать на него. А северные области наши!

                • Airis says:

                  На нашей земле поставили Яицк — от слова Жайык.

                • Airis says:

                  Слово Жайык от слов Жэй- спокойно, iк- затишье. Это на казахском.

            • Airis says:

              «САРАЙШЫК -ПЕРВАЯ СТОЛИЦА КАЗАХСКОГО ХАНСТВА»
              Рядом с аулом Сарайшык расположенн мемориальный комплекс «Хан ордалы Сарайшык». Съездите к Адаевцам. И там подискутируйте. Про гаплогруппы не забудьте им почитать.

        • Airis says:

          История, которую Вы читали написана Империей. А значит подлежит глубокому сомнению.

          • Николай says:

            Не знаю о какой империи идет речь,при которой,по-вашему, писалась история.Но писалась она не в одном государстве,а опираясь на множественные ученые труды мирового сообщества-летописцев,путешественников,архивариусов которые были в каждом цивилизованном государстве.Вы можете сомневаться-ваше право,но опровергать её не предаставляя доказательств обратного вы не имеете права-иначе вас просто высмеют.

        • Airis says:

          А спор начался с того, что кто то написал, что у нас не было городов. Поэтому я привела в пример Сарайшык. И при чем тут ногайцы? Вопрос в том, кто строил. Ответ очевиден народ, который жил на этой территории тысячелетия — мы. Кстати, Отрар тоже.
          А потом, разрушив города, постоянными набегами не давали строить новые.
          И не надо это ставить в недостаток целому народу. Все таки, мои предки были мудрее нынешних «летописцев».

        • Airis says:

          Первый Алтынординский Сарайшык строили люди, жившие на той земле. Или они куда то делись с приходом монголов? Нет, конечно. Вряд ли тогда так строго делились на национальности. Ну не называли их тогда казахами. А народ тот же . Речь о первом городе. Вряд ли они тогда говорили- это наш торговый центр. Ногайцы ни причем. Речь о том, что города строили люди, жившие на этой территории. А это и есть наши предки. Да и после разрушений все равно люди оставались на той территории.
          Монголы пришли не на пустое место, так же как и казаки, здесь была густонаселенная территория. Монголы правили, но народ был местный. Это же так элементарно. Эта земля принадлежала нашим предкам и тогда. Вы же понимаете, что нации смешивались.
          Поэтому утверждаю, что древние города, бывшие на территории Казахстана строили наши предки. А то по Вашему получается, что те люди куда то исчезли, а потом пришли мы. Мы их преемники. И потомки. Даже если их называли половцами, кипчаками и т.д. Я имею ввиду, что мы жили на этой земле до прихода сюда монголов, казаков, калмыков, татар. И города строили.

    • Airis says:

      Я тебе уже писала, что мне все равно как Империя называла мой народ, Киргизами, Кайсаками, суть от этого не меняется. Народ то один и тот же. . Они всегда коверкали и названия и имена. И не пытались проговаривать нормально.

    • да уж says:

      Вы противоречите в своем посте.Казаки не имели семьи, это как у воров в законе существовал такое обычае, не иметь жену,детей.Это потом уже пошла традиция заводить семьи.И какая тогда ваша выдуманная идея о том что мол «казаки нападали на ногаев потому что они нападали на селение русских».Действительно вы таким высказыванием можете рассмешить неодушевленные предметы ( и тапочки в том числе) .А что, казаки Стенки Разина нападали на иранские селения потому что иранцы нападали на русские селения? С такой логикой вас 80 процентов ненормальных.

    • Airis says:

      Обратись к реальному ученному- Молдаш Бердимуратов. Директор комплекса в ауле Сарайшык.в Атырау. То, что я писала это все там документально подтверждено.
      Он будет рад просвятить, опираясь на исторические факты.

      • Сергей says:

        Airis,у Молдаша Бердимуратова нет ученой степени,а у Р.Г. Кузеева,к Р.Х. Керейтова, Д.М. Исхакова,В.В. Трепавлова, Р. Схаляхо, Ю. Юсупова, Б. Муратова,на которых ссылается Николай, ученая степень есть.Сейчас специально забил в поисковик всех персонажей на которых вы ссылетесь в споре для проверки ученой степени и выяснилось,что вы врете. Вы Бердимуратову ученую степень «присвоили» по не знанию или что бы придать значимость его персоне,потому что решили на него сослаться? В любом случае-зачем врать?

        • Airis says:

          Какую степень я ему присвоила, написав, что он ученый?
          Кстати, что касается ученых степеней. Лично я не считаю, что наличие оных является индикатором действительных знаний человека и его умственных способностей.
          Те специалисты, на которых ссылка имеется, изучали ДНК именно тех ногайцев, которые жили в те времена? Или нынешних ассимилированных?

    • Airis says:

      Согласно последним арх.данным город был основан ранее Х века. Не откуда то пришли строившие, а те кто там жил. Народ, правопреемником которого, являемся мы.

  7. Николай says:

    У вас,это у кого, не было городов? Если вы из рода Ногайской орды,то этот город был вашей столицей.Если вы казашка и хотите сказать,что Сарайшик построили ваши предки,то вы глубоко заблуждаетесь. Ногаи и предки казахов,это ращзные народы.
    Ногайская Орда и Казахское ханство изначально были двумя разными государствами, которые нередко враждовали и вступали в продолжительные войны между собой. С самого начала имея общие вехи в истории, ногайцы и казахи – это народы разного корня. История ногайцев связана изначально со степями Северного Кавказа, Поволжья и Крыма — в ходе миграции отсюда тех племен, что некогда подчинялись Ногаю в Волго–Уральское междуречье и попадание под власть мангытских правителей, сформировался ногайский народ. Данные об этой миграции и факт ее самой исследован и доказан башкирским ученым Р.Г. Кузеевым.Согласно Керейтову Р.Х., Р.Г. Кузееву и другим ученым, Ногаи — это переселенцы, т.е. потомки тех, кто прежде подчинялся хану Ногаю. Информация об этой масштабной миграции сохранилась в традиционных шеджере (в татаро-башкирских шеджере), в ногайских эпосах и эпосах родственных тюркских народов. В работах таких ученых как Р.Х. Керейтов, Р.Г. Кузеев, Д.М. Исхаков и В.В. Трепавлов (более поздние работы), этот факт анализируется и находит свое подтверждение.
    В пользу того, что ногайцы и казахи это два разных народа, а не один, говорят и данные генетики.Те данные, которые сейчас имеются позволяют сделать уверенные выводы.
    Этот вопрос изучался и изучается в работах таких ученых как Р. Схаляхо, Ю. Юсупов, Б. Муратов и др. Ногайцы, в отличие от казахов, у которых основу генофонда составляют монгольские гаплогруппы С, О, и мт ДНК D, а также и другие, имеют иной генофонд. Ногайцы обнаруживают гораздо большее родства с башкирами, у которых основу генофонду составляют «европейские» гаплогруппы R1a, R1b, N.

    • АлтынОрда says:

      Николай ваша аппеляция на генетику казахов и есть ваша большая ошибка, так как генетика в силу исторических условии не может быть ординарным, что бы по нему определять к кому генетический казахи ближе.
      Казахи это смесь тюркских и монгольских народов.
      Насчет ногайцев, как все знают у казахов есть род «ногай» который является частью ногайского народ который был разделен, часть ушла на Кавказ а часть осталась и ассимилировалась с казахскими племенами и идентифицирует себя казахами.
      И соответственно Сарайшык это историческое наследие казахского народа какие бы вы там истории не придумывали

    • Airis says:

      Вы злитесь уже. Это и понятно. Не проходит казачья версия о том, что здесь была пустота, которую они осваивали, еще татары, калмыки, уже казахов куда то на юг отправили. Да читала подобные извращения и в др. Источниках.
      Это была наша земля от Едиля. Народ хранит историю без записей.
      Теперь эти слова -Вы кочевой народ, города не строили.
      Что вот так с неба свалились и сразу только кочевым народом стали? Абсолютное не знание истории школьного уровня,
      Было и земледелие. И города. Просто Вы не очень информированы. Вы выуживаете только то, что хоть как то будет вашим версиям в подмогу и извращаете это. Как можно целому народу заявить — вы кочевники вы города не строили.
      Не оскорбляйте целый народ.

    • Airis says:

      Сами себе противоречите. И ногайцы и казахи являются потомками народа, населявшего степь до прихода монголов. Разные роды.

      И не надо тыкать нам пальцем как думать, что делать, что говорить. Искусственное не приживется, искусственно сотворенная история останется в небытии. А народ свою историю хранит без рукописей. Глупо было бы серьезно верить исследованиям кучки ученных и строить на этом такие не серьезные выводы. Перевирая историю.

    • Басеке says:

      Николай! Ногай так же входят в число предков нынешних казахов.К вашему сведению ныне живут казахи из рода ногай-казак т.е. казахи из рода ногай.Вы не знаете историю казахов и поэтому не надо корчить знатока.Можете в интернете разыскать про ру Ногай-Казак.А всех объеденяла единый народ ТЮРКИ, оттуда и пошли другие народы в т.ч. и казахи,ногайцы, и ныне называют тюрским миром.И язык остался такой же, на Кавказе говорят на казахском балкарцы, ногайцы,кумыки и др.

    • Басеке says:

      Гены у афроамериканцев и евроамериканцов точно отличаются и что их считать не единым народом? Да, гены изучаются для происхождения народа, но вопросе од родственности считаются родственными по языку, а не по генам.Раз язык единый,то и народ когда то был единым, а потом разделилась на другие.Так же и русских гены то разные, там есть и финно-угорские, и тюрские, хазаров, татаров и пр.Вы не туда забрели своей демонстрацией «знаний» истории, а мнений якобы ученных для меня к примеру не аксиома, многие из них когда то писали что казах от слово «каз-ак» т.е. белый гусь.Так нас учили в советских школах.А оказалось что слово «казак» более древнего происхождения.

  8. Мәке says:

    Для любого казаха, «казачество» воспоминание трагическое.
    И исчезновения чего либо связанных с ними,воспринимается
    без сожаления.

  9. Leo says:

    Браво Airis! Потомки беглых каторжников никак не успокоятся))))до них были только адам и ева,остальной мир создан ими!)))

  10. Rahmon says:

    Аирис,вот только не надо накручивать себе всякий сепаратизм и прочую лабуду.Кончайте вы со своим русофобством.Если честно,то никогда не думал.что буду благодарить Назарбаева и желать ему долгих лет жизни и президенства. Лично меня все устраивает в Казахстане.И всех моих родственников и знакомых тоже.Никто не желает.куда то там присоединяться и тем более воевать.Но сказать честно почитав здесь вас создается явная картина,это заслуга лишь президента и правящей власти.А рядом живущие и улыбающиеся нам на улицах,придя домой и сев за комп вымещают свою не известно откуда взявшуюся ненависть на все русское.Хотя почему неизвестно откуда.Известно.От зомбирования запада при помощи вот таких вот сайтов как этот ресурс.Это вы с подачи запада и США будите в нашем регионе лихо,пока оно тихо,а не мы.

  11. Airis says:

    Наконец то нормально и по человечески писать начал. Нет ненависти. Есть уважение к вашему народу. Но люди разные, не надо задевать народ, как бы между строк. Национализм рождается в ответ на шовинизм, и никак не иначе.

  12. Farhat says:

    Вы противоречите в своем посте.Казаки не имели семьи, это как у воров в законе существовал такое обычае, не иметь жену,детей.Это потом уже пошла традиция заводить семьи.И какая тогда ваша выдуманная идея о том что мол «казаки нападали на ногаев потому что они нападали на селение русских»
    __________________________________________________________________

    Если, по-вашему, заводить семьи стало традицией потом,то от кого тогда рождались казаки? Логика где? Или казаки рождались до того,как стали заводить семьи, как то по особому,без зачатия?)))Объясните тогда как?
    Сначала казаки рождались в русских семьях
    Объясняю,если пропустят-Сначала казаки рождались в русских семьях были маленькими ребятишками,принимали православие.потом вырастали и становились казаками и какое то время не имели семей,потому что их жизнь была — война.На войне солдаты имеют жен в казармах и окопах? Нет. Разобрались? Далее- Я сказал:»Но казаки нападали и разоряли Сарайшик в первую очередь из за того,что ногаи нападали на русские селения и угоняли православный люд в рабство.»

    Что здесь непонятного. Казаки были в своем большинстве православными и освобождали православных, которых ногаи из русских селений угоняли в плен.

    • АлтынОрда says:

      Православные бандиты освобождали православных бандитов ?

    • Airis says:

      Красивая историческая легенда, неизменно приводимая во всех исследованиях уральского казачьего войска, гласит о том, что до ХV-XVIв яицкие казаки не имели постоянных семей. Жену казак привозил из набега, а отправляясь в другой брлсал ее и «добывал» себе другую.
      Но однажды появился среди казаков Гугня, который пришел со своей женой и не соглашался ее бросать.
      С этой Гугнихи и был оставлен старый обычай.
      До XIXв казаки ставили свечи в церкви в память бабушке Гугнихе.

x
2024-12-06
Утром-6.18 ℃
Днем-3.71 ℃
Вечером-5.42 ℃
Ночью-6.67 ℃
Влажность66 %
ДавлениеhPa 1041
Скорость ветра4.82 м/с
2024-12-07
Утром-8.31 ℃
Днем-4.33 ℃
Вечером-5.89 ℃
Ночью-6.84 ℃
Влажность50 %
ДавлениеhPa 1047
Скорость ветра3.22 м/с