Федор Мироглов: «Я боюсь, что к власти в России придут агрессивные люди, которые захотят взять реванш
Русский вопрос в Казахстане
Портал «Радиоточка», программа «Своими словами»с участием известного в прошлом активиста русского движения в Казахстане Федора Мироглова.
— Избитый вопрос: почему уезжают русские из Казахстана? Каков основной посыл, которым они при этом руководствуются?
— В основном уезжают те, кто хочет делать карьеру, поскольку здесь, если говорить о молодежи, карьеру сделать очень трудно. Гораздо труднее, чем в России. Поэтому молодежь, уезжающая учиться в Россию, остается там насовсем. Раньше многие уезжали также из-за детей. Когда дети подходили к школьному возрасту, все считали, что казахстанские программы гораздо хуже российских по качеству, к тому же сокращались объемы преподавания русского языка, и поэтому люди принимали решение уехать.
— Можно ли сказать, что здесь действует принцип «рыба ищет где глубже, а человек где лучше»? Или же за этими процессами стоит нечтоиное?
— Да. Но так действовала в основном наиболее активная часть соотечественников. Другие же, которые остаются, — это пассивная часть. Это те, кто согласен быть «заместителем» и не планирует быть, скажем так, «начальником». Они смирились и согласны с предложенными правилами игры. Чего многие русские боялись в первые годы независимости, когда отъезд носил спонтанный характер? Тогда в республике озвучивались грандиозные планы типа того, что русские должны стать казахами русского происхождения, что со временем будет запрещен русский язык и т.д. и т.п. Сейчас многие поняли, что это была глупость и на территории Казахстана можно фактически оставаться русским.
— То есть никакой угрозы для русской идентичности здесь нет?
— Именно так.Но если у человека есть амбиции и он стремится сделать большую карьеру, то он как активный человек уезжает в Россию.
Проблемы адаптации
— Как вам живется в России? Как относится к эмигрантам местное население? Какие основные проблемы существуют? Насколько соответствуют действительности стереотипы типа того, что русских-выходцев из национальных республик воспринимают как «казахов», «узбеков»и так далее…
— Я был готов к тому, что меня будут называть казахом. Но никто, ни разу так меня не назвал. Правда, прозвище мне дали. Поскольку я многим помогал в юридическом плане, то меня обозвали – «шибко умный». Не сочтите за хвастовство.
Не слышал я такого и в отношении других переселенцев, поскольку там их немало, особенно из Жамбылской области. Есть также выходцы из Кустаная. Немало приезжихиз Украины и Узбекистана.
— Тем не менее, есть ли проблема ментальной адаптации?
— Это больше ощущается в сельской местности, где еще сохранился общинно-бытовой уклад со своими правилами. В первые годы массовой миграции русских в Россию я отслеживал ситуацию и получал информацию о конфликтах на почве неприятия приезжих. Бывали даже поджоги. Поначалу все как будто бы хорошо. Но как только приезжий начинает чем-то выделяться, то это сразу же вызывает неприятие. Например, он строит какой-то особый дом, покупает особую мебель и т.д., и это вызывает возмущение у местных.
— А что под этим подразумевается?
— Например, в деревне у всех одинаковые дома, а приезжий хочет строить двухэтажный. Ему говорят: живи как все. Это воспринимается как вызов, как претензия на некую особенность, желание выделиться из общины.
— А вас лично что-нибудь удивляло или поражало как приезжего?
— Меня больше всего удивило (я даже возмущался по этому поводу) то, что меня местные жители жалели. Допустим, соседи-старики приглашали покушать и говорили: «Ты же несчастный, ты же с Казахстана…» Или, например, заказал я для каких-то нужд машину. Меня соседи спрашивают: «Сколько с тебя взял шофер?». Я отвечаю: «300 рублей». В ответ возмущение: «Ну, что он делает?! Не знает, что человек из Казахстана приехал?!» Как будто я беженец с войны.
— А что стоит за таким отношением?
— За этим кроется восприятие, создаваемое официальной пропагандой. Как, например, в отношении беженцев из Чечни. Все считают, что нам (выходцам из национальных республик – прим. ред.) жилось очень плохо. Что-то типа того, что мы жили в какой-то там Африке. Люди весьма смутно представляют, что такое Казахстан, и всех гребут под одну гребенку: что Чечня, что Казахстан, что Таджикистан.
Чего нам ждать от России?
— Федор, у вас нет ощущения, что случившаяся российско-украинская конфронтация внесла некоторый дискомфорт во взаимоотношения остающихся в постсоветских государствах русских с их согражданами? А точнее, в восприятие русских сограждан…
— Это внесло большую тревогу. Потому что все и раньше подсознательно моделировали ситуацию: а вдруг в России сменится власть, придет кто-то агрессивный и захочет вернуть те же утраченные территории? Но все это было как-то туманно, на уровне теорий или взаимно высказываемых обид и претензий. И вдруг оно свершилось. Первый прецедент с Крымом. Причем свершилось легко. Все были удивлены, и даже в самой России до самого последнего момента ожидали, что будет дан задний ход, что это грязная игра…
А все приграничные страны, в том числе и Казахстан, стали думать, как жить дальше. Что будет через 5-10 лет? И чего ждать от России в дальнейшем?
— После «Крымнаш» ностальгия по СССР возросла?
— Этодаже не ностальгия по СССР. Просто некоторые людихотят реванша за унижение, пережитое в течение 1990-х. Все хотят отомстить фашиствующей Прибалтике. Хотят даже не столько отхватить территорию в собственность, сколько отомстить за унижение ветеранов. Сейчас идут разговоры, что надо разобраться с теми, кто поддерживает нацизм на Украине, в простонародье – с бандеровцами. Но при этом население больше политизировано в городе, тогда как в селе эти темы стараются обходить.
— А после прибалтов чья очередь наступит?
— Я не знаю. Дело еще в том, что люди сами гадают. Потому что все видят, что та же власть в России – это не государственники. Это коммерсанты, у которых не получилось влиться, скажем так, в международное экономическое сообщество и которые перессорились со всеми международными коммерсантами. Поэтому тот же Путин вынужден сейчас строить модель государства по русским стандартам, в виде осаждаемой крепости…
Лукавство по восточно-казахстански
— Вы читали статью некоего Ильи Азара на сайте «Медуза» «Усть-Каменогорская народная республика: Ждут ли русские в Казахстане «вежливых людей»?
-Да, ознакомился.
— Каково ваше мнение: русские в Казахстане действительно испытывают такой уровень психологического дискомфорта, как некоторые герои этого очерка?
— Прежде всего, я хотел бы сказать то, что думаю: этот новоявленный сайт и эта публикация преследуют цель создать скандальный пиар. Это не заказ на провокацию в Казахстане. Они рассчитывали, что МИД Казахстана выступит с каким-то возмущенным заявлением, что все это пройдет по новостям и т.д. Однако с казахстанской стороны все было сделано очень грамотно – публикацию просто проигнорировали. А вот сайт блокировали зря. Иначе эта статья вообще осталась бы незамеченной…
Я хотел бы уточнить. Всегда надо знать, кто актер данного театра. Если вы посмотрите по фамилиям, то поймете, что это за люди.
— А вы знаете их?
— Всех знаю. Со многими из них я знаком лично. Например, один из главных там – Олег Масленников, представитель Русской общины Казахстана. Вся его организация всегда состояла из него самого и… его жены. У него была только одна забота — собирать паспорта и за большие деньги отвозить в российское посольство и менять их на российские для вынужденных переселенцев.
Что касается Навозова Влади… Он уже человек пожилой. Раньше «Лад» был общественно-политической организацией, но когда оттуда ушел ее первый руководитель – Михайлов, то появились другие люди, которые сдали ее бренд и казахстанским властям, и посольским, а сами занялись откровенной коммерцией… В свое время я много об этом писал.
Эти люди с сайта просто хотели заявить о себе, рассказывая разные «страшилки» и напомнить о своем существовании. К примеру, так называемый атаман Чмутов. Сейчас такие атаманы на каждом шагу. А организацию, которую он якобы представляет, можно было бы охарактеризовать как «кружковщина». Люди собрались, поговорили, разошлись.
Казахстан сейчас делает крен в сторону России. И тема сепаратизма, которая была очень популярна в той же Восточно-Казахстанской области, при нынешней модели сотрудничества с Россией себя явно изживает и уходит на задний план. Но эти люди захотели вспомнить прошлые годы и заявить о себе как о полноценных деятелях.
«Русский мир» и с чем его едят
— Как вы можете объяснитьстоль неоднозначные высказывания (вроде выпадов Жириновского, Лимонова и даже на официальном уровне), которые допускаются в адрес Казахстана – одного из наиболее лояльных по отношению к России постсоветских государств? Это что, от элементарного невежества, то есть люди не имеют даже элементарного представления о ситуации в Казахстане? Или это опять же делается с какими-то вполне конкретными и далеко идущими целями?
— Что касается господина Жириновского, то он актер театра им. Путина. Его выпускают на сцену в моменты возникновения трений между российской и казахстанской властями по тем или иным вопросам, чтобы сыграть на нервах партнеров.
— А что такое вообще этот «русский мир?»
— Это термин, придуманный идеологами, когда в администрации Путина решили использовать зарубежную диаспору. И поэтому все его толкуют по-разному. Я всегда стараюсь избегать этого определения. Есть культурное влияние России на новые страны СНГ. Но в целом за всю свою историю русские так и не смогли структурироваться. Хотя в литературе используются словосочетания «казахстанские русские», «сибирские русские». Но все равно процентов на 90 менталитет остался общий, и какого-то ощутимого обособления друг от друга не существует.
То есть термин «русский мир» — сугубо пропагандистский, используемый для того, чтобы заявить о праве России на приоритетное влияние.
— Если существует «русский мир», то имеет ли право на существование, скажем так, «казахский мир»?
— Вполне. Это та же казахская диаспора за рубежом. Она тоже живет заботами о Казахстане, казахском языке, казахской культуре.
Язык преткновения
— Как бывший активист русского движения в Казахстане вы можете объяснить, откуда растут корни столь болезненного восприятия усилий по расширению ареала применения казахского языка?
— Как пишут все исследователи, ментально русские всегда были идеократической нацией, то есть людьми идейными. А началось все с того, что после распада Союза в национальных республиках доминировал жесткий подход в вопросе развития своих национальных языков. И это сильно возмутило всех русских.
— Но в Казахстане такого никогда не было…
— Поднимите прессу начала 1990-х, и вы увидите, что говорилось и писалось по этому поводу. Тогда был поставлен временной рубеж перехода на казахский язык – 1995 год. Такой подход и вызвал активизацию русскоязычных общественных организаций, которые выдвинули предложение о двух официальных языках. Если бы тогда к этому вопросу подошли с идейной точки зрения и оставили бы русский язык как один из государственных, то тогда многие по идейным соображениям захотели бы выучить казахский язык. А так нас как бы загоняли в угол. Некоторое время спустя пришло осознание сложностей проблемы распространения казахского языка, понимание того, что одними указами ее не решить. Потому что на бумаге одно, а в жизни все по-другому.
Мне кажется, именно в тот момент были упущены большие возможности в плане формирования у русских желания учить казахский язык. Как аргумент приведу пример. Когда президент тогда еще КазССР в составе СССР Н. Назарбаев выступил с призывом изучать казахский язык, то у многих русских была вполне положительная реакция: как здорово, что мы будем знать два языка.
Однако когда все рухнуло и вокруг данного вопроса началась вакханалия, то это очень всех напрягло и убило всякое желание учить язык. Дальшеситуация еще больше осложнилась. И хотя никто не говорил «Казахстан для казахов», все равно получалось, что власть для казахов. Тогда русские ответили молчаливым протестом типа того, что мы будем общаться с миром и вами только на русском языке.
— А в оценке казахстанских языковых реалий и коллизий вокруг них нет такого, что негативный опыт прибалтийских стран механистически транслируется на нашу действительность? Но ведь у нас никогда такого не было. Прошли почти четверть века суверенной истории, и посмотрите на казахстанское информационное пространство – оно как было, так и остается по преимуществу русскоязычным. И когда представители национал-патриотического сегмента акцентируют на этом внимание, то это воспринимается как посягательство на нечто святое…
— Хочу подчеркнуть: в быту у нас никогда не было антагонизма. Нас перессорили политикой. И когда я говорю об этом в России, то кем меня только ни обзывают, вплоть до того, что я казах русского происхождения, что я коллаборационист.
Сейчас в этом вопросе национал-патриотические деятели проявляют себя чересчур агрессивно. Понятно, что таким образом они стараются заявить о себе. Однако часть политических деятелей использует это для того, чтобы внести элементы дестабилизации в общественно-политическую жизнь Казахстана. Раскачивают лодку с разными целями. Одни – чтобы не допустить дальнейшей интеграции с Россией. Другие – чтобы сменить власть. Схема простая: использовать языковой вопрос в политических целях. А между тем жизнь давно все отрегулировала. Без русского языка пока не обойтись, а казахский язык надо было внедрять совсем иными путями. Более мягкими способами, что ли, но никак не директивными методами.
Географическое понятие или Родина?
— Как эволюционировало за эти годы ваше восприятие проблем русских в Казахстане?
— Лично про себя не буду говорить, а вот о настроениях соотечественников сказать могу, поскольку изучал этот вопрос специально. Первое десятилетие отношение к власти было очень плохим. Потом оно стало спокойным. А сейчас оно уважительное, особенно лично к президенту. Не зря же за глаза его называют «Папа». Потому что исчезла агрессивная риторика в языковом вопросе начала 1990-х. В целом все как-то отрегулировалось, хотя ряд вопросов еще остается. Но они не вызывают былого раздражения или неприятия со стороны русских. Активные, если не нравится, уезжают, а пассивные готовы переждать…
Но есть вещи, которые меня тревожат. Я боюсь, что людей могут спровоцировать на конфликт. Я опасаюсь, что в России может произойти какая-нибудь смена власти и придут очень агрессивные люди, которые захотят взять реванш. И унизить тех, кто отделился. Найдутся мерзавцы и здесь, те, кто сейчас пока сидит и молчит, но потом вылезет, чтобы взять хотя бы идеологический реванш. Этого я не хотел бы больше всего.
— Почему в российской власти люди, определяющие политику по отношению к соотечественникам, проживающим в бывших союзных республиках, хотя бы частично не прислушиваются к мнению таких активистов русского движения, как вы?
— Когда только начиналась реализация программы переселения, я сразу стал говорить, что людей рассматривают фактически как рабочую скотину, а не как соотечественников. У тех, кто определяет эту политику, нет чувства сопричастности к своему этносу. Они – коммерсанты, и они говорили: «Нам любой национальности, лишь бы могли работать». На вопрос: «А старики?» — отвечали: «Да не нужны они, пусть сидят там и умирают».
Да, изначально меня приглашали, моими материалами пользовались. Но как только я начал чем-то возмущаться, то сразу попал в опалу.
— Каким вам видится будущее тех русских граждан Казахстана, которые все же решили остаться?
— Они будут жить своим миром, русским языком, думами о Россиии по-прежнему будут воспринимать Казахстан (я тут никого не хочу обидеть) не как государство, а как географическое понятие в одном ряду с такими понятиями, как Сибирь, Средняя Азия, Урал. Что это все равно как неотъемлемая часть родины.
тағы бір беишара саясаткер сымақ өзінше .
что-то парнишка заврался, немного сам себе противоречит от хорошей жизни не бегут.и второе это полная чушь что у всех одинаковые дома,что вся россия в «комунне» живет что ли? просто так там нормальному человеку никто дом поджигать не будет,просто некоторые по приезде начинают развивать бурную деятельность по продаже самогона и спирта и поэтому естественно устраняют конкурентов вот и весь секрет.
А мне обидно было читать слова этого новоявленного россиянина о том что мол те русские, которые остались — пассивные, а те что уезжают прямо таки стремятся к высотам. Получается я вот свою Родину люблю, а для него я пассивный обыватель? Ну у каждого своя правда…Такие казахстанцы русского происхождения как Ильин, Рыпакова, Головкин, Винокуров да и ещё много других многого добились и здесь и не нужно им было ради этого уезжать в Россию…Хотя кое где он прав…Например что касается языковой ситуации начала 90-х гг….
Потомки англичан-колонистов стали канадцами, американцами, австралийцами и новозеландцами. Ничего страшного не произошло!
Будет страшно если начнете кровью склеивать свой «новый мир» ради вставания с колен
Все человек правильно описал а вам опять что то не нравится!
Все человек правильно описал а вам опять что то не нравится!
===========================================================
легко жить в черно-белом мире, где путин победил фашистов?
Толковый мужик.
Да кто он такой то мужик этот. Уезжают потому что нет образования, нет медицины, нет социальных условий для жизни.
Как это нет образования нет медицины нет социальных условий?Все это есть!Но кого то этот уровень устраивает а кого то нет!Сейчас свобода какую планку себе задает человек того и заслуживает.
Вначале 90-х перевезли одного деда в воронежскую область из Чапаева через год водитель заехал к нему
дед ему говорит ,а дед видно был в чапаеве золотые руки, что меня говорит все уважали все к к нему шли а в воронежской области одни алкаши а не будешь как они могут и петуха запустить.
Могут и петуха запустить…)))))
Уахахахаха. Спасибо, посмеялся.
Могут и петуха запустить…)))))
Уахахахаха. Спасибо, посмеялся.
===============================
о поджоге речь, не? петух красный он же огонь
Основная часть уезжающих оседает в приграничной зоне, и многие из Казахстанских деревень переезжают в Российские. В которых языком самоидентификации местных стал местный диалект с увесистой долей мата. (В этом сам убедился, когда Гаишники, Сотрудники Банков, Продавцы магазинов не стесняются в выражениях). В принципе ничего не меняя в своей жизни кроме географического местоположения. А касательно активности уезжающих можно поспорить: устроенный в жизни человек не будет что либо кардинально менять. Как раз те кто не смог себя чем то здесь занять и уезжают на ПМЖ в Россию. И еще одно мое наблюдение касательно «Наших» и Российских Русских. Казахстанские Русские более интеллигентные, сдержанные, и человечные. Сейчас в России по всем каналам трубят о теплом приеме беженцев из Украины. А в самом деле местные показывают не скрытую неприязнь к переселенцам, видя в них конкурентов при устройстве на работу. Люди открыто говорят почему беженцам платят пособие, дают жилье, а Русским нет… Поэтому товарищи Русские, оставайтесь на Родине, здесь жили Ваши предки, а патриотом можно быть даже на острове. Без всяких «если», и «потому что».
И еще одно мое наблюдение касательно «Наших» и Российских Русских. Казахстанские Русские более интеллигентные, сдержанные, и человечные.
—————-
В этом я абсолютно согласен! Но есть и исключения.Наших можно сразу отличить за границе!
УН когда вы уже перестаните сотрясать воздух. Поднимайте рейтинги другими путями.
Что-то много берет на себя усатый. Дюже активный что-ли стал?! Я русский, но я родился и вырос в Уральске и никуда уезжать отсюда не собираюсь. И не потому, что я пассивный, а потому, что это моя Родина!
Ни кто меня здесь не прижимает и не унижает. И возможностей у меня, а значит и у всех остальных руских, более чем предостаточно (на данный момент я владею успешным бизнесом и открываю второй). Да, возможно не получится попасть в парламент или устроится директором в какой нибудь бюджетной организации, но оно мне и не надо. Это не предел моих мечтаний, уверен, что и большинство русских также не горят этим желанием. Как будто те, кто уехал в РФ сейчас все уважаемые люди на высокооплачиваемых должностях. Да уважения они сейчас меньше видят, чем здесь, у себя на Родине (бывшей).
По большому счету, русские и казахи у нас живут нормально, дружно, по крайней мере в моем окружении. Есть конечно индивидумы, считающие что казахи (или русские) пуп земли и все другие нации ничто. Но, это в основном мелкие людишки, на которых и внимание обращать-то не стоит. Нормальный, цивилизованный человек, казах, русский, татарин…никогда не станет определять людей по национальной принадлежности, это удел глупых и недальновидных людей. И общаться с такими придурками совсем необязательно.
А так, бросить все и куда-то уехать, чтобы потом тебя соседи жалели как получеловека?! Или прибухивать с местными чтобы не сожгли?! Не стремно самому, усатый? Здесь жил, тебя здесь уважали, прислушивались. А теперь ты кто? ЧМО? Которого все жалеют, но который находится среди русских. Да нах она такая Россия нужна!
Самое главное, на мой взгляд, самому быть нормальным человеком. Самому не допускать нацистские мышления. Уважать своих собеседников, какой нации они бы не были. И все будет жаксы, друзья!)
Поддерживаю Андрей!!!! +1000000
Слова истинного гражданина своей Родины! Живи дорогой и процветай!!! А дети сами выберут где им учиться и развиваться дальше,после совершеннолетия!