На суде над экс-председателем Агентства по регулированию естественных монополий вскрываются коррупционные схемы утверждения тарифов на слуги монополистов
Экс-председатель Агентства по регулированию естественных монополий РК Мурат ОСПАНОВ. Деятельность АО «Атырау Жарык», и, в частности, алгоритм тарифообразования в работе регионального монополиста стали предметом рассмотрения в специализированном межрайонном суде по уголовным делам г.Астаны, где стартовало судебное разбирательство по делу экс-председателя Агентства по регулированию естественных монополий РК Мурата ОСПАНОВА.
ПОБЕГ НА МЕСТЕ
Как уже сообщалось в СМИ, руководителя АРЕМ задержали 1 июля с.г. после допроса в финансовой полиции по обвинению в получении взятки в 300 000 долларов. Дело приобрело и «приключенческий» оттенок, когда 2 июля при поездке из ИВС в АРЕМ Оспанов выскочил из легкового автомобиля, но через несколько метров был задержан, получив легкие телесные повреждения. В суде он обвиняется по ч. 5 ст.311 УК РК («Получение взятки должностным лицом в особо крупном размере»). Вместе с ним на скамье подсудимых оказался и житель г. Алматы Арман АКТАЙ (см. «Атырау Жарык» открестился от Актая»), который обвиняется по ч.5 ст.312 УК РК(«Дача взятки должностному лицу в особо крупном размере»).
Государственный обвинитель Сандугаш РЫСПАЕВА сообщила суду следующее: «Актай, желая войти в состав акционеров АО “Атырау Жарык”, был лично заинтересован в стабильности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В Астане в ходе встреч и разговоров с Актаем у Оспанова, который видел заинтересованность Актая в повышении тарифа, возник преступный умысел, направленный на вымогательство взятки. Оспанов в целях материального обогащения решил использовать свои должностные полномочия и зависимое положение АО “Атырау Жарык”, чтобы умышленно поставить Актая в такие условия, при которых он будет вынужден дать ему взятку с целью предотвращения вредных последствий для предприятия».
ПРИКАЗ НЕ ОСУЖДАЕТСЯ
В ходе последующих судебных заседаний были заслушаны свидетельские показания не только бывшего председателя ДАРЕМ по Атырауской области Райхан МИЗАМГАЛИЕВОЙ, но и учредителей и практически всего руководства АО “Атырау Жарык”, кроме президента Айвара РАХМАНОВА.
Почти все они заявили о том, что с конца 2013 года столкнулись с беспрецедентным в их практике давлением со стороны руководства АРЕМ. Как сообщил один из этих свидетелей, «25 ноября 2013 года мы получили приказ, что решением АРЕМ ранее утвержденный тариф на 2014 год в размере 5.02 тенге за киловатт/час был отменён и был снижен до 4.22 тенге. Такой тариф в Атырауской области был в 2008 году, и нас оттянули на шесть лет назад, ссылаясь на Х-фактор. Это стало громом среди ясного неба».
По словам представителей АО «Атырау Жарык», новый тариф означал бы экономический крах для электросетевой компании, поэтому АО впервые в своей практике подало 4 декабря 2013 года в специализированный межрайонный экономический суд Атырауской области иск об отмене приказа Агентства от 25 ноября 2013 года. В те дни, отвечая на вопрос «АЖ», тогдашний руководитель ДАРЕМ по Атырауской области Р. Мизамгалиева подтвердила этот факт. В феврале 2014 года суд приостановил решение АРЕМ и вернул тариф 5.02 тенге. Но местный антимонопольный департамент отказался исполнить решение суда, тем самым поддерживая свое руководство в Астане.
Х-ФАКТОР КОРРУПЦИИ
Конфликтная ситуация возникла после внедрения АРЕМ с 1 января 2013 года новой методики сравнительного анализа (бенчмаркинг), когда при расчете тарифа определенная часть затрат не подлежит детальной проверке и постатейной защите, и поэтому для каждой региональной электросетевой компании определяется математическим путем посредством компьютера в центральном офисе АРЕМ. По словам представителей АО «Атырау Жарык», в ходе заседаний в атырауском суде столичные эксперты АРЕМ так и не смогли внятно объяснить судье алгоритм вычисления т.н. Х-фактора, который в ноябре 2013 года внезапно вырос для «Атырау Жарыка» в 2.5 раза. Напомню, что согласно принципу бенчмаркинга, чем выше Х-фактор, тем меньше тариф.
«В 2013 году мы улучшили производственные показатели по объему реализации электроэнергии на 5,73%, количество абонентов выросло на 3.78%, на 3.6% увеличилась мощность трансформаторов и на 0,7% снизились технологические потери энергии. Мы рассчитывали, что, как минимум, Х-фактор нам оставят на том же уровне, ведь в его увеличении, тем более сразу в 2.5 раза, никакой математической логики не было», — сказал один из свидетелей в зале суда.
Энергетики не отрицали в суде, что они поддались давлению со стороны антимонопольщиков, и 30 мая было отправлено письмо, что они согласны работать по промежуточному тарифу 4.76 тенге за киловатт/час до конца 2014 года и гарантируют АРЕМ, что не будут требовать его пересмотра и прибегать к судебным искам. Уже к концу того же дня (!) в Астане был подготовлен приказ о принятии нового тарифа.
Прокурор спросила о необходимости такого компромисса. Один из учредителей АО «Атырау Жарык» в ответ заявил, что при тарифе 4.22 тенге предприятие вышло бы на убыток как минимум в один миллиард тенге, и даже при тарифе 4.76 тенге предприятие несёт потери примерно в 350-370 миллионов тенге, но «это уже не полтора миллиарда». И добавил, что этот «компромиссный» тариф «нам и до сих пор не дает работать нормально». Кроме того, он прямо заявил, что «Х-фактор и есть коррупционная составляющая в действиях АРЕМ, поскольку принятие решения находится в ведении одного человека, который может сказать “поставьте ему 4 или 12”».
ГОЛОВА НЕ РАБОТАЛА
Государственный обвинитель Сандугаш Рыспаева в своем обвинении этот момент оценила следующим образом: «За повышение тарифа с 4,26 тенге до 4,76 тенге за киловатт/час Оспанов потребовал передать ему взятку в размере 300 тысяч долларов. (…) После подписания приказа о повышении тарифа 5 июня 2014 года Оспанов получил от Актая первую часть взятки в размере 100 тысяч долларов, которая была передана ему через его помощника Ергешева. (…) 14 июня 2014 года Актай прибыл в Астану, привезя с собой наличные деньги — 200 тысяч долларов, то есть оставшуюся часть».
18 ноября судья отклонил ходатайство адвокатов Оспанова о непризнании ряда добытых доказательств в связи с «допущенными процессуальными нарушениями». Речь, в первую очередь, шла о результатах прослушки телефонов в рамках следственных оперативно-розыскных мероприятий и протоколах обыска в квартире подсудимого. В своем ходатайстве они даже ссылались на использование следственными органами препарата, «отключающего работу мозга» у их подзащитного.
Что касается Мурата Оспанова, уже в ходе первого заседания он заявил:«Вину не признаю… Всё, что сказал обвинитель, не доказано, непонятно откуда доказательства были взяты, это всё надумано».
Следующее судебное заседание состоится 24 ноября.
такой человек с такими честными глазами не может брать взятку -и чем то с ахметовым они похожи глазами точно они интересно не родственники -это явно подстава мне кажется что на каждого руководителя заведено дело и ждут команды так мы можем оказаться без руководящих кадров может наступить время когда на должность никто не захочет -это все шутка конечно но без хороших спецов мы остались это точно и долго будем ездить лечиться и учиться за рубеж-правда не вижу пользы от болашаковцев и от министров с 3-4 образованиями
Арман Актай — скользкий тип , ранее он ловко отмазался от убийства . Очень нехороший человек .
Сажают выпускают откупаются под следствием держат короче нескончаемо!