Как бизнес заставляют бороться с терроризмом (МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ, ТАЙМЛИНИЯ)
В конце декабря Департамент внутренних дел Западно-Казахстанской области прислал в редакцию газеты «Уральская Неделя» сообщение о грядущей проверке субъектов среднего и крупного бизнеса на наличие антитеррористической системы. В противном случае предприниматель будет расплачиваться крупными штрафами: от 200 000 тенге до 2 миллионов. Мы пытались разобраться, действительно ли Казахстану угрожает терроризм или это способ переключить внимание общественности с насущных проблем на нечто другое.
В официальном пресс-релизе говорится, что с 1 января 2016 года полиция будет проверять объекты массового скопления людей (крупные ТЦ, столовые на 100 и больше человек, концертные залы, вокзалы, аэропорты, гостиницы, здания объектов образования и здравоохранения) на защищенность от терроризма. Причем, первыми на амбразуру кидают бизнесменов, а госучреждениям дают год на подготовку – их буду проверять с 2017 года. Под словами система антитеррористической защищенности подразумевается наличие пропускного режима, оснащение объектов современным инженерно-техническим охранным оборудованием, разработка паспорта антитеррористической защищенности, проведение профилактических и учебных мероприятий по обучению персонала выявлению возможных мест закладки взрывных устройств и т.д. Если предприниматель не защитит таким образом свое здание, сотрудников и посетителей от террористов, он будет нести административную ответственность по ст.149 КоАП РК («Неисполнение обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты») и выплачивать штраф в размере от 212 100 тенге до 2 121 000 тенге.
Многие видят в этом постановлении правительства не только признание угрозы терроризма для Казахстана, но и давление на средний и крупный бизнес, очередную коррупционную нишу, поддержку позиции соседней России и даже отвод внимания жителей от кризиса и обесценивания национальной валюты. Чтобы разобраться в этой ситуации, мы обратились к самим предпринимателям и узнали мнение политологов, правозащитников, аналитиков и других специалистов.
Председатель областной палаты предпринимателей Кенес Абсатиров отказался от комментария, добавив лишь, что «палата и редакция «УН» ведут разную политику». Заместитель предпринимателя Серика Мергалиева (ПСП «Серик») утверждает, что они «знают об этом законе с ноября, а законы надо выполнять».
Арат Нарманбетов, полковник КНБ в отставке, Алматы
«Казахстан тоже является объектом заинтересованности разного рода террористов»
— Усиленные меры безопасности в аэропортах, вокзалах и других объектах массового скопления людей — это вполне нормальное явление, тем более в такое время, как в канун Нового года. Сами понимаете, какая сейчас сложилась обстановка в мире. По опыту работы в спецслужбах, могу сказать, что на все праздники такая практика усиленных дежурств и нарядов применялась. Да, к тому же, как известно, Казахстан тоже является объектом заинтересованности разного рода террористов и экстремистов. Достаточно взглянуть на статистику Ген.прокуратуры и наших спецслужб по пресечению такого рода преступлений, где счёт идёт на десятки. Не следует также забывать, что Казахстан географически находится в подбрюшье России, главного теперь, в связи с сирийскими событиями, объекта враждебных устремлений со стороны ИГ, и чтобы добраться до неё, террористам нужно пересекать наши южные границы и всю нашу территорию. Это тоже нам хлопот не убавляет. Что же касается направления, как члена ОДКБ, какого-либо казахстанского воинского контингента на территорию Сирии, то я более чем уверен, что мы в это ввязываться не будем. Если только не в миротворческих целях. Но и тогда нам следует быть весьма осторожными, чтобы не подвергать наших солдат и офицеров излишней опасности.
Павел Кочетков, директор филиала Бюро по правам человека, ЗКО
«Наше население ничем не испугать»
— Как я и предполагал, такие меры возможны только на законодательной основе. ст. 10-3 закона РК «О противодействии терроризму» предусматривает дополнительные меры безопасности (например, кроме противопожарных) к местам массового скопления граждан. Плох или хорош этот закон, но его сегодня нужно выполнять. Это повлечет дополнительные значительные денежные вложения на закупку, установку, дальнейшее обслуживание и эксплуатацию электронных систем безопасности, а значит, эти затраты опять лягут на плечи народа в виде повышения цен на все… Не думаю, что эти меры окажутся эффективными, нужно искать корень самой проблемы, вспышки насилия и терроризма в обществе, а не обвешиваться видеокамерами и металлоискателями. Скорее всего, дело в социально-экономической обстановке, неустроенности, безработице, отсутствии жилья, низкого уровня жизни, расслоения общества на богатых и бедных. Не думаю, что наш регион представляет интерес для ИГИЛ. Что касается «нагнетания» страха, то думаю, что наше население ничем не испугать.
Айдос Сарым, политолог, Алматы
«Одной рукой мы стремимся убирать препоны для бизнеса, а другой их создаём»
— Угроза террористических актов в Казахстане возможна. [Посмотрите], ведь даже страны, которые раньше не были замечены в усилении безопасности, начинают её усиливать – те же Австралия и Канада. Считать, что мы отделены от всего остального мира и нам ничего не будет, как минимум, наивно. Тем более, что мы знаем: и граждане нашей страны воюют в той же Сирии (на стороне ИГИЛ – прим. ред.), и сочувствующих много, и есть так называемые «спящие агенты». Так что, всё возможно. Другое дело, что я совершенно не понимаю, почему бремя антитеррора должен нести малый и средний бизнес. Возникает вопрос: не является ли это для кого-то хорошей коррупционной нишей? Мне кажется, это должно быть делом добровольным: хочет бизнесмен защищать своё предприятие, — пусть поставит у магазина двух-трёх человек с автоматами. Если его заставлять покупать все эти турникеты и металлодетекторы, всё неизбежно отразится на цене товара. Таким образом, МВД может просто разогнать инфляцию. С этим нужно разбираться, поскольку в других городах – в той же Алматы – о таком распоряжении я не слышал. Появление такого документа в Уральске как-то не вписывается в общую логику: пусть тогда объявят, что у вас красный уровень террористической опасности со всеми вытекающими последствиями.
То, что госорганы начнут проверять только с 2017 года, — это, конечно, странно. Даже публичные суициды в этом году были около зданий госструктур – и я пока ещё не видел, чтобы кто-то в Казахстане себя пытался взорвать в торговом центре. Да и та же «религиозная оппозиционность» направлена больше против представителей власти – против прокуратуры, против КНБ. Вот пусть, если они так переживают, первыми и покажут пример обеспечения безопасности.
По поводу того, насколько усиление антитеррористического контроля связано с действиями России в Сирии и её давлением на ОДКБ (российская сторона настаивает на том, чтобы страны блока – в том числе Казахстан – отправили свой военный контингент в Сирию – прим. ред.), нужно заметить, что часть религиозного экстремизма в Казахстане за последнее время связана непосредственно с Россией. Я имею в виду эмиссаров (с Кавказа – прим. ред.). Это факт. Помните, в 2011-м были взрывы и военные операции в Казахстане? Все террористы были тогда связаны так или иначе с Саидом Бурятским. Очевидные параллели можно провести.
Другое дело, что для кого-то, наверное, было бы и выгодно, чтобы Казахстан был втянут в вооружённый конфликт. Ничего нельзя исключать: мы имеем 7,5 тысяч километров общей границы с непредсказуемой и впадающей в некоторую политическую паранойю страной, поэтому ожидать сейчас благоразумной политики от России [нам] очень трудно.
Что касается конкретной ситуации в Уральске, мне кажется, что нужно обращаться в «Атамекен», в местную Палату предпринимателей. Я просто не понимаю, как вся процедура проверок будет проходить. Может получиться такая же ситуация, как с обязательной установкой детских кресел: есть ли в том же Уральске сто лишних металлодетекторов для установки? Я очень сомневаюсь. Вот и получается, что одной рукой мы стремимся убирать препоны для малого и среднего бизнеса, а другой их создаём.
Аркадий Дубнов, эксперт по странам Центральной Азии, Москва
«Если меры по упреждению этой угрозы не выльются в бюрократическую показуху, с ними придется мириться»
— К сожалению, сегодня практически нет ни одной цивилизованной страны, которой бы не угрожал терроризм. Казахстан здесь не исключение, тем более, это страна с населением, значительная часть которого считает себя мусульманами, именно — считает. И в том, чтобы показать, какими должны быть настоящие мусульмане, может состоять одна из целей пропагандистов ИГИЛ и его неофитов в Казахстане. Ведь страна входит в пространство, которое вожди ИГИЛ видят частью провинции Хорасан будущего т.н. Халифата Исламского государства. Для того, чтобы Казахастан входил в зону интересов ИГИЛ, вовсе не обязательно разозлить исламистов участием в войне в Сирии. Досмотры в аэропортах сегодня — вынужденная, но необходимая реальность, если вы серьезное государство и цените жизнь своих граждан. Запреты полетов в Египет могут объясняться общим с Россией в рамках МАК подходом к обеспечению безопасности в воздушном пространстве, в этом смысле зависимость Казахстана от России очевидна. Что же касается вероятности участия Казахстана в войне в Сирии согласно обязательствам в ОДКБ- она нулевая! Россия приняла решение о военном вмешательстве в Сирии самостоятельно, без согласования с партнерами в рамках ОДКБ, это война исключительно России и Путина. Мир вступает в новую реальность, в которой ему предстоит выживать в условиях угрозы терроризма. И если меры по упреждению этой угрозы не выльются в бюрократическую показуху, с ними придется мириться, чтобы потом не пришлось обвинять и себя и власти в том, что все проспали, как это случилось недавно в Париже. Если даже такой резон, — отвлечение внимания от социальных проблем- имеет место, он не сработает на долгой временной дистанции. Чтобы люди забыли о своих проблемах и пошли, как стадо баранов за своим вождем-пастухом, надо постоянно что-то придумывать, например, начинать воевать с выдуманными врагами или хотя бы их выдумывать, как это делает нынче российская власть. В Казахстане подобной политики в таких же, как в России, масштабах, я не наблюдаю. Хотя бы потому, что дорого и рискованно для самой власти.
Сергей Дуванов, журналист, публицист, Алматы
«Это станет новым налогом — налогом на антитерроризм»
— Конечно, учитывая потенциальную возможность терактов в Казахстане было бы неплохо, чтобы такие профилактические меры проводились в стране. От этой напасти никто не застрахован. Так что, в принципе, это можно было бы только приветствовать. Однако нужно понимать, что при нашей коррумпированности гос.органов все это в лучшем случае превратится в новый источник поборов, а в худшем — в механизм расправы с неугодными бизнесменами. Мы имеем проверенную двадцатилетней практикой аксиому: все самые благие начинания в стране, за которые берутся наши чиновники, в лучшем случае не достигают своего планируемого результата, в худшем — приводят к еще большему ухудшению ситуации. Поэтому есть уверенность, что на практике вся эта антитеррористическая кампания станет очередной головной болью для наших предпринимателей. Поборов не избежать и поэтому можно предположить, что по факту это станет новым налогом — налогом на антитерроризм. А это все отразится на ценах. Так что, оплачивать этот налог по-любому придется нам с вами..
Кайнар Капанов, историк, профессор Западно-Казахстанского инженерно-гуманитарного университета, Уральск
«Люди заняты выживанием»
— Думаю, это не местная самодеятельность. Это распоряжение сверху, так что, возможно, у местной исполнительной власти и правоохранительных органов есть информация, какой у общественности нет. Но такое предупреждение не должно передаваться только через СМИ. Надо собрать всех крупных предпринимателей и разъяснить им постановление. Потому что установка системы связана с большими затратами и привлечением специалистов, которые умеют с этим обращаться, устанавливать, что-то отслеживать. Но не думаю, что это обычное нагнетание страха, потому что могут отвернуться и напугаться инвесторы. А наших людей ничем не запугать. В обществе каких-то волн страха, напряжение по поводу угрозы терроризма не заметно. Люди заняты конкретными проблемами – думают о дальнейшей судьбе тенге, о нефти и ценах на продукты. Занимаются выживанием.
Подготовила Мадина Куанова
Мне вот даже мнение экспертов не интересно. Я выскажу свое, хотя это совсем не значит, что я неуважительно отношусь к этим экспертам. Вот, мы, простые люди. И у нас поджилки не трясутся. Как бы нас не пугали страшилками, мы, каждый день ходим на работу, занимаемся воспитанием детей, обустройством быта. Ведем обычную повседневную жизнь. Конечно, угроза есть, как внутри страны, так за ее пределами. Но, стоит ли так «громко» бороться с этой террористической деятельностью? Может, те кто занимается своей работой будут ее делать профессионально, а не пугать «фиговым листом».? Вот, где обещанный Абисатовым бунт и беспорядки, о которых он так браво доложил акиму Ногаеву? А, ведь об этом глава ДВД области заявил громко и на открытом для СМИ совещании, причем совещание было по иному поводу. Это была клевета или попытка запугать народ автоматами? Пресс служба акима даже испугалась комментировать сие заявление главного полицейского области, но не стала отрицать, что этот вопрос будет рассматриваться в закрытом порядке? Это попытка поставить жучки?
Володя,Вы правы, согласен на сто процентов! Что касается начальника ДВД , то здесь министр ВД должен назначит служебное расследование и решить вопрос о его соответствии занимаемой должности! То известное заявление
г. Абисатова это вопиющий пример безграмотности и отсутствия профессионализма НАЧАЛЬНИКА ДВД ОБЛАСТИ!!! Он сказал,что «представители одного из торговых домов»- это вопиющая юридическая безграмотность! Затем он сказал, что имеется «достоверная оперативная информация»! Кошмар!!! Так не сказал бы рядовой оперуполномоченный! Без документирования и введения в процесс в установленном порядке — это просто «хабар»! Вот уровень оперативно-розыскной деятельности ДВД ЗКО!!!
Аким ЗКО Нурлан Ногаев уклонился от прямого ответа на вопрос журналистов о неких деструктивных силах в ЗКО, о которых заявил в акимате области Глава ДВД области господин Абисатов. Аким не назвал, что это за деструктивные силы, что за торговый дом, который якобы участвовал в подготовке беспорядков. Нурлан Ногаев заявил, что это личное мнение Абисатова. Это мнение снято с обсуждения, вопрос закрыт. Аким на всю страну заявил, что в области ничего не готовится.
насчет беспорядков не шутили(. в Актау и в Атырау дежурили сводные отряды и самолеты, ждали ГОНГ
Вот, где имитация реформ, о которой недавно говорил Назарбаев и имитируют эти реформы сам аким, даже не одернув теперь уже своего подчиненного. И кто, кого с работы снял?
Какой то дебильный закон. Получается государство свои обязанности скидывает на бизнес-где логика? Учитывая менталитет наших чиновников это однозначно очередная кормушка для них,по этой теме кто то коттедж построит.
У нас полицейское государство. Вот пусть и распределят между полицейскими, чтобы патрулировали круглые сутки по несколько заведений максимального скопления людей.
Айдос Сырым прав! Пусть госструктуры покажут пример! А предпринимателей пусть с 2017 года проверяют.
Изготовлю типовой паспорт антитеррористической защищенности объектов, требуемый постановлением РК. Пишите в ответ на комментарий для дальнейшего обсуждения.
ДД! дайте свои контакты.
В обсуждении про женщину которая в сирию дочь увезла было нечто о том, что «вот когда взорвут… «. А кто то написал-даааааа о чём вы, ничего боятся не стоит. А я вот если еду в общественном транспорте и входит укутаная женщина стараюсь подальше, подальше… Лучше сейчас побеспокоится, чем ждать когда гром грянет. А пропаганда есть у нас, не стоит этого отрицать. В прокуратуре это знают наверняка.
опять платить?
Ребята у нас экспо2017 рожайте а взрыва не будет мы же со всеми общаемся В том числе и с Обезьянами вот и весь ответ
Серик Мергалиев — заместитель предпринимателя?
Написано же его заместитель — Заместитель СерикА. кого? чего? СерикА — Род.пад. ед.число.
У разработчиков таких «антитеррористических мероприятий» видимо с головой не в порядке. Нормальный человек такого не придумает. Всё это смахивает на имитацию реформ, о которой недавно говорил Н.Назарбаев. Польза от таких мероприятий мизерная, а вот потенциальная опасность для усиления пропаганды террора возрастает в разы.
Властям уже пора научиться отличать государственную необходимость от государственного хамства. Надо бороться и проводить работу по профилактике терроризма, а не осуществлять государственный террор в отношении крупного и среднего бизнеса и перекладывать свои обязанности на плечи народа.
интересно—а как это будет выглядеть в тех же магазинах Серика? в универмаге..в Урале?… вряд ли он будет свои деньги тратить-и так у него-самая высокая аренда, а по этому законы торгаши себе ещё и окопы с блиндажами в будках должны будут построить за свой счёт?