Денис Кривошеев — Должен появиться и цивилизованный рынок second hand
Свершилось. Автомобиль, после долгой и трудной жизни, наконец-то, имеет право на достойную смерть и реинкарнацию. С понедельника в Казахстане каждый ввезенный или произведенный и проданный в стране авто будет с предоплаченным утилизационным сбором. Пожалуй, это одна из немногих инициатив правительства, что не вызывает желание поспорить. Более того, считаю, что мера запоздалая, в ней нуждались еще тогда, когда в стране было немногим больше двух миллионов автомобилей. Сегодня их более пяти и никто понятия не имеет, что с ними делать в будущем. Уже сегодня практически в каждом дворе стоит почивший автомобиль и гниет. Вокруг него играют дети, в нем спят лица без определенного места жительства, он отравляет экологию, его потихоньку растаскивают на металлолом. И нет никаких шансов, что хозяин с ним сам разберётся.
До последнего времени наш народ щепетильно относился к своим «железным коням», фактически загоняя их до смерти. На специализированных сайтах можно найти предложения о продаже машин, возраст которых исчисляется десятилетиями, а стоимость не превышает тысячи долларов. И не стоит думать, что это единичный случай. Почти четыреста страниц, более восьми тысяч предложений. Цифра изменится более чем в два раза, если чуть изменить условия поиска, хотя бы на пятьсот долларов. При этом, весь этот, по сути, металлолом, ездит по улицам наших городов. Не буду говорить, что опасен, это даже не обсуждается. Важно то, что сотни тысяч автомобилей вот-вот достигнут своего предела. Стоимость их содержания вынудит хозяина отказаться от вечной реанимации и бросить железного друга на улице.
Утилизационный сбор, если он будет внедрен по примеру российского, предполагает, что взамен старого автомобиля хозяин получает сертификат и может реализовать его при покупке нового авто. Если сегодня предложить людям такую схему и возмещать за сдаваемый автохлам хотя бы тысячу долларов, то к пунктам приема выстроится очередь из нескольких сотен тысяч желающих. Во-первых, есть программа льготного кредитования новых авто, произведенных в Казахстане, а ценовые предложения на рынке очень интересны. Есть такие, в которых утилизационный сертификат может составлять более десяти процентов стоимости. Во-вторых, содержание старого авто обходится в конечном итоге дороже, чем покупка нового. В-третьих, государство бесконечно долго не может не замечать проблем экологии и рано или поздно ужесточит правила владения, сделав невероятно дорогой стоимость содержания старого автомобиля.
В конечном итоге, будем мы это делать сейчас или все придется делать в пожарном порядке, не важно. Пять миллионов тонн металлолома вот-вот начнет вставать на улицах городов и намертво застолбит 9 миллионов квадратных метров во дворах и на проезжих частях. Больше всего это ударит по Алматы. Что касается цены вопроса, то в принципе ничего не поменяется. Стоимость в салонах будет той же. Да, если вы сами захотите пригнать авто, придется заплатить не только регистрационный сбор, особенно высокий для тех, чьи машины старше трех лет, но и утилизационный. Думаю, что не секрет, что практически все автомобили за границей этот сбор уже заплатили и при вывозе, его вам никто не компенсировал. Таким образом, страна и человек экспортер заработали, а проблему утилизации переложили на другое государство. Такого допускать нельзя. Россия продала нам почти миллион автомобилей старше семи лет за последние полтора года. Они решили проблему утилизации. Правда, мы этого не поняли. Даже обрадовались, что благодаря диспаритету прикупили дешевых тарантасов.
Автомобиль — источник повышенной опасности не только на дороге, но и после того, как уже отслужил свой срок. Каждый должен осознавать ответственность при покупке. Иначе мы всю тяжесть перекладываем на будущее. Пока не ясно, кто будет оператором программы, но это не имеет значения. Появится целая отрасль. Новые рабочие места. Новые компетенции. Удар по экологии страны сократится, ведь переработать металл гораздо экологичнее, чем произвести из руды. В конечном итоге, придется переработать 7 миллионов автомобилей в ближайшие 15-20 лет. Можно, конечно, их все отправить в пустыню, а можно это превратить в ценности, и государство предпочло второй вариант.
Ну, и последнее. Покупка и продажа автомобилей — это, конечно, бизнес, но во всех развитых странах бизнес систематизированный. Есть салоны новых авто, есть стоянки, где продают подержанные, есть интернет-сайты, которые позволяют купить авто с рук, но нет стран, где сотни людей занимались бы перегоном автомобилей из одной точки мира в другую. Более того, любой европеец или американец предпочтет машину из салона, нежели купленную с рук, даже если у нее был единственный хозяин. Все эти предложения раньше реализовывались в странах бывшего СНГ. Теперь лафа кончилась. В Казахстане созданы все условия для цивилизованной покупки авто. Собственный бизнес защищается, и мы вправе ожидать роста предложения и его качества. Должен появиться и цивилизованный рынок second hand.
Надеюсь, что это правило коснется не только автопроизводителей, но и всех, чья продукция должна перерабатываться. Полиэтиленовые пакеты и бутылки, бытовая техника, стекло — все должно перерабатываться! Хватит превращать страну в помойную яму!
Этот утилизационный сбор наши чиновники придумали лишь для того,что при вступлении нашей страны ВТО оградить еще большой поток автохлама в нашу страну!Ведь членство в ВТО означает для страны вступившей в эту организацию снижения таможенных пошлин для б/у автомобилей,ввозимых гражданами и организациями для своих нужд.Я сомневаюсь, что у нас заработает та система утилизации как в соседней России,ведь там при сдаче на утилизацию б/у авто вам дают на руки сертификат на покупку авто,произведенного в России,а не за рубежом. А я может хочу ездить на Мерседес, а не на Ладе или ГАЗ.Это в советское время эти отечественные марки были популярны у нас ввиду отсутствия иномарок,и то наши авто в то время делали более или менее качественно,а сейчас не успеваешь ее толком объездить, как в салоне начинает греметь,краска сыпется и появляются сколы на кузове,про ходовку я вообще молчу…
Какой недалёкий это денис. Про какую то экологию твердить? Верху вообще хотели все ядерные отходы к нам привезти для захоронения, а этот о ржавой жигуле беспокоится, которую с радостью вывезут скупщики лома. Савсем от наших бастыков далёк. Надо ему в партию нуротан вступать, чтобы быть в курсе всех дел верховных умных государственных бастыков .
Так Вы казахи свою машину сделайте, чтобы негремела и нестучала, да и вообще хоть что-нибудь сделайте путное//