В Шымкенте детям рассказали, что у них ВИЧ
— А вы знаете, что такое ВИЧ-инфекция? – аккуратно спрашивает психолог, плавно переводя разговор с детьми на нужную тему.
Беседа протекает в узком кругу. Без родителей. Они в такой момент могут только помешать, не сумев скрыть свои эмоции.
Разговор с мальчиками и девочками проводят по отдельности. Дети думают, что это такой тренинг, поэтому в приподнятом настроении отвечают на вопросы. Многие говорят, что о ВИЧ-инфекции раньше не слышали. Психологи стараются преподнести информацию как можно мягче.
В какой-то момент психолог делает паузу и раскрывает правду… Шок. Это первое, что читается на детских лицах.
Многие поначалу не понимают, как нужно реагировать. Потом, видимо, осознав смысл сказанного, дети плачут.
Плакала в этот день и Аида, узнав о своем диагнозе. В полуторагодовалом возрасте она попала в больницу с пневмонией. Вылечилась, а через год узнали, что ее заразили ВИЧ. Каким образом и кто это сделал, разбираться было поздно. Да и не до этого было родителям. Семейную тайну они хранили 10 лет.
— Аида, твои родители и твои братья не заражены ВИЧ-инфекцией. Вчера мы твоим братьям рассказали о тебе. Они заплакали, сказали, что в обиду тебя не дадут. Они тебя очень любят, Аида, — продолжала психолог.
Девочка улыбнулась сквозь слезы. Она начала отходить от шока. Узнав о том, что есть еще несколько девочек с таким диагнозом, Аида воспрянула духом.
После беседы все дети становятся членами группы поддержки для того, чтобы помочь адаптироваться тем, кто еще не знает о своей болезни.
Ежегодно психологи раскрывают статус десяткам девочек и мальчиков, зараженных вирусом иммунодефицита. В этом году о своем диагнозе узнают еще 24 ребенка. Им всем исполняется 11-12 лет. Это именно тот возраст, когда начинаются вопросы о ежедневных лекарствах и частых посещениях больницы, рассказывает президент общественного фонда «Защитим детей от СПИДа» Жаннета ЖАЗЫКБАЕВА. Фонд занимается поддержкой детей и подростков, ставших жертвами массового внутрибольничного заражения ВИЧ в Южно-Казахстанской области.
— Самая главная проблема для этих детей – это негативное отношение окружающих. Мы советуем детям по возможности не рассказывать друзьям и другим посторонним об их диагнозе. Наше общество еще не готово адекватно воспринимать ВИЧ-инфицированных людей. Далеко за примером ходить не надо. В одном из районов Шымкента мы планировали построить реабилитационный центр, но местные жители выступили против. Они заявили, что не хотят соседствовать со смертельно больными детьми, и нам пришлось искать другое место, — рассказывает Жаннетта Жазыкбаева.
Десять лет назад Жаннета возглавила шымкентский благотворительный фонд «Защита детей от СПИДа». После ВИЧ-скандала сотни убитых горем родителей нуждались в психологической поддержке, и Жазыкбаева смогла их объединить. Для них она стала примером стойкости и жизнелюбия. Ее сын тоже был заражен ВИЧ по халатности врачей детской больницы, куда мальчик попал после ДТП.
Сейчас в фонде зарегистрировано 247 детей и подростков, зараженных вирусом иммунодефицита. Все они получают бесплатную помощь от государства в виде жизненно необходимых антиретровирусных препаратов и реабилитации. А фонд за свой счет организовывает для детей различные тренинги, совместные походы в кино, пикники.
Это все поддерживает в них желание жить и продолжать бороться с болезнью, считает Жазыкбаева.
По ее словам, на ВИЧ-скандале в Шымкенте некоторые пытаются заработать.
— В одном из НПО по работе с ВИЧ-положительными детьми прокуратура выявила нецелевое использование средств. Тогда председателю организации пришлось вернуть деньги, которые он до этого благополучно потратил на свои нужды, — говорит Жаннета.
Массовое внутрибольничное заражение в ЮКО коснулось детей всех возрастов. Некоторым сейчас по 20 лет. Один из них недавно женился, и у него родилась здоровая дочь. Другая девушка собирается замуж. Еще несколько человек обучаются профессии своей мечты. Главное – все они связывают свое будущее с долгой и счастливой жизнью.
Напомним, что после шымкентского ВИЧ-скандала 10-летней давности был освобожден от занимаемой должности министр здравоохранения РК Ерболат ДОСАЕВ, ныне благополучно возглавляющий Министерство национальной экономики. А руководитель Южно-Казахстанского облздрава Нурсулу ТАСМАГАМБЕТОВА получила три года условно.
Динара Бекболаева
Мрази!, в Китае за это, давно бы расстреляли!
Этот Чимкент нужно присоеденить к Узбекам. Что не Чимкентский так кидала. Подругому нельзя.