07.06.2016 в 14:19
Теракты в Актобе проводились группой молодых людей, принадлежащих к такфиритскому джаамату. Перед нападением они собрались в одном из подпольных домов, где обсудили приказ идеологов ДАИШ, которые, как известно, призвали к террору в течение месяца Рамазан, заявил в интервью Zakon.kz доктор исторических наук, профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л. Гумилева, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров, сообщает Zakon.kz.
— Асылбек Каримович, чем, по-вашему, был вызван теракт в Актобе, тем более, буквально за день до Священного месяца Рамазан?
— Террористические проявления в Актобе это следствие ряда факторов, как внутренних, так и внешних.
— Что вы подразумеваете под внешними факторами?
— Прежде всего, активизацию в мире радикальных исламистских структур, относящих себя к халифату созданного ДАИШ. Актобе в данном случае является звеном одного общего процесса, обусловленного как раз таки активизацией этих радикальных элементов. Как мы знаем, террористическая структура ДАИШ переживает сегодня третий этап своего развития.
— Чем эти этапы отличаются друг от друга?
— Первому этапу характерна активная вербовка в сети ДАИШ, когда, допустим, для русскоязычной аудитории выделялись такие идеологии как Шамиль Абу Ханиф и Абу Баннат. Второй этап — институализация власти халифа ал-Багдади, когда активно проводил свои проповеди другой идеолог ДАИШ Абдулла Молдаванин. Особенностью третьего этапа является активизация террористического подполья, так называемых сетей ДАИШ, по всему миру, на территориях своего проживания. Так, по обрывистым инсайдерским источникам мне стало известно, что террористическое нападение в Актобе проводилось группой молодых людей, принадлежащих к такфиритскому джаамату, которые подчинились через уехавших в Сирию боевиков ДАИШ в форме ячеек, ожидавших приказа.
— Что послужило сигналом для начала активных террористических действий в Актобе?
— Аудио обращение в форме фетвы нового идеолога ДАИШ некого Аднани, где он активно призывает своих единомышленников в месяц Рамазан к уничтожению кафиров в странах своего проживания, то есть к вооруженному джихаду на местах, при этом, не разделяя население на мирных и военных. По сути, это объявление войны и приведение в активную фазу подпольных ячеек. Но и это не все.
Казахстанскими боевиками среди близких связей распространяется так называемая фетва Абу Бакра аль-Багдади, согласно которой каждый сторонник ДАИШ должен начать «одиночный джихад» в странах пребывания. При этом социальные сети используются для установления и поддержания контактов с головными структурами ДАИШ и их ячейками, способными управлять и воздействовать на членов казахстанских радикальных джамагатов.
По другим источникам, поводом для активной организации подполья боевиков послужила взаимосвязь этих закрытых ячеек с исправительным учреждением в городе Актобе, где, по некоторым информациям, содержался один из возможных лидеров этих радикальных структур. И молва среди этих структур, что, мол, в тюрьмах осужденным верующим запрещают читать намаз, вызвала возмущение и мотивационную основу для последующих действий.
— Вы сами верите в это?
— Возможность такого сценария имеет основу. Вспомним террористические акты, произошедшие в 2011 году. Они же активизировались как раз после того, когда некий Абу Мунзир аш-Шинкити на основе своего умозаключения, что осужденных верующих якобы бьют и калечат в тюрьмах, издал фетву для совершения ответных актов террора в Казахстане.
Также есть информация, что радикалы перед нападением в Актобе собрались в одном из подпольных домов, где было сказано, что от идеологов ДАИШ пришел приказ осуществления террористических актов на местах, и что кто с этим не согласен, может уйти.
— Нашлись такие смельчаки, которые ушли?
— Группу покинула третья часть, и это даже несмотря на то, что их лидеры характеризовали такой поступок как проявление лицемерия. Остальные члены группы — по разным сведениям от 19 до 28 человек — решили действовать согласно приказу идеологов ДАИШ.
— После теракта в Актобе, в Казахстане ввели «желтый» уровень террористической опасности на 40 суток. Почему именно на 40?
— Это может быть объяснено тем, что идеологи ДАИШ призвали к актам террора в течение месяца Рамазан. Данное обстоятельство как раз связано с внутренним фактором — неэффективной организацией профилактической работы, когда некоторые силы, используя законы диалектики, попытались сыграть на идеологических противоречиях внутриисламских групп, активизируя тему богопредставления. Это не только не сняло проблему, а, наоборот, создало информационный фон, что государство борется с исламом, при этом узаконивая еретические воззрения. Как мы видим, нельзя допускать шельмования мусульман страны в целом, ибо травля отдельных групп мусульман неизбежно приведет к тотальной исламофобии.
Сегодня, я бы сказал, наблюдается некое стереотипное отношение к исламу. К примеру, освещая теракт в Актобе 5 июня, журналисты электронных СМИ с легкой руки некоторых политиков и самозванных «экспертов», в том числе в социальных сетях, стали ошибочно использовать незнакомую для них исламскую терминологию. В итоге это привело к усилению исламофобии в стране, чего собственно и добиваются внешние спонсоры этих терактов. Как и в 2011 году, в сети часто можно встретить такие яркие примеры нетерпимости как, допустим, эпитеты «бородачи», «козлобородые», «хиджабницы», «короткоштанники» и так далее. В итоге вся эта истерия привела к тому, что некоторые комментаторы предложили отказаться даже от обрезания детей и от фамилий, имеющих арабские корни — Аубакиров, Садуакасов, Омаров, Алиев…
Запретительные меры также оказались неэффективными, они усиливают мотивационные ресурсы радикалов, что якобы Казахстан борется с исламом. Как мы видим, данный факт в подаче радикалов становится убедительным, неоспоримым доводом в вербовке новых приверженцев.
— Хотите сказать, такфиризм силовыми методами не победить?
— Не победить! И доказательства тому мы видим уже не первый год. Ложный образ мученика за веру только героизирует террористов в глазах их единомышленников и провоцирует новый приток свежей крови. Борьба с такфиризмом, как показывают результаты исследования общественной организации «Ак-Ниет», возможна только на идеологическом фронте. Но сначала надо устранить факторы, способствующие такфиритам достигать успехов в вербовке новых людей, а именно: некоторые отрицательные примеры дискриминации мусульман в Казахстане, в особенности попытки запрета платка в школах и другие.
В случае возвращения благоприятного фона для мусульман страны, такфиризм останется без идеологического оправдания необходимости своего нахождения в Казахстане, ведь рост такфиризма был зафиксирован именно в пик исламофобии 2011 года, когда официально были приняты запретительные меры. К тому же, при вербовке ресурсы Интернета были четко использованы идеологами терроризма.
Как показывает анализ, террористы при вербовке используют устоявшиеся термины, которым они дают собственное толкование, в корне отличающееся от традиционного понимания. Думается, возможность идеологического противостояния терроризму на современном этапе лежит именно здесь.
В качестве примера можно привести ситуацию в Узбекистане, когда исламисты, используя понятие «гураба» (чуждый), смогли распространить свою идеологию среди верующих страны. Согласно хадису, в котором говорится, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Ислам пришел чуждым, и он возвратится чуждым так же, как и появился. Туба (дерево в Раю) – чужакам». Его спросили: «Кто эти чужаки (гураба)?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей Сунны» (передал ат-Табарани). Этот хадис на протяжении многих веков привлекал к себе внимание экстремистов и они, искажая его основную суть, использовали его для специального отделения мусульман от общества. Но мусульмане, тем не менее, опасаются принять смысл данного хадиса, как утверждающего отчуждение ислама от окружающего мира, ибо в этом случае они могут впасть в отчаяние, понимая, что отчуждение и чуждость непреодолимы. Между тем, правильная подача этого термина дала бы правильную мотивацию для мусульман, а именно, для понимания, отличия слова «гурба» («чуждость», «отчуждение») от слова «гараба» («необычный», «странный»). То есть это значительно смягчало бы в понимании мусульман степень чуждости ислама и мусульман тому миру, который отражен в хадисе.
Также в этом ключе радикалами сегодня разработан лживый терминологический аппарат. Вся их идеология строится вокруг нескольких основных терминов: «ближний враг», «тагут», собственное понимание «куфра» и «имана», «узр би джахль» (оправдание по невежеству) и пр. Правильное раскрытие этих терминов в корне ломает идеологический инструмент радикалов, но сегодня ситуация усложняется.
— Чем?
— Когда я послушал фетву Аднани, понял, что радикалы в своей идеологической оснащенности ушли далеко вперед и приводить контрдоводы довольно сложно. К примеру, они утверждают, что мы должны следовать наставлениям мертвых ученых, а не живых и тем самым пытаются оборвать традиционную цепь преемственности ученых в трактовке фундаментальных положений ислама. Говоря иначе, радикалы не принимают новое осмысление проблемы с учетом новых реалий, а остаются на догматическом подходе к исламу.
При этом радикалы обладают мощнейшими медиа-ресурсами. Это медиа-агентство «Аль-Фуркан», медиа-фонды «Аль-Итисаам», «Аджнад», медиа-центр «Аль-Хаят». «Аль-Хаят» также специализируется на выпуске собственной печатной продукции «IslamicStateReport», «IslamicStateNews» и журнал «Дабик», которые доступны для скачивания в Интернете.
Как видим, идеологи ДАИШ умело используют Интернет для массового деструктивного воздействия на психику и сознание людей в нужном для них направлении, а также для дистанционного манипулирования сознанием конкретного человека.
События, произошедшие в Актобе, еще раз показали, что сегодня терроризм эволюционирует в направлении, называемом информационной (сетевой) войной.
Торгын Нурсеитова
Помогите нам рассказывать правду
Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.
Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.
Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!
Это просто сделать.
Можете нас поддержать через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61
Может ограничивать пользование Интернетом и больше открывать библиотек, печатать книги. Весь мусор — Интернет убрать, или создать законы регулирующие Интернет, размещение информации в Интернете или найти любые другие инструмерты управления…
известно, что в некоторых микрорайонах Актобе и в округе живет множество бородатых короткоштанников, кто из них кто — даже кнб не зает, судя по всему
Автор предлагает ввести все что требуют для населения вахабиты и дескать все проблемы уйдут. Поражает просто иезуитское хитроплановость этого автора. То есть предлагается самим властям ввести радикальный ислам в норму закона.
Основные положения радикального Ислама разработаны Ваххабом, потомком Мордекая иудея-кабалиста стоявщего у основ Королевского дома Саудитов. Думается вся цель Ваххабизма и родственных течений в Исламе подрыв религии изнутри.
Вот ссылка на источник.http://antisionizm.info/Dinastiya-Sauditov-890.html