Ерлан Аскарбеков: По сравнению с соседями наш Парламент – просто Швеция!
Главный предмет обсуждения в СМИ и социальных сетях на этой неделе — заявление депутата Мажилиса Парламента РК Куаныша Султанова о том, что следует отобразить имя президента Назарбаева в названии столицы Казахстана. Сам Назарбаев на это ответил, что предложение исходило не от него, и поблагодарил депутатов: «Конечно, как человеку мне это приятно. Парламент – это самостоятельная часть власти, они имеют право принимать решения, говорить своё мнение по любому вопросу – тем более, о переименовании городов, населённых пунктов. Мы будем решать очень взвешенно, соразмерно тому, что нужно для государства, для страны. Это внешняя часть вопроса, нужно заняться внутренними вопросами», — сказал президент. Таким образом, четкого «нет» в ответ на предложение депутатов от Нурсултана Назарбаева не прозвучало.
Между тем, никогда еще реакция социальных сетей на подобное предложение не была такой бурной и массовой. Об инициативе Султанова писали даже зарубежные СМИ. О том, зачем казахстанским депутатам подобный «пиар», как такое переименование могло бы отразиться на имидже Казахстана и каким образом стоит «грамотно» выражать свои чувства к президенту, «Открытая Азия онлайн» поговорила с известным PR-специалистом Ерланом Аскарбековым.
— Связать название столицы с именем Назарбаева предлагали и раньше. Но на этот раз предложение прозвучало на специально созванном совместном заседании палат Парламента, поэтому прозвучало как-то особенно серьезно. Тем более, что ничего особенного больше вроде бы на этом заседании и не было…
— У вас, у СМИ, поверхностный взгляд. На самом деле на этом заседании была принята Декларация. Я набрался сил и прочел ее сегодня. Там 1700 с лишним слов, что в разы больше, чем в тех же словах назидания Абая (в 9 где-то раз), она в 6 раз длиннее, чем Алматинская декларация о создании СНГ… В разы больше, чем Французская декларация прав человека и гражданина или Декларация независимости США. И вот эта очень многословная и очень водянистая декларация на 80% состоит именно из перечисления наших достижений. Было трудно читать, этих достижений было очень много, я возвращался и возвращался, но запомнил только одно: то, что мы вошли в топ-30 спортивных держав, а как вы помните, на днях появилась новость о том, что ряд наших спортсменов лишился олимпийских наград. Я понимаю, журналисты взялись за самую «жареную» часть, но я не думаю, что обсуждался только вопрос о переименовании, в основном идет рассуждение о том, что страна вроде бы удалась. И я скорее бы на это обратил внимание, нежели на четвертую попытку пятого названия.
— То есть Вы не считаете, что ситуация серьезней, чем в прошлые разы?
— Я физическое лицо, бесконечно далекое от государственных пиарщиков, идеологов Администрации президента. Мое мнение как физического лица: возможно, как предлагал президент 6 февраля 2014 года, будет переименована страна. На английском языке она будет называться Qazaq Republic, и это будет абсолютно правильно. По результатам опросов в Интернете, например, на сайте одного из СМИ, — наш народ это поддерживает. И основная причина — это уход от «стан».
— Если перенос столицы можно было объяснить с точки зрения логики, то как объяснить логически это предложение? Это что, депутаты так пиарятся?
— Наверное, они пиарятся именно в нашем казахстанском представлении, потому что у нас, к сожалению, совсем извратили это понятие – в частности, такие неумелые действия. Я, в свою очередь, как обычный человек в прошлый раз предложил нашим депутатам и министрам как раз в честь 25-летия независимости начислить себе годовую зарплату в 1 тенге. Вот это было бы патриотично, это был бы как раз пиар, мощнейший пиар. Честно говоря, я все-таки еще немножко романтик и идеалист. Поэтому надеюсь, что хотя бы один человек решится это сделать. Что касается «пиара» подобного рода, то, конечно, президент в этом не нуждается, усилия, потраченные на раскрутку бренда «Астана», колоссальные, то есть слово «Астана» действительно известно повсюду.
Не исключено, что депутаты, которые выдвинули такое предложение, они, как это называется… «побежали вперед», не согласовав это ни с кем. Ну, бывает… В некоторых соседних странах, я слышал, депутаты выдвигают такие диковинные инициативы, что по сравнению с ними наши депутаты и Парламент — вообще Швеция, Норвегия! У нас очень рациональные, скромные, «непиаристые» люди! Иногда «принтер бесится», как говорится, но очень редко, понимаете? Вот в некоторых соседних странах «принтеры взбесились» давно, и каждый день выдают по три-четыре вот таких хита.
— Если бы такое переименование Астаны все же состоялось, оно сильно ухудшило бы имидж Казахстана за рубежом?
— Конечно, это ухудшило бы имидж Казахстана. А также пропали бы 15 лет и сотни миллионов долларов, потраченные на продвижение Астаны за рубежом.
— Просто интересно, вот этот подхалимаж – он заложен в нашем менталитете давно или это «наследие СССР»? В азиатском фольклоре вроде нет-нет да и проскальзывает это вот «чинопочитание», да и вообще у казахов очень важно: кто старше, кто главнее — тому самое вкусное, первому подают чай… С другой стороны, самый народный казахский герой – Алдар Косе – чинопочитанием точно не «страдал», перед баями не трепетал…
— Преклонения перед баями у нас не было. Действительно, образцом народного отношения к баям является Алдар Косе, который при помощи мошенничества отнимал деньги у баев. Правда, в отличие от Робин Гуда не раздавал эти деньги бедным, а старался быстрее эти деньги проесть и прогулять. Но вообще, он систематически издевался над баями, всячески выставляя напоказ их жадность, глупость и ограниченность. Но что такое бай? Бай — это такой же казах, которому в какой-то период повезло и у него скопилось 500 тысяч, 100 тысяч голов скота. Но раз в 44 года наступает Великий джут, и у него опять оказываются 50 баранов. До 1917 года казахский менталитет страшно зависел от погоды, поэтому отношение к богатству отличалось… Сейчас, конечно, идет ломка этого тысячелетнего сознания.
— А что могли бы пиарщики посоветовать депутатам: что делать, чтобы не выставлять себя на посмешище? Как это делается профессионально?
— Эта работа должна быть оплачиваемая, должен быть заказчик с очень четкой постановкой задачи. По науке делаются исследования предварительные, исследования контрольные, делаются мозговые штурмы группой крайне нестандартных, разных, по-настоящему креативных, опытных пиарщиков. Выдвигается порядка ста идей, десять оставляется, они тестируются в фокус-группах. С клиентом обсуждается, скажем, порядка трех идей. И одна запускается. Это если делать все по-взрослому.
— Так что же все-таки у наших депутатов в головах, что они такое говорят, а потом весь Интернет смеется? Должны же они это понимать?
— Вам это кажется ужасным? Я вам скажу, что ужасно на самом деле. Ужасно то, что на самом деле большинство из них – умные люди. Ну, две трети – точно очень неглупые. Опытные, образованные и много понимающие. По отдельности. А как они собираются вместе – происходят такие вещи. И это, я считаю, фундаментальная наша проблема – нас как народа. Закончу шуткой: «Один казах – это акын, два казаха – это айтыс, три казаха – акимат».