Ограничения, пытки, преследования активистов
Свобода слова, мирных собраний и ассоциаций систематически нарушаются в Казахстане, отмечают эксперты международной правозащитной организации Amnesty International. Астана использует уголовный кодекс для подавления гражданских активистов, говорится в опубликованном 22 февраля докладе организации.
Подготовленный международной организацией Amnesty International (AI) новый ежегодный доклад на 408 страницах описывает ситуацию с правами человека в 159 странах мира.
ОГРАНИЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Описывая ситуацию с правами человека в Казахстане, в докладе отмечают, что права на свободу слова, мирных собраний и ассоциаций продолжают ограничиваться. В докладе Астану обвиняют в использовании административного ареста как метода, призванного помешать участию в несанкционированных протестах, и уголовного преследования как метода против пользователей социальных сетей и независимых журналистов. В частности, подробно описывают развитие ситуации в апреле и мае 2016 года, когда в стране вспыхнули протесты против земельной реформы, предусматривавшей возможность передачи сельскохозяйственных угодий в долгосрочную аренду иностранцам. С 17 по 20 мая, как минимум, 34 человека были арестованы и обвинены в «организации» протестов.
День попытки протеста в Казахстане. Видео «Азаттыка»:
21 мая — в день намечавшегося и сорванного властями общенационального протеста «по земельному вопросу» — было задержано, как минимум, 48 журналистов, которые пытались освещать выступления.
Читайте на эту тему: Казахстан, 21 мая 2016 года. Задержания и блокировки
Власти использовали уголовный кодекс для подавления активистов в социальных сетях. В докладе описывают дела Ермека Нарымбаева, Серикжана Мамбеталина, Игоря Сычева, Жаната Есентаева, которых привлекали к уголовной ответственности по обвинению в разжигании розни за посты в социальных сетях.
AI обращает внимание на дело атырауских активистов Макса Бокаева и Талгата Аяна, арестованных после стихийного массового протеста «по земельному вопросу» и приговоренных к пяти годам тюрьмы. В основу обвинения в адрес Бокаева и Аяна легли их посты в Facebook’е и в других социальных медиа по поводу предложенных правительством изменений в земельном кодексе и последовавшие протесты, пишут правозащитники AI.
Правозащитники упоминают преследование собственника сайта Nakanune.kz Гузяль Байдалиновой по заявлению частного банка. Они пишут также о деле председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева и его сына Асета Матаева, главы агентства КазТАГ, обвиненных в хищениях и приговоренных к тюремным срокам.
В докладе отмечают, что казахстанские власти обязали пользователей Интернета установить «сертификат национальной безопасности», который позволяет властям сканировать коммуникации по каналам HTTPS и блокировать доступ к сайтам, которые власти считают незаконными.
В 2016 году были применены более жесткие наказания для лидеров НПО, которые стали отдельной категорией правонарушителей согласно внесенным в законодательство изменениям. В этом разделе упоминают случаи Макса Бокаева и Талгата Аяна. Отдельно отмечают и ограничения и штрафы для непрошедших регистрацию религиозных объединений.
Прям как в фильме Место встречи изменить нельзя.Вы свободны! Проводите товарища Ручечникова до автобуса.До автобуса…