Вячеслав Солодилов: «Не будете платить за тепло — заберём квартиру!»
Какие долги накопились у жителей города за горячую воду и отопление? Как «Жайыктеплоэнерго» решает проблемы миллионных долгов у абонентов? Какие планы у предприятия на начавшийся 2018 год? Об этом, и не только, рассказал Вячеслав Солодилов, коммерческий директор «Жайыктеплоэнерго» в интервью «УН».

— Вячеслав Юрьевич, какую сумму на данный момент задолжали жители Уральска «Жайыктеплоэнерго» за горячую воду и отопление?
— На сегодняшний день сумма долга потребителей перед «ЖТЭ» — 317 миллионов тенге. Это общий долг абонентов за 11 месяцев 2017 года. Счета за декабрь 2017 года мы уже разнесли по квартирам. У абонентов есть время до 25 января, чтобы оплатить суммы по квитанциям. Эти долги считаются текущими, сегодня мы о них не говорим. Основными долгами они станут после 25 января.
— Какие меры «Жайыктеплоэнерго» предпринимает для взыскания этих долгов?
— Для снижения дебиторской задолженности у нас применяется ряд мер. Мы подаём исковые заявления в суд по взысканию долгов с абонентов. Также руководство предприятия заключило соглашения с профессиональными медиаторами, они проводят досудебную работу по взысканию задолженностей с потребителей. В летний период 2017 года мы создали мобильные группы, которые выезжали к «проблемным» должникам. Во время выезда с теми абонентами, кто не может оплатить долги из-за финансовых трудностей, наши сотрудники составляют гарантийные письма о рассрочке платежа. Для чего это делается? Например, у абонента есть долг, но он не может погасить его сразу. Мы идём навстречу и заключаем соглашение, где указано, что потребитель в определённый период обязуется полностью погасить свой долг перед «ЖТЭ». В случаях, если долг большой или финансовая ситуация у человека сложная, мы даём год рассрочки на погашение платежей.
— Какой долг должен накопиться у потребителя, чтобы «ЖТЭ» направило иск в суд?
— Если сумма задолженности у абонента — 10 тысяч тенге, то наши сотрудники уже понесут ему уведомление о долге. Если сумма долга — 25 тысяч тенге и выше, и человек не платит по 2-3-4 месяца, мы извещаем о растущей задолженности, пытаемся убедить, что нужно платить за услуги, которые он получает. И только после этого, если мы видим, что человек вообще не реагирует, мы обращаемся в суд с иском.
И, я Вам скажу, потребители нас в последнее время услышали. То есть до прошедшего года было «глухо» — абоненты копили долги и с трудом их гасили. А в 2017 году ситуация изменилась, этот год стал переломным – люди сами идут к нам с просьбой подождать с выплатой долгов, пытаются погасить долги. И мы, естественно, идём им навстречу.
— Как Вы считаете, что повлияло на людей? С чем связана такая активность неплательщиков?
— Может быть, подействовало то, что в прошлом году нам несколько раз «КазТрансГаз Аймак» отключал подачу газа на предприятие. Наша станция полностью вставала на «ноль». Естественно, люди оставались без горячей воды, соответственно, мы вынуждены были предпринимать очень «крутые» меры. Мы добились в 2017 году того, что судебным решением мы можем забирать у абонентов квартиры. И мы начали применять эту меру на практике.
Ведь есть такие потребители, у которых долги копятся в течение 5-6 и более лет, а взять у этого человека, кроме жилья, нечего. Тогда мы в счёт долга через судебное решение забираем у неплательщика квартиру.
— Какой самый крупный долг был выплачен потребителем за последнее время?
— Буквально, в прошлом году человек, который не оплачивал долги за потребление тепла и горячей воды в течение 18 лет, погасил всю сумму долга одним платежом.
— Какая была сумма долга?
— Миллион. И мужчина принёс весь миллион целиком. Эта целая детективная история!
Долгое время наши сотрудники поджидали этого неплательщика у подъезда. Несколько дней мы ждали, чтобы он вышел из дома. А, когда он, наконец, пошёл за хлебом, наш сотрудник, дежуривший у подъезда, позвонил судебному исполнителю и независимому оценщику. И, когда человек возвращался из магазина, его уже ждали. Вместе с ним они прошли в квартиру, стали всё оценивать и описывать. Только тогда человек понял, что он может лишиться квартиры. Вскоре он принёс деньги и погасил весь долг.
В таких случаях важно наше сотрудничество с судебными исполнителями, с независимыми оценщиками и медиаторами.
— Какие суммы долгов ещё удалось погасить за прошлый год?
— У нас есть целый перечень проведённых работ за лето прошлого года. Всего «трудных» неплательщиков, которых мы десятилетиями не могли «выловить», у нас на тот момент было 130 человек. Общая сумма их долга составляла 30 миллионов. Кто-то выплатил долг частично, кто-то погасил полностью. Но сейчас из 30 миллионов 18 – уже погашено. И это только работа наших сотрудников за летний период.
— Какие ещё меры предпринимаются в отношении должников?
— Если у абонента накопился долг за комуслуги, ему ограничивают выезд из страны. Помимо этого, решением суда могут наложить арест на движимое имущество. Это значит, что машину у неплательщика заберут и отправят на штрафстоянку. Также может быть наложен арест на банковские счета. И часть доходов будут удерживать, если зарплату или пенсию получают через банк.
Поэтому мы призываем не копить долги за тепло и горячую воду, а оплачивать счета своевременно.
— Есть ли среди должников за тепло и горячую воду предприниматели города или какие-то госучреждения?
— Нет, сейчас больших долгов у ИП-шников нет. С государственными организациями тоже всё хорошо по оплате. Сейчас наш главный вопрос и большая головная боль – это население. Большие долги — у физических лиц.
— Есть ли сейчас у «ЖТЭ» долги за газ?
— За газ у нас сегодня задолженность – 411 миллионов тенге. Это долг за один месяц – ноябрь. Все долги, которые были ранее, уже оплачены. За декабрь ещё сумму не подсчитали. Она будет готова после 10 января.
— Есть ли у вашего предприятия просрочки по платежам за газ?
— Нет, сейчас мы все счета оплачиваем своевременно. Погашены все долги за топливо, которые были в прошлом году. Все суммы были выплачены только за счёт собственных средств.
— Счета за газ, которые вы оплачиваете, каждый месяц одинаковые?
— Нет. Летом счета всегда меньше. Значительно меньше. Зимой у нас задействовано больше оборудования — соответственно, и затрат топлива больше. Также влияет на количество расходуемого газа температура воздуха – если на улице сильный мороз, то и у нас на предприятии затрат больше. Поэтому летом на газ у нас расходы снижаются.
— Вячеслав Юрьевич, расскажите о планах на 2018 год? Какой ремонт запланирован на этот год?
— В этом году у нас запланирован ремонт ГТУ (газотурбинной установки – прим. автора) «Хитачи». Ремонт будет проводиться по завершении отопительного сезона за счёт собственных средств на сумму 158 миллионов. Сейчас все запчасти для ремонта у нас куплены. Как только закончится отопительный сезон, приедут специалисты — два инженера из Японии. Ремонт продлится около 45 дней.
— Остановка ГТУ на время ремонта как-то отразится на подаче горячей воды в дома горожан?
— Нет, на подаче горячей воды этот ремонт никак не отразится.
— Какой ещё ремонт запланирован на 2018 год?
— Стоит отметить, что весь текущий ремонт будет производиться на собственные средства. Из текущих ремонтов у нас запланированы ремонты котлов, моторных насосов, электротехнического оборудования, оборудования КИПиА и так далее. Всего на текущий ремонт теплоэлектростанции из бюджета предприятия выделено 257 миллионов тенге. На ремонт тепловых сетей выделено 216 миллионов – это перекладка тепловых сетей, теплоизоляционные работы, замена и ревизия запорной арматуры и ремонт ВВП (водно-водяного подогревателя – прим. автора).
— Намечены ли капитальный ремонт тепловых сетей, замена изношенных труб?
— Да, в этом году по плану — замена 7-8 километров труб теплосетей. Не исключено, что может быть и 10 километров. Цифра может увеличиться, так как бывают неожиданные аварийные порывы, когда менять трубы приходится экстренно.
— Насколько сейчас изношены теплосети в городе?
— На 50%. И это неплохой показатель. Я знаю, есть области по Казахстану, где износ составляет до 90%.
— Частый вопрос, который задают горожане, – почему в квартирах, особенно на 5-9 этажах, горячая вода идёт не сразу? Чтобы помыться, необходимо 5-10-15 минут ждать, пока вода стечёт. А это дополнительные кубы, за которые приходится платить. Почему так?
— Наша задача – подогрев воды и «доставка» этой воды до дома. Дальше ответственность ложится на КСК. КСК, непосредственно, отвечают за то, чтобы тепло и горячая вода распределялись в квартиры. И, если в квартирах нет тепла или слабый напор горячей воды — нужно обращаться в КСК.
Мария МЕЛЬНИКОВА