Шпаргалка жителя РК на 2018 год (ИНФОГРАФИКА)
Поправки в законодательство, которые вступили в силу в 2018 году и касаются каждого.
Часть 1. Денежная.
Законом «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы» предусмотрено, что с 1 января 2018 года будут установлены следующие социальные исчисления:
С этого года три вида пособий, предоставляемых многодетным, малообеспеченным семьям (специальное государственное пособие, детское пособие и адресная социальная помощь), будут предоставляться как Единое пособие. Размер выплат тоже слегка увеличился:
Не забыли в этом году и о пенсионерах. Если ранее можно было устанавливать график по своему желанию и забирать пенсию ежемесячно, ежеквартально либо ежегодно, то с 1 января 2018 года в Казахстане получать пенсионные выплаты можно только один раз в месяц. К тому же, единовременные выплаты и вовсе отменены, если превышают 12 МРП.
С 1 июля 2018 года назначение базовой пенсии будет зависеть от стажа участия в пенсионной системе. Если трудовой стаж составляет от 0 до 10 лет, то размер базовой пенсии будет равен 54% от величины прожиточного минимума (15 273,36 тенге). За каждый год свыше 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% (565,68 тенге), а при стаже 33 года и более — он составит 100% (28 284 тенге).
В случае с документами — в 2018 году размер госпошлины за паспорт увеличился вдвое:
Часть 2. Налоговая.
С 1 января 2018 года в силу вступил новый Налоговый кодекс, который был принят осенью 2017 года. Согласно ему, особые привилегии получают интернет-магазины.
ИП или ТОО зарегистрировать, конечно, придётся, однако, если торговля осуществляется в интернете, оплачивается безналом и продавец позаботился о наличии собственной службы доставки товаров покупателю (или заключил договор с перевозчиками, курьерами, почтой), то в течение 5 лет с момента начала деятельности может не платить никаких налогов.
В новом Налоговом кодексе бизнесу предлагается режим фиксированного вычета. Он будет выгоден тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Компания сможет вычитать без подтверждения половину своей выручки, а если начнет вести учет расходов, то получит премии (вычеты) за подтверждение расходов.
В «упрощёнке» требование по размеру дохода станет одинаковым для физических и юридических лиц.
Для работодателей снижается размер отчислений в госфонд социального страхования с 5% до 3,5%. Полученную разницу в 1,5% от дохода работника работодатель будет перечислять в Фонд социального медстрахования. Все остальные плательщики, а именно ИП и физлица, работающие по договорам гражданско-правового характера, а также платежи государства за льготные категории населения, начнутся в 2020 году.
Часть 3. Бюджетная.
Ещё одно масштабное изменение в 2018 году — добавление к республиканскому, областному и городскому бюджету «младшего брата» — бюджета «местного самоуправления на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа с численностью населения свыше 2 тыс. человек», а с 2020 года – во всех остальных. Если в цифрах сейчас — это 1066 населённых пунктов, а в 2020 — 2444 посёлка.
Смысл поправки и дополнения подаётся с «соусом» привлечения общественности к управлению местным бюджетом как способ борьбы с теневой экономикой. В Министерстве экономики говорят, что это отличный способ мотивировать сельскую администрацию на сбор налогов, ведь, чем лучше будут собирать — тем больше получат денег на развитие округов. В идеале, аппарат главы сельского округа должен будет разрабатывать проект бюджета, который впоследствии должен быть согласован с собранием местного сообщества, а затем утверждаться маслихатом района. Исполнение, естественно, возлагается, непосредственно, на акима и его аппарат. Механизм контроля местных жителей за расходованием бюджета тоже обещают внедрить.
Звучит здорово и многообещающе, с учётом того, что многие районы действительно нуждаются в серьёзной финансовой поддержке. Только вот на практике в местной казне, вряд ли, будет много средств (в посёлках, как правило, только мелкие крестьянские хозяйства и небольшая торговля), поэтому на местном уровне пределы — примерно, 20-40 миллионов налоговых и неналоговых поступлений в год, но и этого могло бы хватить для решения ряда проблем, хотя бы с дорогами. Правда в этом случае нельзя не вспомнить, что в мае прошлого года депутат мажилиса парламента Кенес АБСАТИРОВ раскритиковал любовь акимов областей и районов (и многих других чиновников) к дорогим иномаркам. Пользователи казнета, то и дело, натыкаются на информационные заголовки об очередных автоприобретениях казахстанских госслужащих. Причем, крайне редко цена за «машинку» в тендерах составляет менее 20 миллионов тенге.
Короче говоря, как будет работать новшество и развиваться благоустройство районов, покажет время. Главное, чтобы благоразумие и добросовестность исполнительной власти не ограничились «сдачей» от «Тойоты».
Нана ИКСАНОВА