Преподаватель из Уральска рассказала, как новшества в образовании угнетают учителей
В прошлом учебном году в Казахстане из системы образования уволились 11 704 учителя. В минувшем учебном году школы покинули 12 154 учителя. Такую статистику предоставляет Министерство образования и науки РК. «УН» решила выяснить, какова ситуация в Уральске, почему так происходит.
Арина БОГДАНОВА (имя и фамилия изменены во избежание дискредитации педагога – прим. ред.) работает в школе учителем начальных классов больше 20 лет. По её мнению, нынешняя система образования необъективна, по своей сути, и не приносит никакой пользы подрастающему поколению. Рассказывать о том, что происходит в школах, она наотрез отказывалась, пока редакция пообещала не называть её настоящего имени.
Ученье – мрак
— Я не одна такая, — говорит Арина. — Никто не станет говорить от своего имени, хотя многие мои коллеги думают так же, как и я. Нужно же как-то жить, у всех есть дети, которых нужно содержать, а скажешь лишнего – заставят уйти якобы по собственному желанию. И без разницы, какой ты категории педагог, сколько у тебя лет стажа и какие регалии тебе присвоены. В обновлённой системе лично я не вижу никаких достоинств – дети, прошедшие такое обучение, учатся только одному – хитрить. Ни о каких знаниях не может идти и речи. Теперь нет оценок. За обучение ребенок получает баллы, а успеваемость определяется особыми тестами – так называемыми суммативными и формативными работами. За месяц ребёнок пишет три или четыре теста, по итогу этих тестов и выставляется четвертная оценка. А теперь представьте ситуацию. Тесты с ответами по каждому из предметов попадают к учителю перед началом нового учебного года. Город у нас небольшой, так или иначе, у кого-то из родителей есть знакомый педагог, который по дружбе «сливает» эти тесты с ответами кому-нибудь из учеников. Большинство родителей (если не все) пользуются интернетом. У всех есть мессенджеры. Они пересылают друг другу эти тесты, дети зубрят правильные ответы, и в итоге мы имеем повышенную успеваемость, а грамотности – ноль. Плюс – всегда можно списать. Это было во все времена.
По словам Арины, родители, которые не занимаются своими детьми, – только рады такому подходу, а если педагог начинает объяснять, что, сидя один, ребёнок тест не сдал, а сидя с отличником – сдал на твёрдую пятёрку, – встают в «позу» и начинают во всём винить учителя. Педагог отмечает, что усердные и трудолюбивые дети, которым интересно познавать мир и учиться чему-то новому, всё-таки есть, но их очень мало.
— Некоторые родители переезжают в Россию, и пишут мне, что по российской программе их дети, которые были отличниками в Казахстане, сильно отстают в учебе, потому что российские школы дают фундаментальные знания. Такие же, как раньше давали мы. Теперь уже такого не будет. Грамотность же теперь, получается, не нужна. Видела недавно ученика 7 класса, который писал с ошибкой собственное имя. Но теперь и это неважно.
Арина прошла специальные подготовительные курсы для перехода на новую программу и рассказала, что там, кроме занятий, учителя делились опытом и «новыми» методами обучения. Например, одна учительница биологии рассказала, что, когда вела предмет, то попросила детей в качестве наглядного материала по сердцу человека принести из дома говяжьи сердца (и ведь принесли!), а потом на уроке они их разделывали, смотрели трубки и клапаны. А вторая говорила, что, если нужно показать ученикам, где и какие органы расположены, достаточно принести и расстелить на полу обои, положить туда ребёнка, обвести, как обводят трупы, и нарисовать примерно потом, где сердце, где лёгкие, где печень. По словам Арины, такие методы – ненормальны.
— Понимаете, эта система не развивает логическое мышление, — вздыхает учитель. — Она развивает методичное заучивание. Ребёнок просто запоминает, что правильно, а что – нет. Выводы из этого он особо не делает. А зачем, если вся классная работа не важна для итоговой оценки? Поэтому пропадает ещё и мотивация. Что касается тех учителей, что уходят, – в основном, это педагоги, которые ориентируются на результат. Радеет он за учеников, хочет лучшее дать, а как, если по такой системе это не нужно никому – ни ученикам, ни родителям, ни школе, ни Министерству.
Интернет-дневник
К началу нового учебного года ТОО «Күнделік», при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, запустили новую единую информационную систему мониторинга и учета достижений школьников – Kundelik.kz. По словам презентовавшей ее в 2016 году Дариги НАЗАРБАЕВОЙ, «Күнделік» не потребовал от государства никаких финансовых затрат, а основной идеей, по словам чиновницы, стала возможность значительно разгрузить учителей. Услышав об этом, Арина только грустно усмехнулась.
— У нас в школе от нехватки кадров учителя работают в две смены. По задумке, должно было быть так: в каждом классе школы должны стоять моноблоки (компьютеры 2 в 1 – прим. ред.), подключенные к интернету, куда преподаватель должен во время урока заносить оценки ученика. Звучит здорово, почти идеально. Может быть, в Назарбаевских школах всё и предусмотрено, но у нас, в обычных средних школах, всё совершенно не так. В классах компьютер, если есть – то для «красоты». Как правило, если он вообще работает, то там нет никакого интернета. В итоге, после двух смен работы учитель доезжает до дома, готовит ужин, занимается со своими детьми, проверяет тетради учеников, а ближе к 12 ночи садится заполнять «Күнделік». А поскольку большинство учителей садятся в это время – он страшно «виснет». И сидишь до 2 часов ночи, пока сможешь мало-мальски что-то заполнить. И, что бы ни говорили про электронный журнал – бумажный мы тоже ведем, и его мы в конце четвертей тоже распечатываем сами на свои средства.
Депутат Мажилиса Парламента Наталья Жумадильдаева высказала недовольство, что учителя казахстанских школ вынуждены в конце каждой четверти выгружать данные из электронного журнала, распечатывать и прошнуровывать их.
— В приложении приказа МОН РК классный журнал является госдокументом, ведение которого обязательно для каждого учителя. Классный журнал при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате. Заполнение его в бумажном варианте не допускается. Электронный журнал по итогам каждой четверти выгружается из информсистемы, распечатывается, прошнуровывается, заверяется подписью директора и печатью организации образования. Получается, что в конце четверти учитель должен его выгрузить и распечатать. То есть он создаёт, извините за выражение, доморощенную копию бумажного журнала. В таком случае, в чём смысл электронного журнала и запрета на его бумажный вариант? – спросила она у главы МОН РК Ерлана САГАДИЕВА на заседании правительства в Мажилисе. Он ответил, что такой подход министерство определило совместно с учителями, так как многие преподаватели не доверяют хранение данных электронному журналу.
— Доступ к «Күнделік» есть и у родителей, чтобы они могли проверять оценки своих детей, — продолжает Арина. — Но из-за постоянного «зависания» системы родители звонят учителю и спрашивают, почему они не могут ничего открыть? Просят учителя зайти в этот электронный дневник и сказать, что получил их ребёнок. В классе 30 учеников, и звонят родители каждого второго. Иногда – через день, иногда – каждый день. Можете себе представить, во что превращаются домашние вечера и выходные? Это совсем не облегчает работу учителя, это сводит с ума.
Вольному – воля
Официально все педагоги, которые покинули систему образования, уходят по собственному желанию. Управление образования области и областной профсоюз в один голос твердят, что право любого человека — выбирать, где и кем ему работать, таким образом, не признавая того, что проблема всё-таки есть.
По словам руководителя Обкома профсоюза работников образования и науки Марата Даупаева, в этом году не было обращений от учителей о недовольстве своей работой, а все, кто увольнялся, делали это по своим личным причинам.
— Никто из учителей не сообщал ни о каком вынужденном увольнении. У нас на этот случай в профсоюзе работает юрист, но все, кто уходил со школы, делал это по собственному желанию, поэтому конфликтных прецедентов у нас не было, — сообщил он в телефонном разговоре с корреспондентом «УН».
Однако Независимый профсоюз учителей считает, что такие увольнения педагогов происходят из-за нововведений в системе образования.
— Учителя, которые работают в школах, испытывают огромные нагрузки. Постоянные проверки, квалификации, тонны бумажной документации. То, что бумаги переводят в цифровой формат, нагрузку не убирает, а увеличивает. Во-первых, одни бумаги убирают, а другие – появляются. А, во-вторых, необходимо теперь и тратить время на изучение этих новшеств. К тому же, какая разница, в каком виде сдавать эти отчёты, если их всё равно надо сдавать. На детей совершенно не остается времени — ни на учеников, ни на своих собственных. Даже повышение зарплаты не компенсирует эти траты времени и нервов. С одной стороны, правда, выбор всегда остается за учителем — оставаться в профессии или нет, а с другой стороны — мало кто может выдержать, вот и уходят, кто – в торговлю, кто – в частные учебные центры, а кто и вовсе из страны уезжает, — рассказала «УН» руководитель Независимого профсоюза учителей ЗКО Баян Хабиева.
Доход = расход
— С 1 января 2018 года производится доплата учителям, которые работают по обновлённому содержанию, — это учителя 1, 2, 5 и 7 классов. С 1 сентября 2018 года будет производиться доплата учителям 3, 6 и 8 классов. Доплата составляет 30% от должностного оклада. А если педагог пройдет Национальный квалификационный тест — зарплата вырастет ещё, до 50% может доходить, — рассказала руководитель Управления образования по ЗКО Шолпан Кадырова на брифинге в Региональной службе коммуникации, а про то, что учителя увольняются, добавила, – у нас нет дефицита кадров в преподавательском составе. Мы постоянно отслеживаем ситуацию, знаем примерное количество специалистов, которое может потребоваться. У нас есть ЗКГУ, которому выделяется определенное количество грантов на педагогические специальности. Студенты с 1 курса изучают обновлённую систему образования, и после 4 курса выходят достаточно подготовленными, для того чтобы устраивать нас как работодателей.
Рассказала Арина и про то, на что преподаватель тратит свою зарплату.
— Суммативное тестирование идёт на специальных бланках. Мы должны распечатать его для каждого ученика, и делаем это на свои деньги или на деньги родителей. Есть учителя, которые просят родителей купить принтер в класс, потому что он необходим очень часто. Заправляет его педагог на свои деньги, ремонтирует – за свой счёт. В месяц уходит пачка бумаги, и ещё пачка – на наглядности. Да что там говорить, и методические планы тоже печатаем сами! Раньше методическое планирование выдавалось всем учителям, теперь – одна-две книжки на школу. Хочешь – иди покупай, хочешь – ксерокопии снимай, все одно – за свой счёт. Дети сейчас по новой программе обучаются в специальных рабочих тетрадях, но там нет возможности много прописывать буквы, как это было раньше. Поэтому преподаватель раздаёт обычные тетради в косую линию и учит детей писать. Тетради тоже некоторые покупают за свой счёт. Сознательные родители, конечно, сами покупают эти тетради своим детям. По поводу хороших специалистов, которые могут вырасти из этих детей, я, честно говоря, не уверена, потому что и институты будут преподавать по этой новой методике. Поживем – увидим, конечно.
С 1 сентября по 15 июня из организаций образования в ЗКО уволились 498 учителей. Всего в школах области работают 12 268 педагогов.
Нана Иксанова