«Не могу пройти мимо несправедливости» — уральская пенсионерка об участии в митингах
Майе Лукьяновой скоро исполнится 80 лет. В своём почтенном возрасте женщина твёрдо уверена в своей гражданской позиции – нужно высказывать своё мнение. За одно такое высказанное мнение Майю Александровну задержала полиция.

Небольшая однокомнатная квартирка в районе Ремзавода – здесь Майя Александровна живёт одна. У неё трое детей, четверо внуков и один правнук, но со всеми домашними делами пенсионерка предпочитает справляться сама.
— Я только что с дачи приехала, поэтому не готова к приёму гостей, — хлопочет Майя Александровна по дому, приглашая нас войти. – Проходите, присаживайтесь.
Скромная квартира в старом кирпичном доме. Квартиры в этих домах давали работникам Ремзавода. Там работала и сама Майя Александровна, и её покойный муж.
Очень выделяется на фоне обычной квартиры пенсионера большой ноутбук, к нему – колонки. В остальном обстановка в квартире обычная: стол, стулья, шифоньер, шкаф с книгами, посудой, фотографиями. Сильно бросается в глаза, что в комнате нет телевизора на почётном месте – он стоит в углу.
— Я телевизор уже несколько лет не смотрю, — говорит Майя Лукьянова. – Там нет ничего хорошего. Много всего говорят, показывают, но правды мало. Всё, что я хочу узнать, я могу найти в интернете. Там больше правды.
«Я такая была всегда»
— Майя Александровна, зачем вы на митинг вышли 10 мая? – задаю я свой главный вопрос. Ведь для этого мы пришли – спросить пенсионерку о том, что двигало ей.
— Я не могу пройти мимо несправедливости, — сразу же отвечает женщина. – Если я вижу, что происходит что-то несправедливое, нечестное, я обязательно вмешаюсь. Я такой всегда была, с молодости. Даже драки разнимать лезла – муж меня всегда за это ругал, – смеётся Майя Александровна.
Активной и жизнерадостной Майя Александровна была всегда. Вышла замуж, родила дочь, затем – ещё двоих детей-двойняшек. Сначала, пока училась в пединституте Уральска, работала на Ремзаводе. Потом, получив диплом учителя начальных классов, пошла работать в школу.
— Я после рождения двойни вышла работать через полгода, — рассказывает Майя Александровна. – Не могла сидеть дома.
А дети? Как дети относятся к вашей активной жизни, участию в митингах? – спрашиваю.
— Дети ругают, говорят, чтоб не лезла никуда, — говорит пенсионерка. – Переживают они очень за меня. Сын мне говорит – мама мы хотим, чтоб с тобой всё в порядке было, живи.
Митинг. Задержание.
10 мая в Уральске на площади Абая прошёл мирный митинг за свободу политических заключённых. На площадь вышли около 20 человек. Среди них была Майя Лукьянова.

— Я в тот день ехала с дачи, мне на рынок надо было. Краны сломались, я купила, — рассказывает женщина о своём участии в митинге. – Уже всё купила, пошла на проспект, на остановку. На площади, смотрю, люди собрались, о чём-то разговаривают громко. Ну, я и подошла посмотреть.
В это время активисты скандировали: «Свободу политзаключённым!», «Нет пыткам!».
— Я подошла посмотреть, послушать, а когда поняла, в чём дело, тоже присоединилась к собравшимся, — говорит Майя Александровна.
После непродолжительной акции митингующие стали расходиться. Майя Александровна и ещё одна участница митинга пошли в ближайший магазин за водой.
— Я так во время митинга разволновалась, а у меня тахикардия, и мне нужно было воды попить, чтоб успокоиться немного. Вот мы и пошли за водой с женщиной, которая тоже была на митинге. Мы потом познакомились, её Бакиза зовут, — рассказывает Майя Александровна. – Зашли мы в магазинчик, а на нас налетели полицейские, схватили и в машину потащили.

В тот день, 10 мая, задержали несколько человек, многие из них – пенсионеры. Их отвезли в ДВД области, опросили, разъяснили, что нельзя просто выйти на улицу и высказать своё мнение – это незаконно. Для любого собрания или акции необходимо разрешение.
Повторно Майю Лукьянову полицейские задержали 31 мая, в День памяти жертв политических репрессий.
— Я шла в парк, хотела цветы к памятнику положить, — рассказывает о том дне Майя Александровна. – У ворот в парк меня схватили за руки люди. Они были даже не в форме, а в обычной одежде. Схватили и поволокли к полицейской машине, ничего не объясняя.

В тот день Майе Александровне в ДВД области вручили бумагу, так называемое разъяснение закона. Там прописано, что без предварительного согласования граждане РК не имеют права участвовать в митингах, шествиях, пикетах и акциях – это незаконно. Также в документе на официальном бланке указано, что поддержка и агитация в отношении запрещённой в Казахстане организации ДВК (партия «Демократический выбор Казахстана» была признана экстремистской решением Есильского суда Алматы – прим. автора) недопустимы.
— Я не поддерживаю никакие партии, — уверяет Майя Александровна. – В тот день я шла почтить память жертв политических репрессий, возложить цветы.
В День памяти жертв политических репрессий были задержаны ещё четыре человека. Троих из них административный суд Уральска арестовал на срок от 5 до 7 суток. Причина – участие в митинге.
Мария Мельникова
фото: Рауль Упоров