Ряд нарушений прав потребителя обнаружили в заведениях Уральска
Требования оплатить депозит, сделать заказ на большую сумму и платный вход – эти требования владельцев кафе и ресторанов незаконны.

О том, как в уральских заведениях обманывают потребителя, объясняет руководитель отдела защиты прав потребителей Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по ЗКО Эльмира КИМАТОВА.
ДЕПОЗИТ
Многие заведения общественного питания города ввели у себя так называемую систему «Депозит». Эта система представляет собой следующее: каждый посетитель должен внести предоплату в кассу заведения, например, 5000 тенге (в компании вышеуказанная сумма вносится на каждого человека), что дает ему право сделать заказ. Затем можно заказывать все, что угодно, по меню. Естественно, посетитель вправе сделать заказ на сумму больше, чем сумма депозита. Вместе с тем, если итоговая сумма чека будет меньше внесенной в кассу заведения предоплаты, то заведение посетителю сдачу не возвращает.
Посещая подобные объекты общепита и соглашаясь с условиями системы «Депозит», вряд ли потребители понимают, что в этот момент нарушаются их законные права. В частности, вот, что на этот счет прописано в статье 28 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей»: «продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для потребителя время, с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя). Запрещается принуждать потребителя приобретать товар (работу, услугу) в ненужном ему количестве (или) ассортименте».
Объекты общественного питания (кафе, рестораны, бары, клубы и т.д.) являются коммерческими организациями, заключающими с потребителями публичные договора. Вот, что на этот счет гласит статья 387 Гражданского кодекса Республики Казахстан: Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо, по характеру своей деятельности, должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Предоставляя для обозрения посетителей свое меню с ассортиментом продукции, объекты общественного питания обращаются к потребителям с публичной офертой (предложение о заключении сделки с посетителем).
Более того, заведение не имеет права отказать потребителю в предоставлении услуг или товаров, если таковые имеются. Об этом сказано в п.3 ст.387 Гражданского кодекса: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора, при наличии предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги), не допускается. Поэтому отказы заведений в обслуживании посетителей, которые не внесли сумму по депозиту, являются незаконными.
Так что же делать потребителю, если заведение отказывается его обслуживать без оплаты депозита? Решение трудное, но оно того стоит – вы можете обратиться в суд с требованием о понуждении субъекта предпринимательства заключить договор и взыскать моральный вред.
ПЛАТНЫЙ ВХОД
Еще одно нарушение, с которым очень часто встречаются потребители, – это требование администрации оплатить за вход в заведение, хотя вход в заведение – это не услуга и не товар. Администрация вправе впускать посетителей в свое заведение по проданным билетам, если только организована какая-либо программа (шоу-программа, концертная программа, «живое» исполнение музыки и т.д.). Более того, наличие такой культурной программы должно быть афишировано и обозначено в билетах. А требование оплаты за вход, только лишь потому, что «у нас так принято», — откровенное нарушение прав потребителей.
БОЙ ПОСУДЫ
Еще одна «псевдоуслуга» уральских заведений – ситуация, когда посетителей заставляют оплатить за нечаянно разбитую посуду (бокал, тарелку и т.д.), да еще и в размерах, значительно превышающих ее реальную стоимость.
Посетитель, конечно, вправе оплатить указанную сумму. К тому же, согласно нормам Гражданского законодательства, заключив публичный договор с собственником, он принимает правила этого заведения. Но, если посетитель не согласен по каким-либо причинам с таким требованием, не согласен с размером требования (сумма ущерба должна быть экономически обоснованной), то администрация не вправе силой удерживать посетителя. В таких случаях достаточно того, что администрация фиксирует факт порчи имущества, записывает паспортные данные клиента, и позже может обратиться в суд с соответствующим иском в отношении такого посетителя.
К тому же, во многих заведениях владельцы закладывают в цены обслуживания любого клиента (даже если он ничего не разбил) до 10% от стоимости услуг. То есть компенсируют подобного рода убытки путем простого повышения цен.
Потребители, знайте свои права, и не забывайте о них!