Айжан Есболатова: Почему в Казахстане вытирают ноги об женщину
Когда спустя долгое время в Штатах, я приехала в Казахстан, больше всего меня поразило, ошеломило, сбило с толку от того, как много красивых девушек и женщин в Казахстане. Честное слово, я будто попала на бесконечный конкурс красоты. С самого раннего утра к остановке, цокая каблуками, плыли волоокие нимфы с высокими скулами, чистыми блестящими волосами и безупречным макияжем “а-ля макияжа нет вообще”. Стоило зайти в любой бар или клуб — и сердце забивалось еще сильнее, потому что ночью красота становилась еще более дерзкой и яркой. И это не была глупая обманчивая вера в исключительность и превосходство, нет. В Казахстане женщины действительно красивы. И самое главное, они чертовски ухожены.
А теперь возьмем типичную нью-йоркскую девчонку/женщину. С утра на остановке она чаще всего стоит с мокрой головой, с нулевым макияжем, с заросшими бровями; на ногах — кроссы, на теле — простые джинсы и кофта, на спине — гигантский рюкзак или гигантская сумка на плече с ноутбуком внутри. Из всего ухода за собой — это горячий душ с утра. И, может быть, изредка маникюр. Но не факт. При этом мужики ее уважают, мужики ее хотят, мужики перед ней млеют. Почему? Потому что она чертовски уверена в себе и знает себе цену. В то время как девушки в Казахстане тратят на уход за собой фантастические суммы, американка не умеет и не старается выглядеть идеально, зато занимается йогой и пилатесом, потому что это классно для ее тела; ходит на бесконечное количество курсов Visual design, Digital marketing или участвует в bootcamps, потому что это классно для ее мозга.
Наверное, нигде больше нет такого большого количества курсов по макияжу, как в Казахстане. Все массово учатся правильно наносить тон, рисовать брови (почему все рисуют брови?), клеить ресницы, и готовы тратить на это ползарплаты.
И я все время думала, почему же у нас девчонки больше озабочены своей внешностью, нежели интеллектуальным развитием, и почему, черт побери, у нас такие высокие стандарты красоты? (а они у нас очень-очень высокие). Может, потому, что у нас девочкам с детства долбят о том, что самая главная и высшая цель — это ухватиться за мужика? И единственный способ это сделать — это поразить его своей красотой, дабы продать себя дороже?
Не то, чтобы я была против мужчин, нет, конечно. И я совсем не против брака и построения семьи. Но, согласитесь, в нашей культуре девочкам никогда не говорят, что самая ее главная ценность — это она сама, и что ее конечная и высшая цель — это быть счастливой (а что делает ее счастливой — это уже другой вопрос).
В нашей культуре девочкам никогда не говорят, что самая ее главная ценность — это она сама, и что ее конечная и высшая цель — это быть счастливой.
Почему-то в нашем обществе принято, что женщина — это не отдельная самодостаточная личность, а, скорее, такой милый довесок к мужчине. Этакая хорошенькая, недалекая, бессильная недочеловечек. Скажете, что жестко утрирую? Come on, если бы было не так, ее бы не били и не унижали при каждом удобном случае.
За уже почти четыре года в Штатах я отчетливо вижу разницу между “нами” и “ими”. Заметные преимущества — не только во внешности, но практически во всем. Казахская женщина может сама накрыть стол на 100 человек, готовить 50 разных блюд без каких-либо кулинарных курсов (какие еще, к черту, курсы), пахать на двух работах, одновременно воспитывая детей, брать на себя заботы о родственниках, о родственниках мужа. На казахской женщине лежит неподъемная тяжесть — быть красивой, послушной, податливой, при этом сильной, ставить нужды других выше своих, и, конечно же, наша главная “гордость” — всегда быть для себя на последнем месте. Почему? Потому что мы не личности.
В Казахстане девушка может быть с дипломом крутого университета, говорить на трех языках, отлично зарабатывать, отличать Моне от Мане и, в принципе, быть вполне счастливой, но, если рядом с ней нет мужчины (пока), то она автоматически неудачница. Она может и не осознавать этого, но каждый, каждый вокруг нее обязательно укажет ей на это. И, может, именно по этой причине, по причине того, что она не личность, у нас так легко вытереть ноги об женщину и ни во что ее не ставить.
Да, в Штатах женщины уверены в себе и умеют требовать свое. Они никому ничего не должны, и прекрасно знают об этом. Это не мешает им выходить замуж, но делать они будут это тогда, когда сами к этому готовы, а не потому что, ой-бай, ей уже тридцать и она старая. Девочкам здесь внушают, что самое главное — это образование, самодостаточность, а потом уже — мальчики.
Если бы ей сказали: «Знаешь, дорогуша, ты выйдешь замуж в 25, будешь впахивать с утра до вечера на работе, готовить каждый день ужин, укладывать детей спать, убирать за всеми, следить за собой; за стеной еще родители мужа, которые вечно чем-то недовольны, а по ночам иногда будет заявляться дальний родственник с женой, которая обязательно стащит твой парфюм, крем, да неважно, она все равно что-то, да и стащит; и, скорее всего, ты будешь отдавать всю зарплату мужу, и он еще будет недоволен, и в моменты особенного прозрения будет заводить разговоры о второй жене, и при всем при этом ты обязана оставаться адекватной». Она бы сделала глубокий вдох и сказала: «Go fuck yourself».
Но это реальность самой обычной казахстанской женщины. Это если деликатно опустить те случаи, когда мужчина еще и поднимает руку на жену. Из всего сказанного выше следует, что вся ценность казахской женщины — это способность молча вынести все тяготы жизни. Потому что этого дерьма под названием “тяготы” будет более чем достаточно в ее жизни.
Вся ценность казахской женщины — это способность молча вынести все тяготы жизни. Потому что этого дерьма под названием “тяготы” будет более чем достаточно в ее жизни.
Да, американки не сразу пришли к тому, что имеют, они боролись за свое право быть собой и жить своей жизнью. И я очень надеюсь, что в скором будущем и у наших женщин проснется самосознание, и они наконец-то поймут, насколько они крутые. Потому что казахстанские женщины — невероятные!