20.03.2019 в 11:35 5823 0

Блог-пост

Режим «ручного» управления остался – Мереке Габдуалиев

К сегодняшнему решению о сложении полномочий Н.А. Назарбаев шел давно. Однако готовое решение у него уже было. Просто он в своем стиле выжидал момента, чтобы объявить о нем.

Нужно понимать, что уход Назарбаева Н.А. с поста президента не означает его уход от управления государством. Режим «ручного управления» будет сохранен. Неспроста одним из первых решений Назарбаева Н.А. стало назначение помощника Первого Президента РК – Елбасы — первого заместителя управляющего делами Президента РК и руководителя канцелярии Первого Президента РК – Елбасы. Канцелярия Елбасы – это та же Ак Орда, только в новой юридической оболочке.

Анализ поправок 2017 года в Конституцию, а затем – в Конституционные законы страны, позволяет сформулировать вывод, что существует намерение создать некоего «коллективного преемника». Это парламент (причем обе его палаты) и правительство.
Во время конституционных реформ стояла задача создать такой механизм в системе власти, чтобы ни один властный институт не мог самостоятельно принять какое-либо ключевое решение. Конституционная реформа 2017 года создала правовой каркас и очертила властный коридор для деятельности будущего президента. Очевидно, что следующий президент уже не будет так легко получать одобрения тех же кадровых решений по назначению ключевых должностных лиц (председатель КНБ, Генеральный прокурор, председатель Национального Банка) со стороны Сената и других важных решений. Нужно будет договариваться.
В то же время общество, и, в первую очередь, заинтересованные в этом лица, не застрахованы от того, что в транзитный период что-то пойдет не по плану.
По этой причине появился запрос на закон «О Совете Безопасности». Следует обратить внимание на интересную деталь этого закона.
К функциям Совета Безопасности отнесены «обсуждение кандидатур, рекомендуемых к назначению на должности первых руководителей центральных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, а также государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан» (пп. ст. 3).
В пунктах 5 и 6 статьи 6 закона закрепляется, что «Решения Совета Безопасности вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности, при необходимости они реализуются актами Президента Республики Казахстан. Решения Совета Безопасности и Председателя Совета Безопасности являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению государственными органами, организациями и должностными лицами Республики Казахстан».
Законом предусматривается, что «Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы, в силу его исторической миссии, пожизненно принадлежит право возглавлять Совет Безопасности в качестве Председателя» (п. 2 ст. 1).
Принятие Закона «О Совете безопасности» направлено на создание некого «предохранителя» на транзитный период, на случай, если элиты не смогут цивилизованно договориться. По этой причине Совету Безопасности придали статус конституционного органа. Если предположить, что после вступления в должность следующего президента начнется «фарс-мажор» или предпосылки к нему, то первый президент Казахстана надеется сохранить возможность контролировать этот процесс.

Сейчас главная интрига заключается в том, кто будет выдвинут в президенты на предстоящих выборах. Не исключено, что на первый срок будет избрано «промежуточное лицо».

Неспроста 18 марта на должность депутата Сената был назначен Кожамжаров К.П. Полагаю, что после перехода К. Токаева на новую должность председателем Сената станет Кожамжаров К.П. Именно это кадровое решение по Кожамжарову К.П. будет держать в тонусе того, кто бы ни стал вторым президентом страны. «Ювелирное» кадровое решение Назарбаева Н.А. перед его объявлением о прекращении президентских полномочий.

Немаловажным решением накануне объявления о прекращении полномочий стало присвоение генеральских званий министру обороны Ермекбаеву Н.Б. и председателю КНБ Масимову К.К. Это является важным «меседжем» для тех, кто намерен как-то повлиять на политический транзит, как внутри страны, так и извне.

Осуществление «высшего надзора за соблюдением законности» также находится под руководством бывшего офицера спецслужб — нового Генерального прокурора Нурдаулетова Г.Д. Поэтому в подобным образом смоделированной кадровой комбинации не должны быть сбои или внештатные ситуации при проведении президентских выборов и реализации других важных решений.

Снизу, от народа, никаких протестных движений не возникнет при всем желании. Все будет под жестким контролем. Любая провокация, внеплановые внештатные события возможны только наверху, в случае невозможности договориться по ключевым вопросам. Только в этом случае кто-либо из них попытается использовать протестный потенциал населения в своих целях.

Мереке Габдуалиев, кандидат юридических наук, конституционалист, главный научный сотрудник ОФ «Институт развития конституционализма и демократии»

x
2019-12-06
Утром0 ℃
Днем0 ℃
Вечером0 ℃
Ночью0.19 ℃
Влажность93 %
ДавлениеhPa 1019
Скорость ветра7.7 м/с
2019-12-07
Утром0.02 ℃
Днем0.39 ℃
Вечером-1.03 ℃
Ночью-1.81 ℃
Влажность88 %
ДавлениеhPa 1021
Скорость ветра6.59 м/с