19-летнему юноше, подростком увезенному в Сирию, оставили приговор в силе
В Сирию Абая Хамзулинова в 15-летнем возрасте увез отец, а в 18 лет прошлой осенью он был возвращен в Казахстан по линии Красного Креста. Он признаёт, что проходил обучение в лагере ИГИЛ, но участие в операциях отрицает.

В среду, 31 июля, апелляционная коллегия суда Западно-Казахстанской области оставила в силе вынесенный городским судом приговор 19-летнему Абаю Хамзулинову – 8 лет колонии за участие в террористической организации.

По версии следствия, Абай Хамзулинов обучался и принимал участие в деятельности запрещённой на территории Казахстана и ряда других стран группировки ИГИЛ. Однако сам Абай Хамзулинов свою вину полностью отрицает.
ИГИЛ (запрещенная в Казахстане организация) — это аббревиатура Исламского Государства Ирака и Леванта — так себя называет международная террористическая организация, базирующаяся на территориях Сирии и Ирака и активно действующая еще как минимум в 10 странах. ИГ взяло на себя ответственность за десятки терактов и тысячи насильственных смертей по всему миру от рук своих боевиков. Повсеместно признано террористической структурой и запрещено во многих странах.
— Абаю было всего 15 лет, когда его отец принял решение покинуть Казахстан и переехать в Турцию. Это было на летних каникулах, поэтому Абай и его младшая сестрёнка, которую также увезли родители, даже не подозревали, что уезжают они надолго. Дети думали, что это просто летний отдых, — рассказала во время заседания адвокат Абая Хамзулинова.
Как следует из материалов дела, отец Абая Руслан Хамзулинов проповедовал ислам. В 2015 году он уехал в Турцию вместе со своей семьёй – женой и двумя детьми. Спустя год, когда старшему сыну Абаю исполнилось 16 лет, Руслан Хамзулинов перевёз сына в Сирию, на территорию ИГИЛ.
— Нас никто не спрашивал, хотим мы учиться военному делу или нет, – ребят просто привозят туда, в Сирию. У всех там есть оружие, мальчиков обучают разбирать и собирать автомат, стрелять, организовывать военные и террористические операции, — рассказал во время следствия Абай Хамзулинов одному из телеканалов ЗКО.
По словам юноши, за любое неповиновение или отказ выполнять поручения старших их наказывали. Чаще всего убивали. Трупы развешивали по улицам в назидание остальным.
— Я не хотел воевать, не хотел стрелять и убивать кого-то, поэтому я сбежал. Это было очень опасно, потому что, если бы меня поймали, то сразу же убили бы. Но мне повезло, и я попал в плен к курдам, — рассказал Абай Хамзулинов.
Из плена Абай начал писать письма властям Казахстана и России (В РФ проживают близкие родственники семьи Хамзулиновых – прим. автора). Также юноша обращался в международные организации, в том числе в Красный Крест.
В январе этого года при поддержке Красного Креста Абая Хамзулинова вывезли с территории Сирии. Абай был одним из возвращённых людей в рамках операции «Жусан», организованной правительством Казахстана.
Спецоперация «Жусан» («полынь» — перевод) – крупномасштабная операция по вывозу казахстанцев с территории боевых действий в Сирии. Направлена на возвращение женщин и их детей в Казахстан. Всего было организовано уже три подобные операции. В Казахстан доставили около 350 детей, рождённых на территории Сирии женщинами из Казахстана.
— Мы очень радовались, когда узнали, что Абай вернётся на родину, ведь он так этого хотел. Но никто не мог предположить, что его сразу же посадят. Мы даже не успели с ним встретиться, — говорит сестра Абая Сауле Курьян.
20 июня городской суд Уральска вынес обвинительный приговор Абаю Хамзулинову. Он был приговорён к 8 годам лишения свободы. Родные сразу же заявили, что будут добиваться справедливости – они уверены, что Абай не участвовал в деятельности ИГИЛ.
— Мы признаём, что он проходил подготовку, но участия в терактах Абай не принимал. Его осудили на восемь лет за преступление, которого он не совершал. Хотя с ним из Сирии приехали мужчины, которых осудили по трём статьям на тот же срок. Суд не захотел нас услышать, — говорит Сауле Курьян.
Родные ходатайствовали о переквалификации статьи 257 части 2 «Участие в террористических организациях» на статью 260-ю «Прохождение террористической или экстремистской подготовки». Но ни суд первой инстанции, ни апелляционная коллегия их доводы не приняли.

— Сейчас мы будем решать, подавать ли жалобу в Верховный суд. Я считаю, этот вопрос мы должны обсудить для начала с самим Абаем, затем уже принимать решение, — заявила после заседания адвокат Хибат Темиргалиева.
Сейчас отец Абая Хамзулинова Руслан осужден и приговорён к 10 годам лишения свободы. Мать юноши Венера Хамзулинова вернулась на родину, в суде она выступала общественным защитником своего сына.
Мария Мельникова