Бесплатные лекарства есть, но почему их трудно получить?
«Ждите или покупайте за свой счёт» — такие предложения слышат пациенты от медиков, когда обращаются за бесплатными лекарствами в поликлинику, где состоят на учёте по определённым заболеваниям. Причём, «купить за свои деньги» звучит чаще, чем объяснение того, почему нужно ждать важных для здоровья таблеток.
— На учёте состою в поликлинике №3, у меня гипертония и сахарный диабет. Лекарства от диабета, худо-бедно, но каждый месяц, как и положено, получаю. А вот от гипертонии за девять месяцев четыре раза получала, вернее сказать, «выбивала», — возмущается Нина Воробьёва, пациентка городской поликлиники.
Нина Воробьёва и её супруг – пенсионеры. Муж женщины перенёс два инфаркта, он тоже находится на учёте и под наблюдением врача. С получением лекарств возникают те же трудности. У пожилой женщины есть свой лайфхак, с помощью которого она «выбивает» нужные лекарства.
— Звоню в поликлинику каждую неделю, а ответ один: «Подождите, потерпите или сами купите». Надоела эта ситуация. И во время очередного звонка в поликлинику я предложила руководителю написать мне справку о том, что врачи отказывают в выдаче лекарств, и что с этой справкой я обращусь в департамент здравоохранения и прокуратуру. После этого трубку телефона передали главному врачу, она рассказала, что была в отпуске, что всё уточнит и мне перезвонит. Через несколько дней мне позвонили и сказали, чтобы пришла за лекарством. Причём, вместо рецепта название таблеток написали на обычном листочке, но за подписью заведующей поликлиникой. Когда я получала таблетки, женщина, которой нужны были такие же лекарства, узнав, что для неё их нет, упала в обморок, а другая заплакала и ушла. Этой историей я поделилась со своей подругой, у неё такие же проблемы с получением таблеток, только она состоит на учёте в другой поликлинике, — рассказывает Нина Воробьева.
«Секретный прием» Нины Воробьевой сработал и в этом случае. По ее словам, спустя несколько дней подруга рассказала, как в разговоре с врачом она упомянула, что намерена обратиться в облздрав, если ее лекарств не будет. Но врач возразил и сказал: «Что вы?! Есть у нас таблетки!», и достала из своего стола нужные лекарства для подруги Нины Воробьёвой.
А вот Софье Шубиной лекарства всё же пришлось покупать за свой счёт. Женщина на пенсии и состоит на учёте из-за сахарного диабета.
При каких болезнях выдают бесплатные лекарства?
Медикаментами за счет государственной казны обеспечиваются пациенты, состоящие на диспансерном учете со следующими заболеваниями:
ишемическая болезнь сердца
артериальная гипертензия
аритмия
хроническая сердечная недостаточность
— Раньше у меня не было таких перебоев с лекарствами, а в последнее время одно и то же, говорят, когда про положенное лекарство спрашиваешь – «подождите, потерпите». Раньше получали в 18-ой аптеке, и проблем не было. Иногда у них дозировка была другая, и сотрудники просили рецепт переписать, но это было изредка. И то, мы тогда возмущались, мол, ходить заставляют по сто раз. Но, оказывается, это ерунда, по сравнению с нынешней ситуацией, когда приходится покупать положенные бесплатные лекарства за свои деньги. У меня пенсия не очень большая, и я не всегда могу купить лекарство. Хорошо, дочь мне помогает, вот и в этот раз купила жизненно нужные мне таблетки, — рассказывает Софья Шубина.
Так что же происходит и почему возникают такие трудности в получении бесплатных лекарств?
— По сравнению с прошлыми годами, в этом улучшились условия поставки, да и мы стали работать профессиональнее, потому что во всём разобрались, увидели и учли промахи. Да, есть такие случаи, когда пациенту не хватает лекарств, и мы предлагаем подождать или же купить самим. В Кодексе о здоровье РК прописан такой пункт как солидарная ответственность. Когда не только врачи поликлиник, медсёстры, но и пациент несёт ответственность за своё состояние и здоровье, — рассказывает Талшин Исекешева, координатор по лечебной работе городской поликлиники №3. – Если у пациента гипертония, давление, а он, вместо здорового образа жизни, продолжает вести малоподвижный образ жизни, ест много соленого и жирного, соответственно, у него всегда будет большая потребность в лекарствах. Он их будет потреблять в больших объемах, чем такой же пациент, который ведет здоровый образ жизни. И, когда у такого пациента заканчиваются лекарства, ему предложат купить препарат себе самому, — считает Талшин Исекешева.
По ее словам, такие незапланированные расходы по лекарствам возникают часто. Зачастую, такие случаи решаются между поликлиниками.
— Иногда, когда у нас возникают такие проблемы, мы используем заявку внутри нашей области. К примеру, у поликлиники №4 в остатках есть лекарства, а у нас другие – в излишке, мы можем с ними обменять, но для этого я напишу письмо в ТОО «СК-Фармация» и поставлю единого регионального дистрибьютора в известность, — сказала Талшин Исекешева.
Так как же таблетки проходят свой путь до пациента?
1. Врач подаёт заявку фармацевту или провизору, планируя количество пациентов по электронному регистру (он есть у врача каждого профиля)
2. Затем она обсуждается с координатором по лечебной части
3. Двустороннее согласование облздравом и ФОМС
4. Заявку передают в ТОО «СК-Фармация» (единый дистрибьютор)
5. ТОО «СК-Фармация» запускает процедуру закупа
6. В декабре поставщики поставляют лекарства на склады ТОО «СК-Фармация»
7. В январе со складов ТОО «СК-Фармация» лекарства поставляют в аптеки поликлиник области
8. Провизоры в аптеках раз в месяц выдают пациентам положенные бесплатные лекарства.
В то, что рассказывает Талшин Искешева, наверняка, Нина Воробьева не поверит. Ведь, по факту, в аптеках поликлиник и по сей день можно встретить диабетиков, гипертоников и других пациентов, которые месяцами не могут получить бесплатные лекарства. Поэтому мы обратились за комментариями в областной филиал ТОО «СК-Фармация», которое централизованно закупает и поставляет в область лекарства, которые должны бесплатно раздаваться таким больным.
— Дело в том, что у единого дистрибьютора есть преимущество – у нас есть возможность проводить закупки лекарств заранее. Обычно для поставки в следующем году закуп начинаем с середины предыдущего года. Где-то в июле Министерство здравоохранения приказом спускает нам список лекарственных средств и медицинских изделий для закупа. Через систему единой дистрибуции мы сразу же запускаем все процедуры, — рассказал Талгат Абдигалиев, региональный представитель ТОО «СК-Фармация» по ЗКО.
По словам Талгата Абдигалиева, стандартно тендерные процедуры занимают порядка двух месяцев, не говоря уже о сроках для сбора заявок от медицинских организаций. Поэтому, начав закупочные процедуры в середине сентября, к ноябрю у них уже есть понимание, что закуплено, и, если не закуплено, то по каким причинам. Более того, хватает времени эти причины устранить, подняв вопрос проблемного закупа на уровень министерства. К тому же, на руках уже есть большая часть договоров с поставщиками лекарств, и в ноябре-декабре начинается поставка препаратов на склады компании, чтобы мы смогли начать отгружать их в больницы с начала января.
— Единственная причина, из-за которой в этом случае у нас могут возникать задержки в январе, – это то, что, по закону, мы можем заключать договоры с больницами только после нового года, когда им уже утвержден бюджет на новый год. Но эта схема уже достаточно отработана, больницы стараются запастись необходимыми препаратами на этот период, — дополнил Талгат Абдигалиев.
Проблема с бесплатными лекарствами дошла и до министра здравоохранения.
Елжан Биртанов в интервью журналисту informburo.kz, сказал,что «Одна из причин была в том, что на местах – в управлениях здравоохранения, поликлиниках – была неправильная система планирования, то есть они не учитывали реальное количество больных, приток пациентов из одних лечебных учреждений в другие. Также не учитывались факторы того, что меняются торговые наименования лекарств. Ежегодно лекарства проходят перерегистрацию, и в связи с этим были факты неправильного планирования, и регионы либо перезаказывали препараты, и они находятся в больших остатках, либо досрочно заканчиваются, что мы видели в конце прошлого года и в прошлые годы регулярно. Вторая проблема была в финансировании. Местные бюджеты финансировали зачастую из собственных возможностей, но попросту лекарств не хватало».
Что и говорить, слушая пациентов и чиновников здравоохранения, складывается ощущение, что они обитают на разных планетах. ТОО «СК-Фармация» и врачи поликлиник уверяют, что проблем с доступом к бесплатным лекарствам в области нет, а пациентов, которые не могут эти лекарства получить, меньше не становится.
Мы побывали в аптеке поликлиники №3. Там мы встретили 75-летнюю Татьяну Михайловну. Она – инвалид второй группы, и, по ее словам, она третий месяц приходит в эту аптеку в надежде, что получит положенные ей бесплатные лекарства.
— За эти три месяца я еще ни разу лекарства бесплатно не получила. И это очень странная ситуация. Потому что эти же лекарства можно купить в других аптеках, но стоят они очень дорого. Поэтому эти сказки облздрава о том, что бесплатные лекарства есть, и их всем хватает, я уже спокойно слушать не могу. Меня лично это вранье очень возмущает, — сказала нам пенсионерка.
В каких случаях можно претендовать на бесплатные лекарства?
Бесплатные лекарства положены всем гражданам страны на основании приказа министра здравоохранения №666 от 29 августа 2017 года «Об утверждении перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в том числе обеспечении отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными или льготными лекарственными средствами и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне».
Несколько шагов для получения бесплатных медикаментов:
— необходимо прикрепиться к поликлинике по месту жительства;
— встать на диспансерный учет и находиться под наблюдением врачей, в том числе у участкового терапевта или профильного специалиста;
— получить бесплатный рецепт в случае, если заболевание включено в перечень, утвержденный приказом министра здравоохранения. Такой рецепт выписывается только участковыми врачами и профильными специалистами медицинских организаций;
— получить лекарства по рецепту в аптеке (при поликлинике), являющейся поставщиком услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
— При длительном курсовом лечении пациенту выписываются лекарства на месяц. Отметим, что количество выписанных больным препаратов указывается из расчета курса лечения, а нуждающимся в постоянном лечении – на три месяца.
С полным перечнем можно ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения www.mz.gov.kz, а также на сайте Центра рационального использования лекарственных средств РЦРЗ druginfo.kz в разделе «Нормативно-правовые акты».
Информацию о правах на бесплатные лекарства вы можете получить, позвонив на телефонную линию: 8 800 080 88 87. Звонок по Казахстану бесплатный.
Что делать, если в аптеке вам отказали в выдаче лекарств?
В случае, если фармацевт отказывается выдавать медикаменты или просит заплатить за них, то вы можете обратиться в лекарственный информационно-аналитический центр по номеру «горячей линии» 1439, который создан при Министерстве здравоохранения Казахстана.
В конце прошлого года Министерство здравоохранения Казахстана, фонд социального медицинского страхования (ФСМС – далее) и ТОО «СК-Фармация» запустили новый вид мониторинга предоставления бесплатных препаратов: пациентам стали рассылать SMS-сообщения для подтверждения получения лекарств. За месяц получателям медикаментов отправили 190 тысяч SMS-сообщений.
«По итогам рассылки фонд зарегистрировал 2881 отзыв от пациентов, из которых 441 человек не получил препарат, 32 не состоят на диспансерном учёте и никогда не получали бесплатных лекарств, 10 человек получили медикаменты частично», – говорится в отчёте фонда.
ФСМС составил список медицинских учреждений, в которых выявили наибольшее количество несоответствий данных об обеспеченных рецептах – о тех, которые выписали врачи и якобы получили пациенты.
«Рассылка SMS-уведомлений позволила вовлечь в систему контроля самих пациентов. Благодаря их участию в мониторинге удалось выявить факты несоответствия между отметками в информационной системе «Лекарственное обеспечение» о получении препаратов и их фактическим обеспечением», – сообщила и.о. председателя правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Ботагоз Жакселекова. Мария Драчёва
Мария Драчёва, фото Артема Букреева.