Стыд, страх, трагедия. Почему дети беззащитны перед насилием со стороны взрослых?
Если мы хотим бороться с сексуальным насилием в отношении детей, надо говорить с ними о сексе и связанном с ним опасностях. Но ни родители, ни педагоги не готовы приступать к такому разговору с детьми. Однако именно система запретов и ограничений делает детей беззащитными перед педофилами, утверждают специалисты.
Шокирующие истории об очередном насилии над ребенком периодически появляются в социальных сетях, вгоняя в ужас родителей. Одна из последних – подозрение жителя поселка Жана Омир Теректинского района в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении двух девочек 4 и 5 лет. Следствие до сих продолжается, идут экспертизы.
За 7 месяцев текущего года в области возбуждено 7 уголовных дел по ст. 121 «Насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних», тогда как в предыдущем, 2018-м, таких дел было зарегистрировано два.
ЮНИСЕФ на основе своих исследований в Казахстане утверждает, что в нашей стране насильственным сексуальным действиям подвергается 1% детей.
Стыдно? Преступно!
В Уголовном кодексе есть еще две статьи – статья 120 «Изнасилование несовершеннолетнего» и статья 124 «Развращение малолетних», — напоминает заместитель прокурора области Александр ЦУРАНКОВ.
— Насильственные действия сексуального характера — это ЧП. Таких в структуре от общих преступлений процентов 20. Это когда схватил ребенка, затащил куда-то, бил, душил, принуждал к извращенным действиям. Таких фактов у нас практически нет. Основная масса такого рода преступлений — без изнасилования, но это, тем не менее, тяжкое преступление. Мы выявляем насильственные действия сексуального характера – прикосновение, контакт в извращенной форме. Все приговоры по таким обвинениям – суровые. Такие дела из разряда тяжких, минимум 12 лет лишения свободы.
Зачастую насильниками становятся родственники, соседи, знакомые люди, говорит зампрокурора. Выявлена закономерность — 70 процентов такого рода преступлений происходит в сельской местности. Эти дети не так подготовлены, они не понимают, что с ними делают, тем более, если это не прямое насилие. Причем, когда насилие над ребенком обнаруживается, то родители стараются замалчивать беду.
— «Уят», эта тема постыдна для обсуждения в семье. Как показывает практика, обращаются в полицию родственники — тети, бабушки, когда они видят, что с ребенком что-то не так. Выявляются эти преступления еще и через органы здравоохранения – при обнаружении беременных детей, не достигших 18-летнего возраста.
Нужны открытость и доверие
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности детей — по такому поводу прокуратура области провела в конце сентября координационное совещание с рядом госорганов, в том числе с управлением образования. Какие рекомендации последовали в адрес руководства управления образования?
— В основном, мы обсуждали, как не допустить сексуальное насилие над детьми. Среди рекомендаций было выявление неблагополучных семей, которые входят в зоны риска, своевременность постановки их на учет. Педагоги могут выявлять изменения в поведении детей. Надо обучать завучей, социальных педагогов. Есть проблемы с педагогическими коллективами, не все обучены таким методикам.
Самой лучшей профилактикой преступлений против половой неприкосновенности детей в прокуратуре считают открытые, доверительные отношения между родителями и детьми, учителями и учениками.
— Ребенок должен знать не только, что хорошо, что плохо, но и к кому он может обратиться, кому сообщить. К маме? Она может не поверить. К педагогу? Никто не хочет портить благополучную социальную картину учебного заведения. Каждый сигнал должен быть проверен. Пусть это будет ложный сигнал, но он должен быть проверен своевременно.
«Отношения между мужчиной и женщиной должны обсуждаться родителями с детьми. Педагоги должны делать то же самое. Для этого какие-то методики должны быть, обучающая программа. Есть часы правового воспитания в школах. Нельзя бояться стыда, осуждения, если мы хотим защитить детей», — заключил зампрокурора.
Снять запреты
Учителя не заинтересованы заниматься профилактикой сексуального насилия над детьми, для них это дополнительная нагрузка, — говорит Зарина Джумагулова, руководитель центра детской безопасности «Ангел». У Зарины есть основания так утверждать — в прошлом году, по предложению прокуратуры Алматы, она и ее тренеры провели обучающий курс в восьми школах южной столицы.
— Прокуратура города и управление образования подписали с нами меморандум, и мы провели ряд обучающих тренингов личной безопасности для учеников 3-4-х классов. Собирали детей в группы по 50-100 человек. Провели мы их бесплатно как социальные предприниматели. Прокуратуре и управлению образования очень понравилась наша работа, — рассказывает Зарина.
Методика работы детских тренеров личной безопасности основана на поощрении. Курс интерактивный, новые навыки тут же закрепляются на практике в игровой форме, по словам основателя центра «Ангел».
— Дети с интересом включались в такую работу, рассказывает Зарина. — Мы не запугиваем, потому что это не работает. Ребенок и так только и слышит – нельзя то, нельзя другое. И еще один запрет, например, не разговаривать с незнакомым человеком, он просто не слышит, не воспринимает, это признают и сами родители. Мы работаем, используя слова «можно», «нужно», что можно и нужно себя защищать. И, если вам что-то не нравится, надо говорить вслух об этом. И ребенок воспринимает правильно.
Обычно человек теряется в этой ситуации, если он в ней никогда не был. С детьми, — говорит руководитель центра «Ангел», — происходит то же самое. И первая их реакция — у него перехватывает горло.
— Мы замеряем уровень крика у детей, и выявляем, что у большинства психологический зажим, они не могут кричать. Потому что все воспитание в семье, школе основано на запретах – нельзя громко разговаривать, нельзя кричать. И у детей атрофируется способность громко кричать. На нашем курсе мы в игровой форме позволяем ребенку раскрепоститься, убрать этот зажим. Что обычно делают родители, услышав очередную страшную новость о насилии над ребенком? – продолжает Зарина. — Запугивают своих детей. А дети очень впечатлительны. И в опасной для себя ситуации они замирают, впадают в ступор. Все его реакции замедляются. А надо действовать в первые три секунды – такое правило.
«Те дети, кто запуган, кто живет в ограничивающих установках, становятся жертвами насильников в первую очередь», — предупреждает директор центра детской безопасности.
— Да, мы знаем, что сексуальное насилие совершают, в основном, в близком круге родственников. В нашу обучающую программу вшита защита личных границ – кому можно доверять, кому — нельзя в отношении прикосновений, поцелуев. Обучаем правилу — что любое взаимодействие с ребенком идет только через маму и папу, только в их присутствии. И, если вам что-то не нравится, надо говорить вслух об этом. Педофилам очень не нравится, когда им в лоб говорят: «А вы что делаете?».
Зарина Джумагулова считает, что курс о базовых основах личной безопасности должен быть внесен в школьную программу. И дополнительно должно идти просвещение родителей о том, как обучать детей сексуальной грамотности.
Готовы ли в областном управлении образования для профилактики сексуального насилия над детьми прибегать к помощи специалистов по детской безопасности за пределами школьной системы? Из услышанного от специалистов управления я поняла, что их программа ничего нового не предусматривает.
«Система наших школ везде одинаково консервативна, и у нас, в Алматы, управление образования работало с нами с оглядкой на прокуратуру», — объясняет директор центра «Ангел» Зарина Джумагулова. От нее я услышала ободряющую новость – из Уральска несколько человек запросили у нее обучение на тренера детского обучения.
Тамара Еслямова